Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В старшем школьном возрасте




СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Дух подвластен тому же закону, что и тело, – невозможности существования без постоянного питания.

Люк де Клапье Вовенарг

 

...Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа – благородством.

Клод Адриан Гельвеций

Айвазова Валентина,

студентка 4 курса социально-гуманитарного факультета (г. Краснодар)

Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Л.В. Сурженко

Аннотация

Personal development in high school age has its own specifics, due to substantial psychological characteristics of this age. The most important characteristic of each stage of ontogenetic development of human tumors are, the resulting problem of human development at this age period. Particularly important personality changes during early adolescence occurs in the area of self-consciousness, in the formation of self-concept.

Личностное развитие в старшем школьном возрасте имеет свою специфику, обусловленную содержательными психологическими характеристиками данного возраста. При определении границ периода ранней юности мы придерживаемся подхода, принятого в отечественной психологии, учитывающего особенности социальной ситуации развития российских старшеклассников и относим к указанному возрасту период от 15-ти до 17-ти лет.

Психологические характеристики старшего школьного возраста (периода ранней юности) занимают большое место в теоретических и эмпирических работах зарубежных и отечественных психологов. Специфика личностного развития в период ранней юности осмысливалась в рамках различных направлений зарубежной психологии: культурно-антропологическом (М. Мид, Р. Бенедикт), биогенетическом (Вернер, Кро), психоаналитическом (З. Фрейд, А. Фрейд, Ранк, Салливен, Дойч, Трайон), когнитивном (Ж. Пиаже, Лазарус), социально-психологическом (Эдлер, Хофштеттер, Бронфенбраннер), биографически-описательном (Томе, Ш. Бюлер) и других частных концепций (теории поля К. Левина, формирования идентичности Э. Эриксона и др.).

В отечественной психологии к осмыслению и изучению особенностей развития старшего школьника обращались М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин, М.Р. Гинзбург и др. Исследователи акцентировали внимание на выделении задач развития в период юношеского возраста, на характеристике качественных изменений в сфере общения, на особенностях интеллектуального развития, а также на проблемах юношеского возраста, связанных с необходимостью самоопределения.

Важнейшую характеристику каждого этапа онтогенетического развития человека составляют новообразования, результирующие задачи развития человека в данный возрастной период. При этом центральными являются личностные новообразования. Выделяют следующие личностные новообразования:

- формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности (И.С. Кон, С.В. Мухина, М.М. Рубинштейн, М. Кле, Э. Эриксон);

- осознанное стремление к самореализации и готовность к самоопределению, самопроекция в будущее и формирование основных жизненных позиций (Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, М. Кле, Х. Ремшмидт, Э. Эриксон и др.);

- существенные преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе личных отношений, развитие саморефлексии, начало периода жизнеутверждения, необходимость и возможность принятия внешнего и внутреннего миров (А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.И. Слобод­чиков, Д.Б. Эльконин, Ш. Бюлер);

- формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов (Л.И. Божович, В.И. Бородкин, М.М. Рубинштейн);

- высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, надстройка социального сознания как регулятора поведения (И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, М. Кле, Г. Хавингерст и др.).

В качестве основного новообразования выступает изменение личностных пространств, а центральным становится формирование Я-концепции, становление самосознания.

Особо важные личностные изменения в период ранней юности происходят в сфере самосознания, при формировании Я-концепции. Под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе, как предпосылка и следствие социального взаимодействия.

В качестве условий, влияющих на развитие Я-концепции можно назвать социальную ситуацию развития, историческое время, особенности группы референтных лиц и индивидуально-личностные особенности субъекта. Развитие самосознания связывается также со сменой ведущего типа деятельности в старшем школьном возрасте.

Главным психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира. Период жизни до 18-ти лет является периодом постижения и изучения внешнего и внутреннего миров, в результате чего при нормальном развитии человек приходит к готовности принятия этих миров. Примерно до 21-го года человек решает проблему гармонизации этих миров, преодолевая их несогласованность, устанавливая душевное и физическое равновесие. Душевное развитие и развитие духа являются задачами следующих этапов и возможны лишь при наличии достигнутых в юности самосознания, принятия и равновесия.

Исследования юношеского самосознания, проведенные Е.Л. Доценко, позволили выделить следующие его особенности: обогащение Я-концепции определенным содержанием; приоритет «моей личности с моими отношениям»; тенденция увеличения творчески продуктивного отношения к себе и к внешнему миру по мере взросления; стремление к достижению индивидуально-эгоистических целей; низкая значимость потребности поиска смысла жизни, самовоспитания, самоутверждения в творчестве.

В качестве одного из центральных новообразований в старшем школьном возрасте выступает построение и переоценка системы жизненных ценностей. Именно этот процесс является ядром важнейшей задачи юношеского возраста – задачи самоопределения, которая тесно связана с задачами и возможностями самореализации, с развитием личности в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2007.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров (ФГОС ВПО 3-го поколения). – М.: Юрайт, 2013.

3. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб., 2006.

 

Дрбоян Анна,

студентка 4 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова

ЛЮБОВЬ К ОДИНОЧЕСТВУ ИЛИ «СОЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ»

КАК КОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация

The reality of our time is such that the person prefers to be alone, he is in it comfortably. No one thinks about the true meaning of "loneliness" in all the diversity of its values. But this question, or rather the problem seriously affected, and already affects the future that awaits us.

 

Человек подобно планете, все время вертится и крутится вокруг своей оси в бешеном темпе жизни. Постоянное нахождение в людном месте, установление социально важных и деловых контактов, решение каких-либо вопросов изматывает с каждым разом все больше. Проведя активный и насыщенный событиями и делами день, иногда нам хочется прийти в тишину и закрыться от всех. С одной стороны, это как отдых для нашего организма в целом и в отдельности, отдых для нервной системы, после определенного периода бурной деятельности это даже полезно. Но с другой стороны, когда это становится образом жизни, т.е. прожить день на работе или на учебе, а потом прийти и закрыться от всего мира, от различных способов и возможностей отдыха и разгрузки, получения положительных эмоций, это становится достаточной серьезной проблемой.

Реалии нашего времени таковы, что человек любит одиночество, ему в нем комфортно, так он прячется от, по его мнению, возможных проблем с установлением контактов. Любовь к одиночеству становится в приоритете и особо остро она проявляется в отношении молодежи, подрастающего поколения. Поколение «социального вакуума» – это те, для кого есть только собственное «Я» под темным одеялом с ноутбуком и интернетом, общаясь через который не нужно говорить вслух, можно свои реальные действия и поступки заменить смайлами и стикерами.

Любовь к своему личному единичному пространству лишает человека уймы положительных эмоций, многообразного опыта, который мог бы решить все его мнимые проблемы.

Никто сейчас не задумывается об истинном значении «одиночества» во всем его разнообразии. Для его рассмотрения обратимся к конкретизации в психологии, а точнее к раскрытию проблемы одиночества и его видом. И так одиночество- это один из психологических факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека. Так гласит психологический словарь, соединяя в себе общее понятие [4].

Отечественный же ученый Р.С. Немов определяет одиночество как тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями [2, с. 516]. Вроде бы все так, но, тем не менее, в зарубежной психологии одиночество считают либо нормальным состоянием человека, либо состоянием, связанным с отсутствием социальных контактов [1, с. 102] С какой стороны ни посмотри, в каждом определении данного феномена есть доля истинны.

Перейдем к видам нашего «социального вакуума». Одиночество, как психологический феномен четко отражается с самоотношении, самовосприятии и поведении индивида. Е.В. Наумоева раскрывает его объективный и субъективный стороны. Объективная сторона включает в себя общественные отношения, которые могут при определенных условиях носить деформированный характер в виде отчуждения. Субъективной стороной являются переживания личности или эмоциональные надломы в виде «эмоционального сгорания», связанные с нарушением связей с реальной действительностью и проблемами взаимодействия. Отталкиваясь от сторон одиночества, выделяют его позитивный и негативный смысл. Позитивный смысл, по мнению Е.В. Наумоевай, раскрывается в том, что оно «является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека». А негативный смысл в том, что оно затрудняет вхождение личности в широкий спектр социальных отношении, освоение особенностей взаимодействия [3, с. 28].

Несмотря на позитивное, в некоторых случаях, значение одиночества, основная доля тревоги ложится на негативный смыл и субъективную сторону данного феномена, как показателя «социального вакуума».

Также любовь к одиночеству оставляет свой отпечаток на личностных особенностях, качествах, которые не только мешают, но и усугубляют возможность выхода из ситуации вакуума. К ним относят: тревожность, впечатлительность, импульсивность, которая впоследствии пугает своего обладателя, также эмоциональность с трудно воспринимаемой замкнутостью, независимостью, малообщительностью, закрытостью. Не мене важными являются повышенная психологическая ранимость, «эмоциональная колючесть», робость и боязливость. Все это открыто показывает негативную сторону феномена любви к одиночеству.

Еще одним важным уточнением предпочтения такой жизни является память человека во всех ее проявлениях, особенно в детском возрасте. Не редко с виду душа компании, хотя и на самом деле сторонник вакуума, в детстве ощутил на себе настолько сильное эмоционально переживание, стрессовую ситуацию, которая вполне реально и серьезно затаилась внутри. Особенно сложно это преодолеть, если ниточка идет из семьи или особенностей детско-родительских отношений, что может быть причиной нежелания подпускать к себе другого, даже близкого по духу человека, создавать что-то большее, идти вперед.

Многие молодые люди, оглядываясь на свою кровную семью стиль взаимоотношения в ней, с ужасом современного стереотипа думают, что у нас будет в семье также, что они могут стать «своим отцом» или «своей матерью». Никто сейчас даже не пытается допустить мысль о том, что каждая семья, каждая ячейка общества, несмотря ни на что, индивидуальная и особенна по-своему. Это еще больше затягивает молодого человека под темное одеяло в просторы интернета, где тебя не видят, не трогают, где можно строить виртуальные отношения и переживать личные драмы тут же обсудив их на форуме. Там ты никому ни чем не обязан, ни за кого не несешь ответственность, там хорошо, и тут, в одиночестве счастье.

Одиночества любят на самом деле. Человеку комфортно и даже хорошо с сам собой, он все реже думает о том, чтобы кого-то еще пустить в свое личное пространство, завести семью. Сейчас это не актуально. Сейчас это не модно.

Современность ХХІ века думает о том, куда сходить, куда съездить отдохнуть, как выделиться в большой компании по сути таких же одиноких людей. Мало кто решается подпустить к себе такого же одинокого человека и стать на чуточку целее, полнее эмоционально, понять, что смысл существования может выйти за рамки одеяла и ноутбука.

Одиночество – это нестабильная и шаткая основа нашего будущего, а точнее нашего подрастающего поколения. Оно не знает, как строить отношения, как на расстоянии вытянутой руки задать самые важные в жизни вопросы, а самое главное как жить не одному.

Мир одиноких людей, живущих в социальных сетях, ни к чему не приведет. Вернее может и приведет, но будет ли прогресс и будущее у них, если каждый одинок для себя, это страшащий вопрос, который еще не раз будет затронут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. – М., 2009.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2000.

3. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности. – М., 2003.

4. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

 

Гаргола Анастасия,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.