Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие познания




ПОЗНАНИЕ

Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины.В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая ин­формация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих дея­тельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему обществен­ных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благода­ря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уро­вень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельно­стью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувствен­ного познания выступает ощущение - реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в со­знание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отра­жения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъек­тивный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздей­ствие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, бо­левые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, преж­де всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущаю­щего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с кото­рыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Иде­ализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как односторон­нюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, ма­териальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашею познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. хеп5и$ — чувства). Действительно, сознание человека опирает­ся на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представле­ния о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов. Ощущения дают нам самую первую форму образного отраже­ния предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной фор­ме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое.

Восприятие это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть про­стая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнооб­разных проявлений предмета, связанных с познавательной и прак­тической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, че­ловек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать вос­приятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представ­ление о предметах. Таким образом, представление это восприя­тие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существу­ет возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи ин­формации, но и как средство передачи знаний. В языке сформули­рованы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человече­ства и отдельных социальных групп. Значимость понятий прояв­ляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретен­ные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие су­щественные свойства предметов и явлений и одновременно сум­мируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое по­знание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработа­лись и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое кон­кретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества.

Рациональное познание это необходимый этап познаватель­ной деятельности, следующий за чувственным восприятием пред­мета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в по­знавательный процесс включаются не только чувства, но и ра­зум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предмета­ми, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сто­рону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, инди­видуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопостав­ление предметов, выделение общего свойства, которое им при­суще, называется абстрагированием, а результаты познания, по­лучаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагирова­нии человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существу­ющее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осу­ществляются и нерациональные. Это не означает, что они несо­вместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными опе­рациями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных ре­шений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопостав­лял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, - удел в луч­шем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное вели­ким пророкам, философам или художникам, — всегда удел ге­ния. Некоторые философы относили творчество к сфере бессо­знательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвя­занных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстрак­ции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, груп­пировка и комбинирование различных образов и абстрактных зна­ний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оператив­ную память, постоянно используемую в познавательной и пред­метно-практической деятельности, краткосрочную память, кото­рая через небольшие интервалы времени может быть задействова­на для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определен­ной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют приня­тия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой ме­ханизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, т.е. способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже извест­ным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же твор­чество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в историчес­ких масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древ­ние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и аб­стракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за­дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершен­но другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предше­ствовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга: правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абст­рагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает инфор­мации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае бо­лезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс по­знания становится неполным, неэффективным или вообще не­возможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспита­ния и обучения и связана с практической деятельностью. Меха­низм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуще­ствляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяет­ся, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к бо­лее конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позво­ляет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устро­ен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз­никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Что­бы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содер­жащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила на­звание «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы посто­янно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация первоначальное приписывание информа­ции смысла и значения;

2) реинтерпретация уточнение и изменение смысла и значе­ния;

3) конвергенция объединение, слияние прежде разрознен­ных смыслов и значений;

4) дивергенция разъединение прежде единого смысла на от­дельные части;

5) конверсия качественное видоизменение смысла и значе­ния, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже вырабо­танных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструиро­вании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понима­ние носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при­меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет,

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи челове­ческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в про­цессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимо­связь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста "фак­тически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста "фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется "комплексом ощущений"».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеали­стов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 7355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.