Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризисы в супружеских отношениях и их коррекция 1 страница




Аннотация

People constantly meet crises day by day: financial crisis, crisis of the relations, crisis of "middle age", career, development, crisis of meaning of the life, crises in collective, in international policy, and also with crises in a family to which our article will be devoted.

Люди постоянно встречаются с кризисами изо дня в день: финансовым кризисом, кризисом отношений, кризисом «среднего возраста», карьеры, развития, кризисом смысла жизни, кризисами в коллективе, в международной политике, а также с кризисами в семье, которым и будет посвящена наша статья.

Известно, что японский иероглиф «кризис» состоит из двух частей, которые по отдельности переводятся как «проблема» и «возможность». Кризисы всегда несут с собой огромные возможности их разрешения, но требуется определённая смекалка, чтобы ими воспользоваться.

Осипова А.А. определяет кризис следующим образом: «Кризис (от греч. kreses – решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни» [6].

В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом развития семьи) кризисов. Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование спокойного и бурного развития. Кризис в супружеских отношениях представляет собой момент перехода от одной стадии развития семьи к другой.

В современной семейной психологии отмечают несколько переходных периодов, связанных с внутренней динамикой и развитием семейных отношений.

Сами переходы от одной фазы семейных отношений к другой могут происходить более болезненно и проблематично или вполне спокойно и без особых осложнений – всё зависит от личностных особенностей самих супругов.

Причины кризисов в супружестве:

1. Вступление в брак и адаптация (до трёх лет).

2. Рождение ребёнка и перераспределение ресурсов (в течение первого года после рождения).

3. Возможные изменения социального статуса супругов; изменения финансового благополучия семьи; личностный и профессиональный рост одного из партнёров; серьёзные заболевания или смерть супруга (события в течение 45 лет супружества).

4. Профессиональное и личностное самоопределение выросших детей, выход из родительской семьи.

5. Подведение итогов супружества, перевыборы, подготовка к «золотому возрасту».

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Психологи связывают основные кризисы в семье с важными жизненными событиями, благодаря которым в семье что-то меняется, а члены семьи оказываются не вполне готовы к переменам.

Первый кризис, самый ранний, связан со вступлением в брак, что само по себе, является большим событием в личной жизни каждого из молодожёнов.

Попытки организовать и гармонизировать супружеские отношения таким образом, чтобы каждому было хорошо (на основе имеющихся ранее представлений), приводит к противоречиям и частым конфликтам.

Освоение новых ролей «мужа и жены», «хозяина и хозяйки» – с вытекающими функциями: совместное планирование, бюджет, ведение домашнего хозяйства, забота друг о друге и общем доме – всё это, из удовольствия, превращается постепенно в обременительную нагрузку. Период адаптации заканчивается к третьему году совместной жизни.

Второй кризис может быть вызван рождением ребенка. В супружестве, чисто психологически, обретённая стабильность для двоих вызывает ощущение спокойствия и защищённости по отношению другу к другу. А любое изменение воспринимается, как фактор новизны, несущий непредсказуемость, потерю контроля над ситуацией, необходимость перестраиваться, порождающий тревожность и вызывающий защитную реакцию: сопротивление любым изменениям, может быть не вполне осознанным.

Следующий возможный кризис – когда один из супругов меняет свой статус и социальное положение. Изменения в личных показателях (в лучшую или худшую сторону) не только влияют на благополучие семьи, но и на внутреннее состояние каждого супруга. Возникают поводы для личной конкуренции, противостояния, изменение социальной активности, что влечёт за собой изменение в «политике» семейных отношений.

Эпицентр кризисного образования может находиться непосредственно между мужем и женой.

Восстановить взаимопонимание и сотрудничество – самая главная работа души каждого из супругов в кризисных ситуациях. С этой целью нами предложена программа коррекции супружеских отношений.

1. Супруги друг другу не чужие, а близкие люди. Близкие – это не те, кто, жалея, страдая, сердясь и наказывая друг друга, переживают молча. А те, кто смело, и честно говорят на самые сокровенные темы – открыто, без стеснения, но сохраняя уважение к тому мнению, которое высказывает супруг. В кризисной ситуации игнорирование – опасно!

2. Близость – это не гарантия на всю жизнь, полученная когда-то. С годами мало сохранить то, что уже есть, нужно обновлять и развивать её на протяжении всей совместной жизни.

- Не требуйте от близкого человека жертв, это никогда не приносит счастья.

- Он может сам сделать подарок, но по доброй воле.

- Не принуждайте, не шантажируйте и не навязывайте.

- Ищите компромиссы, это может дать хорошие результаты.

3. Если вы ощущаете, что шансы на восстановление отношений есть, проявляйте необходимую, но разумную активность. За помощью лучше обратиться к специалисту, который занимает нейтральную позицию, а значит, более объективен в конфликтной ситуации в сравнении с вашими родственниками или мнением друзей. Он сможет дать не только грамотные рекомендации, но и поддержку каждому из супругов.

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 2008.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. – 1987. – № 2.

3. Бестужева-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. – М., 2006.

4. Бидерманн Т. Энциклопедия символов / Пер. с нем. / Общ. ред. И.С. Свеницкой. – М., 2009.

5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. – № 4.

6. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д, 2006.

7. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004.

Дрбоян Анна,

студентка 4 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.пед.н., доцент М.Н. Егизарьянц

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

 

Аннотация

The ideological basis of the article are the specifics of value-life-orientation is not only a modern teenager, but also the so-called "risk groups". Special features of this category of teenagers, factors of influence, the importance of the notion of values. And some value – oriented aspects and peculiarities of their development and value for modern society.

 

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «подростки группы риска» [1, с. 64].

Принадлежность подростков к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций подростков «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории подростков относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Подростки «группы риска» – это те подростки, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Такими факторам, которые воздействуют на подростков и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность и т.п. Также более широкий аспект раскрывается в факторах социального риска. К таковым относят:

1) социально-экономические;

2) медико-социальные;

3) социально-демографичесик;

4) социально-психологичесие [5, с. 8].

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить подростков, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности.

По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе- творчество, познание, активная деятельность.

2. Убеждение в своей ненужности в обществе, невозможность добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

3. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

4. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

5. Среди ценностей на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье.

6. В то же время кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни.

7. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни.

8. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

9. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремление получать от жизни одни удовольствия.

10. Изменение направленности интересов – свободное времяпрепровождение, ощущение полной свободы, характеризующееся ситуацией переживания риска.

11. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека [3].

Само понятие ценности тесно связано с понимание требований и норм поведения, а также каких-либо внутрипринятых качеств личности, ее характерных моральных устоев, которые являются своеобразным регулятором человеческих отношений, целей и деятельности. С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения [2, с. 53].

Ценностные ориентации – важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [4, с. 23].

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1) когнитивный (смысловой) – сосредоточен социальный опыт личности, на его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2) эмоциональный – предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3) поведенческий – базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов.

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей [4, с. 27].

Смысл жизни и ценностные ориентации у подростков группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у подростков, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.

В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет. В этот период происходит становление не только личностной и гражданской позиции, но и профессиональной направленности. Подросток, юноша сталкивается с многочисленными требованиями и условиями реальной взрослой жизни. Вопросы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути и построения взаимоотношений личного характера вводят в состояние паники, а порой и беспомощности.

Общение подростка с взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к раннее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке.

Содержание и характер общения в юношестве со всеми категориями партнеров определяется решением проблем, связанных со становлением юношей и девушек. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий. Ведущая тематика бесед содержит обсуждение «личных дел», «взаимоотношения людей», «своего прошлого», «планов на будущее», «взаимоотношения юношей и девушек», «отношения с товарищами», «отношения с учителями», «отношения с родителями», «своего развития – физического и интеллектуального». В центре обсуждения выдвигается «Я» юноши. В этом возрасте усиливается потребность в понимании себя другим.

С учетом сравнения характеристик пограничных возрастов группы риска, наиболее важным в вопросе ценностных ориентаций и смысле жизни в общем является своевременный компонент поддержки и правильное направление на дальнейший пусть становления личности. Подростки группы риска, с учетом своих как личностных, так и социальных особенностей, нуждаются в пристальном внимании. Под влияние различных и достаточно многообразных факторов им не всегда удается ступить в правильном направлении и зачастую они теряются для общества как полноценная функциональная ячейка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка. – М., 2001. – С. 64.

2. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятель­ности. – М., 2009. – С. 53.

3. Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 1998.

4. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у под­ростков. – М., 2007. – С. 23, 27.

 

Захарова Юлия,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

 

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

Values are the standard representations of people concerning the purposes and ways of their achievement which order them the certain social accepted ways of behavior.

 

Ценности – это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые – его ценностные приоритеты относительно развития общества.

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. «Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»... Дело в том, что изменение социально-экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями». Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.

Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.

Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

По мере развития общества, наибольшее значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.

Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер. Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса – молодежь.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т.е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход – статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход – социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет в общественном труде.

Итак, молодежь – это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» – Истина, Добро, Красота, – подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1. Материально-экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси «плановая экономика – рыночная экономика».

Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако «на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий». Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно-реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать».

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение – «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей».

Молодежь считает, что «...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов». Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и другой элите. Многие студенты утверждают, что, окончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

2. Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже – стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры».

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью. Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы: обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.