Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система стиха ХХ века




Одним из результатов проникновения точного знания вгуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теориистихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину.Первый расцвет теории стиха начался в 1910 - 1920-е гг. подвлиянием формальной школы и поэтической практикирусского символизма, экспериментировавшего над стихом ивыдвинувшего из своих рядов двух его выдающихся теоретиков -Валерия Брюсова и Андрея Белого. Благодаря трудам русских формалистов и примыкавших к нимученых - В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского. Б. М.Эйхенбаума, Р. 0. Якобсона, Ю. Н. Тынянова, Б. И. Ярхо -стиховедение стало почти вровень со структурнойлингвистикой. В 1950 - 1960-е гг. последовал второй взлет русскогостиховедения, на сей раз под влиянием структурализма (труды К.Ф. Тарановского, М. Л. Гаспарова, Вяч. Вс. Иванова, А. Н.Колмогорова (и его учеников), П. А. Руднева, Я. Пыльдмяэ). Одновременно на Западе под влиянием генеративнойлингвистики Н. Хомского начали строить порождающие моделистиха (М. Халле, С. Кейзер). В 1970-е гг. генеративноестиховедение пришло в Россию (М. Ю. Лотман, С. Т. Золян). Стих - это художественно-речевая система, организующаяся в тексты посредством механизма двойного кодирования речи,языкового и ритмического, на пересечении которых образуетсяспецифическая стиховая единица - стихотворная строка. Стихотворной строке присущи три параметра: метр(внутренняя структура), метрическая композиция (способрасположения строк в тексте) и длина. Стихотворную строкуизучают разделы теории стиха - метрика и ритмика. Строкиобъединяются в группы - строфы, их изучает другой разделстиховедения - строфика и теория рифмы. Метрический уровень стиха строится на элементах, которые вязыке играют роль супрасегментных фонологических различителей(см. фонология), - в русском языке это ударение и слог.Совокупность этих элементов называется просодией (от древнегр.prosodia- ударение, припев). Система, образующаяся при помощи одного или несколькихпросодических единиц, называется системой стихосложения. Всистеме стиха может быть несколько систем стихосложения. Врусском стихе их четыре: система стихосложения ударение слог 1. силлабо-тоника + + 2. тоника + - 3. силлабика - + 4. свободный стих - - Силлабо-тоника - это система стихосложения, имеющая вкачестве оснований урегулированность в стихотворной строке поколичеству слогов и ударений: отсюда классические русские метры- двусложные (1 слог ударный + 1 безударный) хорей и ямб;трехсложные (1 слог ударный + 2 безударных) дактиль,амфибрахий, анапест. Силлабика существовала в русском стихе с середины ХVII в.до середины ХVIII в. и сменилась силлабо-тоникой в результатестиховой реформы В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тоника (акцентный стих - см.) и свободный стих(верлибр - см.) характерны для поэзии первой половины ХХв. Системы с одним признаком являются неустойчивыми, онитяготеют к устойчивым системам с четным количеством признаков. Метры стихотворной строки классифицируются по шкаленарастания метрической урегулированности и одновременноубывания языковой емкости. Самым неурегулированным является акцентный стих. После него идет тактовик (если акцентныйстих культивировался Маяковским, то тактовик был прежде всегометром русского конструктивизма (И. Сельвинский, В. Луговской).Это стих, в строке которого между двумя ударными слогами могутрасполагаться от одного до трех слогов. Вот пример 4-ударноготактовика: Летают Валкирии, поют смычки - 1 - 2 - 3 - 1 - Громоздкая опера к концу идет. 1 - 2 - 3 - 1- С тяжелыми шубами гайдуки 1 - 2 - 2 - 1 - На мраморных лестницах ждут господ 1 - 2 - 2 - 1 - (О. Мандельштам) (знаком "-" обозначаются ударные слоги, цифрами -количество безударных). Более урегулированным, чем тактовик, является еще одинметр, переходный между силлабо-тоникой и тоникой, - дольник,излюбленный метр русских символистов, а также К.С. Гумилева иА.А. Ахматовой. Это метр, в строке которого количество слоговмежду двумя ударениями колеблется в интервале от одного додвух. Вот пример 3-ударного дольника с двусложным зачином(самый распространенный размер этого метра) из "Поэмы безгероя" Ахматовой: Были святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1 И валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1 И весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 - По неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1 По Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1 Только прочь от своих могил. 2 - 2 - 1 - После дольников идут двусложники, в них междуударныйинтервал постоянный и равен одному слогу, во ударения могутпропускаться (неизменными остаются безударные слоги). Затемследуют трехсложники, наиболее урегулированные метры: междуударениями у них стоят два слога и ударения, как правило, непропускаются (исключения опять-таки стали возможны каксистематические нарушения в ХХ веке). Основной закон русского стиха заключается в том, что стихпредставляет собой компромисс между ритмическим требованиемурегулированности и языковым требованием емкости. В результатеэтого компромисса самыми частыми оказываются центральныеразновидности - средние рввноударные двусложники. В ХХ в. этот закон расшатывается вследствие процессов верлибризации и логаэдизации (см.) и осваиваетсяпериферия стиха - свободный стих, акцентный стих, тактовик идольник, с одной стороны, логаэды, сверхдлинные и сверхкраткиеразмеры - с другой. Расшатывание, таким образом, происходит за счет второгопараметра - метрической композиции и третьего - длины. Вот пример вольного нерюноударного хорея Маяковского: Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. -1-1-1-1-1- В порт, горящий, как расплавленное лето, -1-1-1-1-1-1 Разворачивался и входил товарищ "Теодор -1-1-1-1-1-1-1-1 Нетте". (Ударение над знаком "-" означает, что на этот слогреально падает ударение.) В этом отрывке чередуются строки 6-,8-, 1-стопного хорея. В ХIХ в. такой стих не употреблялся. Вот пример сложного 7-стопного хорея В. Брюсова ("Коньблед"): Улица была - как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кэбы и автомобили. Был неисчерпаем яростный людской поток. Сложность этого стиха создается тем, что ударениярасполагаются хаотично, как хаотично движутся по улице люди,между тем как формально схема 7-стопного хорея соблюдена: -1-1-1-1-1-1-1 -1-1-1-1-1-1- -1-1-1-1-1-1-1 -1-1-1-1-1-1- Последние эксперименты над русским стихом проводились в1930-е гг. обериутами, учениками В. Хлебникова, стихкоторых представлял собой сверхсложную полиметрию (см.). После этого на протяжении 40 лет русский стихрегрессировал. Его обновили поэты русского концептуализма (см.). Первый дал "стихи на карточках" Льва Рубинштейна, второй -стихотворно-графические опыты Елизаветы Мнацакановой. Как будетразвиваться русский стих дальше и будет ли вообще, неизвестно. Лит.: Жирмунский В. М. Введение в метрику // Жирмунский В. М.Теория стиха. - Л., 1975. Томашевский Б. В. Русское стихосложение. - Пг, 1922. Гаспаров М.Л. Русский трехударный дольник ХХ в. // Теориястиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. - Л., 1969. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика.- М., 1974. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М.,1989. Баевский В, С Стих русской советской поэзии. - Смоленск, 1971. Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. - Тарту,1990. Руднев В. Строфика и метрика: Проблемы функциональногоизоморфизма // Wiеnеr slawisticher Almanach,1986. - В. 15.

"СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ"

- фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесыБернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1913 - 1919).Подзаголовок пьесы - "фантазия в русском духе на английскиетемы". Имелся в виду театр Чехова с его бессюжетностью имедитативностью. Сценарий к "С. б." написал известный поэт ЮрийАрабов, частично соприкасающийся в своем творчестве с поэтикой концептуализма. Схема сюжета пьесы Шоу такова. В дом капитана Шотовера,где он живет со своей дочерью Гесионой и ее мужем Гектором(старик капитан притворяется маразматиком, будучи на самом делесамым умным из всех персонажей), приезжают одновременно: егостаршая дочь Ариадна, которую здесь не видели много лет, сосвоим любовником Ренделлом; молодая девушка Элли Дан,собирающаяся выйти за богача Альфреда Менгена; сам Менген; отецЭлли, Мадзини Дэн, "солдат свободы", а на самом делеуправляющий у Менгена. Как только гости приезжают, их планырушатся - сердца разбиваются. Элли была романтически влюблена в некоего Марка, коимоказывается муж Гесионы красавец Гектор, который ее все времяобманывал, рассказывая о себе небылицы. Пережив душевную драму,Элли за несколько минут из восторженной и глуповатой девушкиделается циничной и жесткой. Гектор влюбляется в Ариадну,Менген - в Гесиону. Гесиона озабочена тем, чтобы соблазнитьотца Элли, Мадзини Дэна, но безуспешно. Тем временем старикШотовер собирает в доме динамит, чтобы взорвать мир"капиталистов" - действие происходит во время первой мировойвойны. В финале пьесы в подвал, где хранится динамит, попадаетбомба, но все, кроме Менгена, который полез туда прятаться,остаются невредимыми. Название фильма "С. б." означает психическое состояниемеланхолической анестезии эмоций при тяжелой депрессии,шизофрении или шоке. В пьесе Шоу это название отражаетбесчувственность героев по отношению друг к другу и к миру,особенно это свойственно Гесионе. Шоу как бы показывает хорошихлюдей в плохом мире. Сокуров средствами поэтики конца ХХ в.показывает тех же людей в еще более плохом мире. К весьма умеренному неомифологизму пьесы Шоу - триантичных мифологических имени, соотносящиеся с сутью ихносителей весьма относительно (Гектор - не воин-храбрец, акрасавец мужчина; Гесиона, в античной мифологии дочь царя Трои,которую в качестве жертвы приковали к скале, чтобы спасти городот чудовища, у Шоу скорее жертва времени, утонченная "умнаяненужность"; Ариадна - светская львица, не протягивающая никомуникаких нитей к спасению), - Сокуров добавляет еще кабана поимени Валтасар, причем на "Валтасаровом пиру" в конце фильма(по античной мифологии, это пир накануне конца света) съедаютсамого Валтасара. На античном пиру Валтасара есть зпизод, когдана стене вдруг появляются непонятные буквы, свидетельствующие оконце света. В "С. б." этому соответствует тот факт, чтоакустика сделана так, что герои подчас не слышат и не понимаютдруг друга, а героев не слышит и не понимает зритель (этопервая особенность поэтики фильма Сокурова). Вторая особенность заключается в том, что все сцены идут вмузыкальном сопровождении, причем репертуар самый разнообразный- от И. С. Баха и Доменико Скарлатти до музыки из фильма Диснея"Три поросенка". Так, например, сцена несостоявшегося анатомирования"трупа" Менгена, которого гипнотически усыпила Элли,сопровождается сонатой Скарлатти, а в визуальном плане этасцена предстюляет собой интертекст - соответствующуюкартину Рембрандта. Этой сцены у Шоу нет. Для нее режиссер ввелспециального персонажа - доктора Найфа (от англ. knife - нож),полусумасшедшего чудака, любителя повозиться с трупами исторонника теории, что у человека слишком много лишних органов;чтобы поверить теорию практикой, он выдавил себе один глаз. Другая особенность, идущая от учителя Сокурова АндреяТарковского (см. "Зеркало"), заключается в том, чтоцветные игровые кадры постоянно монтируются с документальнымичерно-белыми: старичок Шоу приветствует зрителей (чтосимволично переводит действие в план второй мировой войны - Шоуумер в 1950 г.), летит дирижабль, танцуют туземцы на Занзибаре,где капитан Шотовер когда-то женился на негритянке и продалдушу африканскому дьяволу. В результате фильм получается ввысшей степени полифоническим и карнавализованным (см.п олифонический роман, карнавализация). При этом документальные кадры подчеркивают не реальностьтого, что происходит, а еще большую фантастичность. При том,что в традициях неореализма в фильме снимаются в основномнепрофессиональные актеры. В качестве персонажа введен и сам старик Шоу, которыйобщается с капитаном; они вместе читают пьесу "Дом, гдеразбиваются сердца", как партитуру (текст в тексте), нонесовпадений слишком много. В знак этого капитан берет старичкаШоу на руки, как ребенка, и вышвыривает из окна, так сказатьвыбрасывает "за борт" своего корабля. Таким образом, и текст пьесы с ее чеховскими аллюзиями, иреминисценции в духе Тарковского, и неореализм - всеподвергается режиссером основательной деконструкции. Если говорить об идеологической стороне фильма, то всеконфликты, заданные в пьесе Шоу, в "С. б." предельно заострены:Менгена заставляют символически умирать и воскресать(произносится травестированная евангельская фраза: "Менген,встань и ходи"); усилены эротические отношения Гесионы и Элли,а также гетеросексуальные - между Гектором и Ариадной; Ренделл,любовник Ариадны, кончает с собой; брак между Элли и капитаном,который в пьесе воспринимается как шутка, становится вполнесерьезным, во всяком случае не менее серьезным, чем всеостальное; наконец, бомба попадает в дом - и финал откровеннотрагичен, герои спасаются на ковчеге, пропадает цвет, телоРенделла выбрасывают за борт, и Ариадна бросается в воду иплывет за ним. Пролетает стая гусей. С топотом проносится стадожирафов - последний кадр фильма. Безусловно, что "С. б." был первым и последнимпостмодернистским шедевром советского кино. В следующих фильмах стиль Сокурова очень изменился всторону трагизма и гуманизма. В целом его подход ккинематографу можно назвать постмодернистским гуманизмом.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.