Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Р.Е.Смит (1986)




Перетренированность и уровень физической активности

Значительные физические нагрузки, особенно продолжительные, приводят к повышению степени нарушения настроения. Чем выше уровень физической нагрузки, тем выше степень нарушения.

В одном исследовании изучали влияние повышенных тренировочных нагрузок на эмоциональное состояние и уровень физической активности дзюдоистов Олимпийцев (Merphy, et al., 1990). В течение 4 недель повышали объем общефизических нагрузок, а затем в течение 2 недель – объем специальных физических нагрузок.

Если в первом случае не наблюдали увеличения степени отрицательных эмоциональных состояний, то во втором – повысился уровень гнева и тревожности (симптомов депрессии не отмечалось). Как в первом таки во втором случае наблюдали снижение уровня физических показателей (силы и анаэробной выносливости).

Перетренированные и переутомленные спортсмены имеют высокую степень риска возникновения нарушений эмоционального состояния, сто может привести к снижению уровня спортивной деятельности и уходу из спорта. Поэтому тренеры и преподаватели должны тщательно контролировать уровень тренировочных и соревновательных нагрузок каждого спортсмена.

модель «выгорания»

Ситуация – включает взаимосвязь потребностей и возможностей. Если потребности ситуации превышают возможности потенциальные ресурсы, имеет место стресс, который со временем может привести к выгоранию. Например, у молодых спортсменов такие факторы как потребность во времени, недостаточный уровень развития навыков и умений, однообразие, трудности во взаимоотношениях с тренером и высокие уровни соревновательных нагрузок могут быть источниками стресса.

Когнитивная оценка – то есть то, как человек оценивает или интерпретирует ситуацию. Ничего не бывает хорошим или плохим, таким его делают наши мысли. Тренер проигрывающей команды может испытывать страх, что он потеряет работу. Другой в этой же ситуации может воспринимать её как «вызов» и как возможность доказать, что его команда способна преодолеть невезение. Реакцию на ситуацию, как правило, обусловливает не какой-то факт, а то, как этот факт воспринимается. Многие люди являются жертвами своей веры в значимость успеха, которая предрасполагает их к неадекватным стрессовым реакциям (Ellis, 1962)

Физиологические реакции – если вы оцениваете ситуацию как неблагоприятную или «угрожающую», то со временем, в результате постоянного стресса могут произойти физиологические изменения – могут повыситься напряжение, раздражительность и утомление.

Жертвы выгорания практически не испытывают положительных эмоций. У них могут развиваться нарушения сна, восприимчивость к заболеваниям и апатия. Спорт, который раньше приносил удовольствие и радость, теперь приносит только напряжение и гнев.

 

Тренеры, стиль работы которых ориентирован на заботу о своих спортсменах, как правило, более восприимчивы к «выгоранию» по сравнению с тренерами, которые исповедуют, авторитарны стиль работы, ориентированны на достижение цели.

Вот типичный сценарий возникновения «выгорания» спортсмена. Спортсмен в течение длительного периода времени демонстрирует невысокие результаты, он пытается компенсировать эту неудачу за счет увеличения объема тренировочных нагрузок. В результате образуется порочный круг – перетренированность приводит к переутомлению. Со временем может возникнуть «выгорание».

Этапы и оценка степени «выгорания».

протестировать слушателей МВI

Процесс «выгорания» длиться определенное время и не возникает в одночасье. Человек, как правило, проходит несколько этапов, ведущих к «выгоранию».

1. Утрата индивидуальности (деперсонализация) – при эмоциональной удаленности и отдаленности вы отмежёвываетесь от других.

2. Сниженное ощущение личного вклада – вы чувствуете, что больше не вносите свой вклад в общее дело, что не выполняете того, что должны выполнять. Вы больше не получаете удовольствия от занятий спортом или физической культурой.

3. Изоляция – вы изолируете себя от товарищей по команде или партнеров и ищите оправдания, чтобы не соревноваться или не заниматься физическими упражнениями.

4. Эмоциональное и физическое изнеможение – вы полностью «разрушены эмоционально или физически. Процесс «выгорания» завершился, поскольку у вас нет желания ни соревноваться, ни заниматься, а также нет для этого сил.

 

Для оценки степени выгорания используется анкета «выгорания» адаптированная для (игрока) (см Приложение1). (Maslach, Jaskson,1984) – надёжный инструмент оценки степени «выгорания», который может быть использован в сфере спорта и физической культуры. Она особенно эффективна, когда нужно оценить «выгорание» преподавателей, проводящих много времени на работе и расходующих много психической и эмоциональной энергии, а также спортсменов, тренеров.

 

Профилактика и устранение «выгорания»

Приведенные выше рекомендации направлены на то, чтобы помочь специалистам в области спорта и физической культуры, предотвратить или устранить «выгорание» спортсменов:

1. Определение краткосрочных соревновательных целей – обеспечивает обратную связь, свидетельствующую, сто спортсмен находится на верном пути, повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочной цели – успех, который повышает степень самовосприятия. К концу сезона очень важно включить цели, доставляющие удовольствие. Например, если команда действительно хорошо поработала, тренер может сказать, что цель тренировочного занятия – просто получить удовольствие. Он может разрешить футболистам поиграть в баскетбол или предложить поиграть в свое удовольствие это позволит снизить монотонность и однообразие тренировочного процесса. Обеспечение положительной (поддерживающей) атмосферы сразу же после соревнований.

2. Общение. Спортсмены, тренеры должны делиться своими чувствами с коллегами и искали у них социальную поддержку. Когда вы делитесь отрицательными чувствами со своими коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование «тайм – аутов». Очень важно для обеспечения физического и психического благополучия брать «тайм – аут», то есть отдыхать от работы и других нагрузок. Люди в области спорта, работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

Миф о том, что чем больше спортсмен тренируется, тем лучше, все еще распространен в мире спорта. В месте с тем еженедельная тренировочная и соревновательная деятельность ведет к психическому и физическому утомлению. Снижение количества тренировочных нагрузок, а также интенсивности физических упражнений способствует психическому здоровью.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и внутренняя, положительная речь, значительно снижают уровень стресса, ведущего к «выгоранию». Определяя реальные цели, спортсмен находит время и для спорта, и для личной жизни, что способствует предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые могут обеспечить социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения относительно ваших действий.

6. Контроль послесоревнователных эмоций. Большинство тренеров и спортсменов знают об отрицательных предсоревновательных эмоциях. Однако мало кто обращает внимание на свои эмоции после игры. После финального свистка эмоции не всегда устраняются. Они очень часто усиливаются и находят выражение в послематчевых ссорах, стычка, пьянстве и.т.д. Хеншен (1992) дает рекомендации тренерам, как снимать послематчевый стресс.

Способы снижения уровня послесоревновательного стресса у спортсменов (рекомендации тренеров)

1. Обеспечение положительной (поддерживающей) атмосферы сразу же после соревнований.

2. Концентрация внимания на эмоциональном состоянии игроков, а не на собственном.

3. Стремление находиться после соревнования вместе с командой

4. Обеспечение реальной оценки действий каждого игрока.

5. Беседа со всеми игроками команды, даже с теми, кто не принимал участия в соревновании.

6. Обеспечение совместной деятельности всех членов команды после матча (например, ужин всей команды, поход в кино и.т.п.)

7. Изолируйте спортсменов после соревнования от родителей и друзей.

8. Не позволяйте членам команды восхищаться своими успехом или впадать в депрессию из-за проигрыша.

9. Начните подготовку к поединку с очередным соперником на следующем же тренировочном занятии.

 

7. Поддержание высокой спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь Неправильное питание, увеличение или чрезмерное снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытывает определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться психически устойчивым.

 

 

Приложение 1.

Анкета «выгорания» адаптированная для (игрока)

(Maslach, Jaskson,1984) – надёжный инструмент оценки степени «выгорания», который может быть использован в сфере спорта и физической культуры

Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение и решите, насколько оно соответствует, вашим ощущениям в отношении тренировочного процесса. Укажите, как часто у вас возникало это чувство, поставив соответствующую цифру (от 1 до 7), а также насколько сильным оно было (также поставив соответствующую цифру от 1 до 7). Помните чем честнее, вы отметите в баллах свои ощущения, тем точнее будет ваш результат. Полученные данные никому не будут показаны, а после обработки вместе с вами и тренером, будут обсуждены.

Минимальным считается количество баллов, набранное вами по обоим показателям как часто и насколько сильно в пределах от 22 до 44 не часто и не сильно – выгорания нет; от 77 до 154 – выгорание наступает, необходимо корректировать деятельность; от 45 до 76 симптом выгорании не выражен, но и не отсутствует.

Возможны варианты, когда каждая шкала выражена до 25 балла несильно и не часто, 26-51 обе шкалы выражены средне, 52-77 шкалы выражены сильно и часто.

 

Сумма баллов по 1 шкале «как часто» =

Сумма баллов по 2 шкале «насколько сильно» =

Общая сумма =

Например: по 1 шкале у Вас 22 балла, т.е состояние проявляется не часто, а по 2 шкале 67 баллов – состояние позволяющее говорить о его силе, наблюдается не часто, но достаточно сильно проявляется. В таком случае необходимо анализировать те ответы, по которым проставлены высокие баллы. Общая сумма = 89 баллов, т.е. выгорание наступает. Сумма близкая к 22 говорит о безразличии.

 

Бланк для ответов

Напишите свою Фамилию и имя________________________________

 

Как часто 1 2 3 4 5 6 7

не часто очень часто

Насколько сильно 1 2 3 4 5 6 7

не часто очень часто

 

Как Насколько

часто сильно

1 – 7 1 – 7

1. __________ ____________ Я чувствую себя полностью

измученным к концу тренировки

(соревнования)

2. __________ ____________ Я чувствую усталость, встав с

постели и зная, что мне предстоит

тренироваться (соревноваться)

3. __________ ____________ Я чувствую, что отношусь к

соперникам и судьям как

безликим объектам

4. __________ ____________ Работа с товарищами по команде

и тренером, является для меня

весьма напряженной.

5. __________ ____________ Я ощущаю, что отрицательно

влияю на других членов команды

(товарищей по секции)

своим поведением.

6. __________ ____________ Я опасаюсь, что соревнования

делают меня эмоционально жестким

7. __________ ____________ Я ощущаю спад энергии

 

8. __________ ____________ Я чувствую разочарование о

своем участии в соревнованиях

9. __________ ____________ Мне кажется я слишком

выкладываюсь во время соревнования

10. __________ ____________ Я чувствую, что, будто нахожусь

в безвыходном положении

11. __________ ____________ Я чувствую, что тренер

и товарищи по команде

обвиняют меня в своих неудачах

 

Данные Wienberg, Richardson (1990)

 

«Кредо» Томаса Гордона

Вы и я поддерживаем отношения, которые я ценю, и которые хотел бы продолжать. При этом каждый из нас является своеобразной личностью со своими собственными потребностями и правом удовлетворять эти потребности. Я буду пытаться на самом деле принимать ваше поведение, когда вы стараетесь удовлетворить мои потребности или когда вы удовлетворяете ваши собственные.

Когда вы делитесь своими проблемами со мной, я буду стараться слушать внимательно и понимающе и попытаться облегчить вам поиск вашего собственного решения, а не делать вас зависимым от моего. Когда у вас возникают проблемы в следствии того, что мое поведение мешает вам удовлетворять ваши потребности, я буду стараться расположить вас к тому, чтобы вы сказали мне открыто и честно о том, что вы чувствуете. Я буду внимательно вас слушать и изменять свое поведение, насколько это возможно.

Вместе с тем когда ваше поведение будет мешать мне удовлетворить мои потребности, заставляет меня испытывать негативные чувства к вам, я буду стараться разделить мою проблему с вами и сказать на сколько это возможно открыто и честно, что я чувствую, веря в то, что вы настолько уважаете мои потребности, чтобы выслушать меня и постараться изменить свое поведение.

Тогда же, когда мы вместе не можем изменить своего поведения в такой степени, чтобы наши потребности удовлетворялись, когда мы найдем что они противоречат друг другу, мы сможем разрешить такой конфликт, не прибегая ни к моей, ни к вашей власти, чтобы ни кто не платил за победу другого. Я уважаю ваши потребности, но я также уважаю и свои потребности. Следовательно, мы будем искать такие решения, которые будут приемлемыми для обеих сторон. В этом случае ваши потребности будут удовлетворены, но так же и мои, и не будет ни побежденных, ни победителей; мы оба выиграем.

В результате вы будете продолжать свое личностное развитие, удовлетворяя свои потребности, но так же буду и я. Наши взаимоотношения могут всегда оставаться здоровыми, поскольку будут полностью удовлетворять нас. Каждый из нас может стать тем, чем он способен стать, и мы можем, продолжать относится друг к другу с чувством взаимоуважения и любви, дружески и мирно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.