Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМИ в политической системе общества




Роль СМИ в политической жизни

Вспомните:

каковы функции политической системы общества? В чем состоит влияние идеологии и политической психо­логии на политическое поведение людей? Как осуществ­ляется коммуникация между людьми?

Во второй половине XX в. в политической жизни обще­ства значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием «средства массовой информации (СМИ)». В последние годы политическая ин­формация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.

Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на лю­дей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан

7~Л Н Боголюбов, 11 кл


к власти, их позиция на выборах и т. п. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздейст­вовать на сознание людей и управлять их поведением. Не случайно СМИ стали называть «четвертой властью».

Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различ­ные точки зрения. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ.

Попытаемся разобраться в том, как рассматривает поли­тическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

Средствами массовой информации называют средства со­здания, тиражирования и распространения информацион­ных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят «средства массовой коммуникации»). К ним относят перио­дические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (те­левидение) информации.

В политологии средства массовой информации определя­ются как совокупность каналов распространения информа­ции, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения спе­цифических социальных функций.

Ключевым словом в этом определении является «инфор­мация», под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социаль­ной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятель­ности. Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение инфор­мации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный пре­имущественно в одном направлении (хотя существует воз­можность и обратной связи) поток информации — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распростране­ния. Ее содержание открыто для всех.


Современную политическую жизнь невозможно предста­вить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфиче­ские функции включают выбор и комментирование инфор мации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключает­ся в приобщении людей к политическим ценностям, нор­мам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятель­ность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на по литику. С этим также связана функция формирования обще­ственного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям. «Свобода совести, образования, слова, собраний состав­ляет основы демократии, и все они были бы аннулиро­ваны, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы».

Ф. Рузвельт

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной ра­ботой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (изда­тельствах газет, радиовещательных корпорациях, телецент­рах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми со­оружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Консти­туции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информа­ции». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. ста­ли важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного меха­низма функционирования власти в обществе, занимает зна­чительное место в его политической системе. Развитие но­вых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного едино­го информационного пространства.

В демократических государствах различные газеты, ра­диостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компа­нии, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свобо­ду информации, защищающие ее от злоупотреблений. Него­сударственные СМИ являются важной частью гражданского

7-


общества. Они обычно имеют различную идейно-политичес­кую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя об­щественное мнение, а политическая оппозиция имеет воз­можность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.

В авторитарных государствах СМИ, как правило, нахо­дятся под полным государственным контролем. Они исполь­зуются как инструмент пропаганды. Государство осуществ­ляет жесткую цензуру.

В современном обществе никакая общественно-политиче­ская организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.