Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика




- наука о знаковых системах, одна из специфическихмеждисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией, виртуалистикой(см. виртуальные реальности). В основе С. лежит понятие знака (см.) - минимальной единицы знаковой системы, илиязыка, несущей информацию. Основные принципы С. сформулировал еще в ХIХ в.американский философ Чарльз Сандерс Пирс. В ХХ в. семиотикаприняла лингвистический уклон под влиянием идей основателя структурной лингвистики Ф. де Соссюра и основателядатского лингвистического структурализма Луи Ельмслева (см. структурная лингвистика) и философский уклон подвлиянием идей американского философа Чарльза Морриса. В 1960 - 1970-е гг. образовалось две школы С. -французская (Клод Леви-Строс, Альгирдас Греймас, ЦветанТодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемаятартуско-московская (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, И. А. Чернов -Тарту; В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б. А. Успенский, И. И.Ревзин - Москва). В качестве простейшей знаковой системы обычно приводятсистему дорожной сигнализации - светофор. Этот язык имеет всеготри знака: красный, означающий "Остановиться!", зеленый -"Можно ехать!" и желтый - "Приготовиться к движению (или костановке)!". Ч. Моррис выделил три раздела С. - синтактику (илисинтаксис), изучающую соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между знаком и его смыслом (см.); и прагматику, изучающую отношениязнаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковойдеятельности. Объясним три раздела С. на примере того же светофора.Синтаксис и семантика здесь очень простые, всего четырекомбинации: синтаксис семантика 1. красный + желтый стоять + приготовиться к движению 2. желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать 3. зеленый + желтый ехать + приготовиться к остановке 4. желтый + красный приготовиться к остановке +остановиться Прагматика светофора тоже проста. Светофор адресуется двумкатегориям лиц - автомобилистам и пешеходам. Для каждой из этихгрупп каждая конфигурация из четырех перечисленных имеетпротивоположное значение, то есть когда водитель видитпоследовательность "желтый + зеленый", пешеход, находясьперпевдикулярно к светофору, одновременно видитпоследовательность "желтый+ красный" и т. п. Прагматика тесносвязана с теорией речевых актов (см.) Каждый знаксветофора представляет собой не слово, а команду-предписание,то есть речевой акт. Если пешеход остановился перед краснымсветом, значит, речевой акт со стороны светофора успешен, еслипешеход идет на красный свет - речевой акт не успешен. Наиболее фундаментальной и универсальной знаковой системойявляется естественный язык, поэтому структурнаялингвистика и С. естественного языка - это синонимы. Однако в ХХ в. С. стала супердисциплиной (во всякомслучае, в 1960-е гг. претендовала на зто). Поскольку огромноеколичество слоев культуры можно рассматривать как язык,знаковую систему, то появилась С. литературы, карточной игры,шахмат, рекламы; биосемиотика кино, живописи, музыки,моды, человеческого поведения, культуры, стиха. С. стиха, например, занималась проблемой соотношения метра(см. система стиха) и смысла. Так, американскийрусист Кирил Тарановский показал, что у стихотворного размераесть свои семантические традиции. 5-стопный хорей Лермонтова"Выхожу один я на дорогу" стал образцом для дальнейшихстихотворных опытов с этим размером, реализующих " динамическиймотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" (от"Вот бреду я вдоль большой дороги..." Тютчева" до "Гул затих. Явышел на подмостки..." Пастернака). Потом другимиисследователями были показаны семантические ореолы другихразмеров. У Пушкина, например, 4-стопный хорей связан с темойсмерти и тревоги ("Мне не спится, нет огня...", "Ворон к воронулетит...", "Полно мне скакать в телеге...", "Буря мглою небокроет..." и другие), у Давида Самойлова, который был не толькозамечательным поэтом, но и талантливым исследователем стиха,3-стопный ямб связан с темой прошлого, переходящего в будущее("Давай поедем в город...", "Не оставляйте писем...", "То осеньптицы легче...", поэма "Последние каникулы"; а 4-стопный ямб -с темой тщеты и утраты ("Утраченное мне дороже...",-- "Неторопи пережитого...", "Химера самосохраненья...","Сороковые-роковые..." и другие тексты). Большую роль в развитии отечественной С. сыгралиисследования Ю. М. Лотмана, посвященные С. русского быта ХVIIIи ХIХ вв. и С. русской литературы ХIХ в. Вот как он, например,интерпретирует "школьный конфликт" в романе Пушкина "ЕвгенийОнегин" между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М.Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что онииспользовали разные культурные знаковые системы: Онегин былориентирован на английский байронический романтизм с егокультом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский - нанемецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, аТатьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с егочувствительностью, порядочностью и "хорошими концами", а сдругой - на русскую народную культуру (поэтому она из всех трехоказалась наиболее гибкой). Ю. М. Лотман показал тогда еще очень темнойрусско-эстонской студенческой аудитории (дело было в разгарзастоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских туалетов, жизни встолице и жизни в провинции. Сейчас все его исследованияполучили широкое признание, выходящее далеко за рамки историикультуры. С. тесно связана с логикой, в частности с логическойсемантикой Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, Р.Карнапа, с аналитической философией в целом, посколькупоследняя занималась прежде всего интерпретацией языка, с философией вымысла, семантикой возможиых миров, структурной и генеративвой поэтикой, с исследованием виртуальных реальностей, с поэтикой постмодериизма (См.). Лит.: Труды по знаковым системам, (Учен. зап. Тартускогоун-та).Тарту, 1965-1983.- Вып. 2-20. Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1983. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.,1976. Степанов Ю.С. Семиотика. - М., 1972. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 т.- Т. 1. - Таллинн,1992.- Т.1. Лотман Ю.М. Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин":Пособие для слушателей спецкурса - Тарту, 1976.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.