Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия




НАУКА

Наука это вид деятельности, целью которого является позна­ние мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление.Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятель­ности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности че­ловека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.

Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом стро­ении человеческого тела, накопленных в результате практики мумификации, получила развитие медицина. Строительство пи­рамид и других масштабных сооружений способствовало получе­нию знаний по механике. Развитие мореплавания привело у раз­ных народов к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-технического прогресса стали развиваться технические науки, связанные с промышленным производством. В Новое вре­мя возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изучающие психику человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX—XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного заня­тия немногих превратилась в область деятельности, которой мо­жет заниматься любой человек, имеющий определенную базу зна­ний.

Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый объект изучения, особый язык науки, особые методы и орудия исследовательской деятельности, особые цели, обусловленные поис­ком истины.

Наука выполняет ряд функций:

1) теоретико-познавательую. Она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, до­стижением истины;

2) культурно-мировоззренческую. Наука — это часть культуры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества.

Наука формирует особый тип мировоззрения, отличающийся от мировоззрения обыденного и религиозного;

3) производительную. В доиндустриальный период результаты научных исследований мало применялись на практике. С развити­ем промышленности научные знания все больше стали внедрять­ся в производство. Так, если в XVIII —XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практического применения прохо­дил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу
внедряются в производство;

4) гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Ее результаты дол­жны приносить пользу конкретным людям и всему человечеству в целом. В настоящее время, когда усиливается процесс глобализа­ции, значение этой функции науки выходит за рамки каждой от­дельной страны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобальных проблем современности;

5) творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый
выступает творцом результатов научного познания. При этом он
может использовать совершенно новые приемы исследования,
нестандартные пути решения поставленных задач.

Ранее наука была уделом немногих. Ученый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С появлением учебных заведений научные знания стали доступны более широким слоям общества. В настоящее время начальное зве­но научно-исследовательской деятельности — это высшие учеб­ные заведения (вузы). В них студенты под руководством препода­вателей не только учатся, но и приобретают навыки научного познания. Результаты научных исследований студентов обсужда­ются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы вы­ставляются на межвузовские, региональные и общероссийские конкурсы.

Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятель­ности профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз проводит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действу­ют ученые советы, рассматривающие результаты научной дея­тельности.

В России существует масса специализированных научно-ис­следовательских институтов (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундамен­тальные исследования по получению новых научных знаний и за­нимаются прикладной наукой, т.е. применяют фундаментальные знания к конкретным задачам практической деятельности.

Многие вузы и НИИ России становятся организаторами все­российских и международных конференций, на которых ученые

делятся опытом, результатами своей научной работы, ведут дис­куссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция проводится по определенной тематике, сфор­мулированной в ее названии. Конференция открываемся пленар­ным заседанием, на котором обозначаются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей тематики. Затем прово­дятся заседания секций, на которые выносятся более конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На секционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их об­суждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция за­канчивается итоговым пленарным заседанием, обобщающим ре­зультаты работы секций. По итогам конференции издаются тези­сы докладов.

Главным органом научной деятельности России стала Россий­ская академия наук (РАН). Она ведет свою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В се состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно независимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и зашита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно-педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-ме­тодических публикаций, может быть присвоено ученое звание доцента, а доктору наук, на тех же условиях и при наличии науч­ного руководства аспирантами, — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосабливались в от­дельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в но­вую науку со своим предметом изучения. Современная наука под­разделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом представляет сложную систему, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин.

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, обще­ство, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло­гия, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Технические науки непосредственно обслужива­ют практическую деятельность, создавая основу для совершен­ствования процесса производства. Это материаловедение, элект­роника, информатика и т.д.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки рассматривают человека как высшую ступень развития живых орга­низмов на Земле, как субъекта общественно-исторической дея­тельности и культуры. В противоположность другим живым суще­ствам человек представляет продукт собственной материальной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психи­ческих процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают другие гу­манитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматрива­ет человека по-своему. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изуча­ет происхождение и эволюцию человека, образование человече­ских рас и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антро­пологии — раздела социологии, объектом изучения которого слу­жат примитивные и традиционные системы. Социальная психоло­гия, так же как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реа­лизовать свои личностные качества, вопросы межличностного об­щения и взаимодействия и т.д. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на индивида в процессе воспитания и образования. Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений и их взаимодействие с его со­знанием.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто называют общественными науками. Социология кроме вопросов формирования личности изучает ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, по­требление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономиче­ских отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология изучает политическую систему общества, особенно­сти власти, устройство и функции государства. Юриспруденция за­нимается юридическими правилами поведения, проблемами пра­вомерного поведения, правонарушения и наказания за них. Куль­турология изучает мир искусства. История исследует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы развиваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1) общечеловеческие моральные требования и запреты (запретна фальсификацию, намеренное искажение, незаконное присво­ение чужих научных результатов);

2)специфические, характерные этические нормы науки. Прежде всего, это бескорыстный поиск и отстаивание истины. В истории науки есть немало примеров подвижничества ученых, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

- универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от ка­честв исследователя, поэтому научные результаты, полученные известным ученым, должны быть также досконально проверены, как и результаты исследований молодого ученого;

- общность. Научное знание должно становиться общим досто­янием, которым никто не вправе монопольно владеть. Это до­стигается путем публикации, обнародования результатов иссле­дования;

- бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствие научных достиже­ний;

- организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться
авторитету предшественников, насколько бы высоким он ни был.
Нужно уважать груд ученых прошлого и своих коллег - современ­ников и в то же время критически относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не за­страхованы от ошибок. Кроме того, ученый должен не только от­стаивать свои убеждения, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.

Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува­жение в научной среде.

Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на­уки. Однако наука связана с практической деятельностью, поэто­му немаловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом. Такие отношения ставят вопрос о социальной ответственности ученого.

В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо­ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу людям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов воору­жений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли применение и в мирной жизни, например ядерная энергия, самолетостроение и т.д. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос соотношения истины и добра в на­уке как нельзя более актуален и по сей день. Кто может пору­читься, что новое изобретение не станет оружием в руках «злого гения», недобросовестного политика и не принесет вред челове­честву.

Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за­нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин­женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле­дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон зонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям об­рести детей. Другие справедливо указывают на нравственные ас­пекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование может быть использовано для создания биологических роботов, запро­граммированных солдат, способных на вес. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.

Вопросы и задания

1.Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

2.В чем отличие науки от обыденного познания?

3.Каковы функции науки?

4.В каких учреждениях проводится научная деятельность и современ­ной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?

5.Каковы тенденции развития современной науки? Какие области научных знаний существуют?

6. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характерис­тику.

7. В чем проявляются нормы научной этики?

8. Охарактеризуйте взгляд Р. Мсртона на этические ценности науки. Как они реализуются в действительности?

9. Советский биолог Н.И.Вавилов сказал: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся». Что имел в виду ученый? Как в этих словах проявляется научная этика?

10.Проведите дискуссию на тему «Клонирование человека: биологи­ческие и нравственные аспекты». Для полготовки используйте материал периодической печати.

 

Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­веческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всею в мире существова­ло и существует более пяти тысяч религий.

Общеобязательные элементы религии следующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — при­чиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, едине­нию с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и запо­ведям исповедуемой религии;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

Таким образом, религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состо­яние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ система утвердившихся ритуалов, обрядов, рели­гиозных специфических действии.Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взгля­дов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, от­ражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­ции, или объединения. В традиционных религиях выделяют две ос­новные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с гре­ческого - Дом Господа. Церковь также означает собрание — широ­кое объединение людей, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. От­сюда признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществ­ляющих управление церковной деятельностью, от основной мас­сы прихожан, верующих.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а не­редко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­воположных подхода: богословско-теологический и научно-мате­риалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек был со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению еди­нения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория следующим образом объясняет воз­никновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века па относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития произво­дительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, непод­властных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким обра­зом, религиозные первобытные верования возникли в связи с прак­тическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм - вера в сверхъестественное родство между челове­ческими группами (родами), животным и растительным миром, яв­лениями природы и неодушевленными предметами. Тотем - растение или животное — воспринимался как реальный предок, от кото­рого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия - это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или че­ловека.Исполнителями магических обрядов обычно становятся зна­хари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписываются сверхъестественные свойства.Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы есте­ственного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) - вера в духовные сущно­сти, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, расте­ния, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог счи­тался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности чело­века. На смену язычеству пришли монотеистические мировые ре­лигии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен­ный прозелитизм, т. е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей, что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий - буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать же­лания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведе­ния и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н.э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести. Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Егосуть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Вес три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог - Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через ' коего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей - Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положе­ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­ленскими Соборами (в IV —VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­це, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточ­ные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско-католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу пра­вославия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, вос­кресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, призна­ние святости единой апостольской церкви, необходимости кре­щения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католи­цизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Цар­ствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, полу­чит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч­ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очи­щенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в пробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прошения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там, в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение, о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждою верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма — положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественною вмешательства. В протестан­тизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сво­дится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протес­тантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­ней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лю­теранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий по­лучил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его ос­нователем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направлен­ность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­ных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным те­зисом кальвинизма стало провозглашение необходимости пови­новения парода законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает ан­гликанство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католичес­кой церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спа­сении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава - английский монарх.

Ислам самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, -языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­хаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабскою — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что су шествует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы - рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечело­веческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) - произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была доб­ровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужите­ли, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функ­ция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положе­ниями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухам­меда в качестве духовного и светского главы мусульманской об­щины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ис­лам, действуют мусульманские политические партии и обществен­ные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государствен­ной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредо­точили свою деятельность о религиозно-культурной сфере, дру­гие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодномногие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.

Вопросы и задания

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно-материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от миро­вых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и про­тестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные поло­жения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

10. Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят раз­личия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?

Л.Н.Толстой: «Религия — это упрошенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия». К.Маркс: «Религия — это опиум для народа».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.