Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семантика возможных миров




РИТМ

- универсальный закон развития мироздания. ХХ век оченьмногое внес в изучение биологических и космологических ритмов,ритмов в искусстве и в стихотворной строке. Элементарной единицей наиболее простого Р. являетсяразвернутая во времени бинарная оппозиция: Бог - дьявол,инь - ян, черное - белое, день - ночь, жизнь - смерть. Укаждого народа эти универсальные ритмические категории могутразличаться (см. картина мира) и Р. может быть гораздоболее сложным и изощренным, чем чередование плюса и минуса. Р.накладываются друг на друга: солярные Р., лунные Р., годовыеР., Р. эпох, эр (сейчас как будто заканчивается эра рыбы -христианская - и начинается эра водолея; каждая астрологическаяэра занимает примерно две тысячи лет), юг (сейчас мы, попредставлениям веданты, находимся в одной из самыхнеблагоприятных юг - калиюге; каждая юга занимает более 30 000лет). Чтобы показать, с одной стороны, специфику и, с другой -универсальность понятия Р., обратимся к научной дисциплине,которая так и называется - ритмика. Это раздел стиховедения(см. система стиха), сформировавшийся в ХХ веке. Егооснователь русский поэт Андрей Белый, изучавший ритмическиеварианты стихотворных размеров. Так, например, 4-стопный ямб имеет теоретически восемьритмических вариантов по соблюдению/несоблюдению ударностичетных слогов. Вот они: 1. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Все удареныя соблюдены ("Мой дядясамых честных правил..."). 2. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается первое ударение ("Неотходя ни шагу прочь..."). 3. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается второе ударение("Печально подносить лекарства..."). 4. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается третье ударение("Легко мазурку танцевал..."). 5. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются первое и третьеударения ("И выезжает на дорогу..."). 6. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются второе и третьеударения ("И кланялся непринужденно..."). Остальные две формы практически не употребляются. И вотэти ритмические варианты создают неповторимый ритмическийрисунок стихотворения, поэта, поэтической эпохи. Русскийфилологэмигрант, издавший свой замечательный труд о ритмикерусских двусложных размеров на сербском языке, К.Ф.Тарановский, сформулировал следующую закономерность. Пропускиударений имеют тенденцию расподобляться по интенсивности,начиная от конца строки, и эта волна спадает к началу строки.То есть самой частой, по этому закону, оказывается форма 4)"Легко мазурку танцевал". Последнее ударение в русском стихевсегда соблюдается, оно самое сильное (100 процентов).Предпоследнее ударение в русском стихе самое слабое (от 40 до50 - 55 процентов), третье от конца сильнее предыдущего, нослабее последнего (примерно 75 - 85 процентов), первое ударениеимеет такую же интенсивность. Волна затихает к началу строки. Вероятно, Тарановский никогда не задумывался над тем, чтосформулированная им закономерность имеет универсальный характердля любого Р. - угасание ритмической волны от конца к началу.Так, например, устроена классическая барочная сюита, котораяимеет четыре обязательных номера-танца. Последний танец самыйбыстрый - жига, предпоследний - самый медленный - сарабанда,третий от конца и первый примерно одинаковы по живости - волнаослабевает к началу (аллеманда и куранта). По тому же Р. живет фундаментальная культура. Таков такназываемый маятник Дмитрия Чижевского, в соответствии с которымначиная с эпохи Возрождения ритмически чередуются двапротивоположных типа культуры - говоря кратко - ориентированнаяна содержание и ориентированная на форму (см. также реализм): * ренессанс классицизм реализм барокко романтизм модернизм При этом ясно, что различие между реализмом и модериизмомявляется бесконечно большим, тогда как различие между барокко иРенессансом иногда не вполне понятно. Например, трудноопределить, к какому из этих направлений отнести УильямаШекспира. Почему же все начинается с конца? Очевидно, по тому же,почему семиотическое время (см.) течет в противоположнуюсторону по сравнению со временем естественнонаучным. Потому чтокультура противопоставлена природе, она имеет наблюдателя,который ставит во главе угла себя - Я, здесь, сейчас (см. также прагматика). Наиболее утонченно Р. проявляется в искусстве. Как писалЮ.М. Лотман, Р. - это возможность найти сходное в различном иопределить различия в сходном. Лит.: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. -Л., 1972. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. - Београд, 1953. Руднев П.А Введение в науку о русском стихе. - Тарту,1989. Руднев В. Опыт игры в бисер // Сегодня, 31 августа 1996.

* С *

Представление о том, что у настоящего может быть не одно,а несколько направлений развития в будущем (это, собственно, исоставляет содержание понятия "возможные миры"), было,вероятно, в культуре всегда. Но оно обострилось в ХХ в. в связис общей теорией относительности, с представлением о том, что время есть четвертое измерение и, стало быть, по немуможно передвигаться, как по пространству (см. также серийное мышление). Вообще же понятие возможных миров имеет логико-философскоепроисхождение. Его, как и многое другое, придумал Лейбниц,который рассматривал необходимо истинное высказывание каквысказывание, истинное во всех возможных мирах, то есть привсех обстоятельствах, при любом направлении событий, а возможноистинное высказывание - как истинное в одном или несколькихвозможных мирах, то есть при одном или нескольких поворотах событий. Например, высказывания математики или логики "а = а" или"2 х 2 = 4" являются необходимыми. Высказывание же "Завтрабудет дождь" является возможным (у него есть альтернатива, что,возможно, дождя и не будет). В середине ХХ века, после второй мировой войны, логикаразработала несколько семантических систем (см. логическаисемантика), где определяющую роль играло понятие возможныхмиров. Мы не станем углубляться в аппарат этих построений, онидовольно сложны. Назовем лишь имена выдающихся философов:Ричард Монтегю, Дана Скотт, Сол Крипке, Яакко Хинтикка. Сфилософской точки зрения важно, что в этих построенияхдействительный мир рассматривается лишь как один из возможных. Действительный мир не занимает привилегированногоположения. Именно это представление было чрезвычайнохарактерным для культурного сознания ХХ в. Задолго досовременной логики, в 20-е гг. нашего века, японский писательАкутагава привел пример философии возможных миров в рассказе "Вчаще" (подробнее см. событие), в котором разбойник заманил вчащу самурая и его жену, а потом известно было только, чтосамурай убит. По версии разбойника (в его возможном мире),самурая убил он, по версии жены самурая, его убила она; поверсии духа самого самурая, он покончил с собой. Пафос философии возможных миров в том, что абсолютнойистины нет, она зависит от наблюдателя и свидетеля событий. На С. в. м. построен художественный мир новелл Борхеса."Сад расходящихся тропок" - модель ветвящегося времени; "Темапредателя и героя" - в одном возможном мире главный персонаж -герой, в другом - предатель; "Другая смерть" - по одной версии,герой был убит в бою, по другой - в своей постели. ГероиБорхеса, как правило, умирают по нескольку раз, меняя по своемуили Божьему соизволению направление событий. В науке ХХ в. представление об альтернативном будущемиграет большую роль. Так, например, русский лингвист-эмигрантА. В. Исаченко в свое время написал работу, посвященную тому,каким был бы русский язык, если бы в политической борьбе Москвыи Новгорода победил Новгород, а не Москва. Замечательный пример мышления возможными мирами приводитодин из основателей С. в. м. Сол Крипке в статье, посвященнойконтекстам мнения, таким, как "Он полагает, что...", "Ондумает, что...", "Он верит, что...". Француз, никогда небывавший до определенного времени в Лондоне, разделяет расхожеемнение французов о том, что "Лондон красивый город", и выражаетэто мнение предложением на французском языке: "Londres estjolie". После долгих странствий, выпавших на его долю, онпоселяется в какомто городе, в одном из самых грязных инепривлекательных его кварталов, никогда не заглядывает висторический центр, а язык выучивает постепенно. Ему и в головуне приходит, что это тот самый город, который он, находясь воФранции, называл Londres и считал красивым. Теперь он называетэтот город по-английски London и разделяет мнение соседей порайону, в котором он живет, что - londod is not pretty (Лондон - некрасивый город). При этом в сознании он продолжает считать, что "Londresest jolie". С. в. м. играет важную роль в поэтике постмодернизма. В знаменитом романе "балканскогоБорхеса", как его называют в Европе, сербского писателяМилорада Павича "Хазарский словарь" рассказывается отом, как хазары в IХ в. принимали новую веру: по версиихристиан, они приняли христианство; по версии мусульман -ислам; по версии евреев - иудаизм. Естественно, что С. в. м. тесно связана с идеей виртуальных реальностей. В особом жанре компьютерногоромана - например, в самом знаменитом, "Полдне" Майкла Джойса -повествование строится на альтернативах. Роман можно читатьтолько на дисплее. Кроме обычных предложений, там есть маркеры,гипертекстовые отсылки (см. гипертекст). Высвечиваяопределенное слово, например имя какого-либо героя,читатель может повернуть события вспять или завершить сюжеттак, как ему того хочется. Такова философия возможных миров. Лит.: Крипке С. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка.- М., 1986. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М., 1980.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.