Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество и правовое государство




Под правовым государством понимается такая организа­ция политической власти, которая создает условия для на­иболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помо­щью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

К концу XX столетия в ряде стран (ФРГ, США, Фран­ция и др.) были созданы типы правовых и политических си­стем, во многом соответствующие идеям правовой государ­ственности. На основе теории и обобщения исторической практики ученые выделяют признаки (принципы) правово­го государства, отличающие его от государства вообще, дру­гих типов государств.


i И. Кант для обозначения своей модели употреблял

| термин «правомерное государство». Термин «правовое, государство» утвердился в научной литературе позже, 1 в первой трети XIX в.

Основополагающий принцип правового государства — вер­ховенство права в обществе. Он означает решение всех вопро­сов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать об­щественные интересы, облекая их в форму законов. Право де­тально регламентирует компетенцию органов государства. Право, в отличие от других социальных норм (морали, обы­чаев, традиций, религиозных норм), носит формально опреде­ленный (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его ор ганов и должностных лиц. Например, в 90-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов.

Однако правовое государство цементирует не столько уг­роза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. «Без подчинения себя некоему высшему обязывающему началу, общество, — как отмечал русский философ П. И. Новгород­цев,— подвержено самоуничтожению и разрушению».

Подчеркнем, что право лишь тогда становится правом, когда ориентируется на права человека и закрепляет их в законах. В противном случае законы могут иметь противо­правный характер и вряд ли вызовут уважение граждан. Иными словами, в правовом государстве должны действо ватъ правовые законы: гуманные, справедливые, закрепля­ющие права человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантирован-ность — еще один признак правового государства. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное суще­ствование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует че­ловеку государство. Они принадлежат ему от природы и яв­ляются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, по­литической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь друго­го человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Рус-


ский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои пра­ва, человек должен понимать, что ему дозволено и не доз­волено, что другие люди тоже наделены аналогичными пра­вами, которые он должен признать, учесть, уважать.

Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей. Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осу­ществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграни­чение направлено на то, чтобы удержать власть от возмож­ных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех вет­вей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положе­ние занимает законодательная власть, ибо именно она обле­кает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии высту­пает так называемая система сдержек и противовесов.

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополни­тельных финансовых средств. Возможность выражения недо­верия правительству со стороны законодательной власти сба­лансирована возможностью роспуска парламента Президентом.

Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В пределах своей компетенции они рассматривают конкретные дела, сторонами которых явля­ются другие федеральные органы власти. В системе разде­ления властей особое место принадлежит Конституционному суду. Он решает дела о соответствии Конституции федераль­ных законов и других нормативных актов, разрешает споры между федеральными органами власти, осуществляет толко­вание Конституции.

Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из трех ветвей власти, а обеспечивает согласова­ние их деятельности. Он вправе применять вето в отноше­нии недостаточно глубоко продуманных законопроектов. В свою очередь, законодательная власть может применять в отношении Президента механизм импичмента (т. е. отстра­нения от должности).

Принимая законы и другие политические решения, госу­дарство берет на себя конкретные обязательства перед лич­ностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться об-


щим установлениям государства, выполнять свои конститу­ционные обязанности. Следовательно, для правового государ­ства характерен принцип взаимной ответственности государ­ства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают адми­нистративный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дис­циплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответст­венность должностных лиц государства любого уровня за на­рушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. На правовых нача­лах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, со­ответствовать тяжести совершенного проступка.

Отметим, что к началу XXI в. с развитием международ­ной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть — подчинение национальных правовых систем международному праву.

Итак, основными принципами правового государства яв­ляются: верховенство права в обществе, разделение государ­ственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.

Правовое государство, как вы знаете, тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естест­венными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои част­ные интересы и цели, например в материальном благополу­чии, семейной жизни и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникно­вению связей и взаимодействий между индивидами и соци­альными группами, порождая определенные институты, на­пример семью, творческие союзы, потребительские органи­зации и пр. Так складывается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Рассматривая гражданское общество как систему, его от­ношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной,


политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятель­ности.

Социальная подсистема — это первичный, основополага­ющий пласт гражданского общества. Она охватывает сово­купность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупны­ми блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первич­ные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижни­ков. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом, шах­матами), совместного решения определенных проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнем, что группы интересов могут иметь органи­зационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан, напри­мер общества рыболовов, филателистов, защитников живот­ных, профессиональные союзы, молодежные организации и т. д. Другие заинтересованные группы возникают стихий­но — как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а высту­пают как гражданские инициативы (например, «Каждому двору — детская площадка»). Инициативные группы граж­дан используют такие средства, как собрания, демонстра­ции, пикетирования и пр. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах граждан­ского общества, оказывая на них большое влияние.

Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребнос­тей людей. Здесь действуют частные, муниципальные, акци­онерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйст­ва, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательст­во. (Объясните почему.) В ней создаются также торговые и другие организации. Однако отношения распределения, об­мена и потребления, являясь составной частью экономико-хозяйственной подсистемы, функционируют и в рамках со­циальной подсистемы (например, союзы потребителей).

Духовно-культурная подсистема призвана удовлетворять потребности людей в образовании, духовном самосовершен­ствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей


в гражданском обществе осуществляется через негосударст­венные институты: образовательные, воспитательные, науч­ные, культурные, конфессиональные учреждения. Консоли­дирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравствен­ные ценности.

Многие ученые относят к духовно-культурной подсисте­ме и негосударственные средства массовой информации: ра­дио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты). Среди политологов все чаще высказывается мнение, что СМИ следует рассматривать как отдельную информаци­онную подсистему гражданского общества, имея в виду ее сквозной характер.

Политическая подсистема включает, прежде всего, му­ниципальные коммуны (от лат. municipium — самоуправля­ющаяся община). Это власть на местах, или местное само­управление. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движе­ния, которые, будучи группами интересов, перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вме­сте с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие другие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Напри­мер, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество люби­телей животных требует от местной власти (самоуправле­ния) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Подчеркнем, что рассмотренные нами подсистемы граж­данского общества являются условными, ибо в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В России гражданское общество находится в стадии ста­новления. Ускорению этого процесса призвана способство­вать реформа местного самоуправления.

Напомним, что под местным самоуправлением понима­ется негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообще­ством при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно новому законодательству, органы местного са­моуправления формируются на двух уровнях. Во-первых, на уровне городов (городских округов — городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во-вторых,


на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими посе­лениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанав­ливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почто­вых ящиков в домах и пр.

Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обес­печивают муниципальные районы медицинскими и образова­тельными услугами. Но на самих муниципальных районах ле­жит ответственность за ремонт школы или поликлиники.

Города, являющиеся самостоятельными муниципальны­ми образованиями (т. е. не входящие в состав других муни­ципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как посе­ления, так и муниципального района. Таким образом, раз­ные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций.

Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых по­ступлений. Распределение этих средств ориентировано на со­здание условий для успешного решения местным самоуправ­лением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.

Вводится также новая концессиональная модель муници­пального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собствен­ность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется ин­вестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собствен­ность остается муниципалитету.

Подчеркнем, что эффективная деятельность местного са­моуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающее­ся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каж­дого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возни­кает социальная активность, стремление совместными уси­лиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят,


что они имеют дело с государством дважды: когда вынима­ют почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела граж­данского общества, а обеспечивает условия для его нормаль­ной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно — то самое окно, о котором го­ворят: «Откроешь — шумно, закроешь — душно». «Откры­тое окно» — это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществ­ляется в различных формах. Это медиаконтроль, т. е. кон­троль со стороны средств массовой информации. Это и пар­тийный контроль, в первую очередь со стороны полити­ческой оппозиции. Своеобразной формой общественного кон­троля является система социального партнерства. Суть ее — в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, со­ветников, консультантов при разработке того или иного вла­стного решения. Оперативная и адекватная оценка общест­венного мнения, его учет органами власти — важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.

Новой формой гражданского контроля должна стать рабо­та Общественной палаты. Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005 г.), она формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представите­лей общероссийских объединений и 42 представителей реги­ональных и межрегиональных общественных объединений.

Одна из контрольных функций палаты — проведение экс­пертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу авторов, Обществен­ная палата должна работать с законопроектом на этапе его создания и проводить экспертизу ко второму чтению. Реше­ния палаты имеют рекомендательный характер и рассмат­риваются в обязательном порядке соответствующими орга­нами власти.

Другой функцией Общественной палаты является осуще­ствление контроля за деятельностью исполнительных орга­нов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств. Особое внимание будет обращаться на то, как ис­пользуются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам.

Важнейшая задача палаты — поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Она при-


звана обобщать все идеи, возникающие на местах, и пред­ставлять их обществу в виде общефедеральных проектов. Иными словами, Общественная палата должна формировать для государственной власти социальный заказ по эффектив­ному управлению обществом и государственному строитель­ству в целом.

Общественная палата должна стать «глазами, ушами и душой» как органов власти, так и общества. -$Ш Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление. ЯК Термины: социальное партнерство, группы интересов.

Проверьте себя

1) Что понимается под правовым государством? 2) Оха­рактеризуйте его признаки. 3) В чем сущность и значимость гражданского общества? 4) Что представляет собой система местного самоуправления в России? 5) В каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельно­стью институтов публичной власти?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали
неопровержимые доказательства того, что президент США,
республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в
штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающе­
го устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское
дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона
виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие прин­
ципы правового государства проявились в «уотергейтском
деле»? Свой ответ поясните.

2. Граждане развитых демократических стран создают по
месту жительства так называемые общества «самопомощи»,
которые оказывают медицинские и иные услуги больным,
престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского об­
щества действуют эти организации? На каком уровне мест­
ного самоуправления они возникают? Ответы поясните.

3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского об­
щества.

4. В тексте параграфа отмечается, что развитое граждан­
ское общество является следствием интеллектуального и
нравственно-правового развития граждан. Как вы понимае­
те эту мысль? Раскройте ее на примерах.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями русского философа и правоведа Б. А. Кистяковского (1868—1920) о правовом государстве.

В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не аб-


солютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положе­ны известные пределы, которых она не может преступать. Такие пределы или границы создаются, однако, не какой-либо другой государственной или хотя бы негосударственной властью, а известными принципами или правовыми отноше­ниями, которых государственная власть не может нарушать. Государство не имеет право стеснять или нарушать субъек­тивные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан, иначе как по суду. Этот неприкосновенный характер некоторых субъ­ективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав че­ловека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях. Впервые на европейском континенте декла­рация прав была провозглашена французским Националь­ным Собранием в 1789 г., затем она была принята с неко­торыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.

Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Философия и социология права / Сост. В. В. Сапова. —

СПб.: РХГИ, 1999.—С. 536.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем выражается право­вой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приве­дите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, на­зовите документ, в котором провозглашенные права человека рас­сматриваются в качестве современных международных стандартов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.