Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звуковое восприятие человеком




Физические характеристики шума.

1. интенсивность звука J, [Вт/м2];

2. звуковое давление Р, [Па];

3. частота f, [Гц]

Интенсивность — кол-во энергии, переносимое звуковой волной за 1 с через площадь в 1 м2, перпендикулярно распространению звуковой волны.

Звуковое давление — дополнительное давление воздуха, которое возникает при прохождении через него звуковой волны.

Учитывая протяженный частотный диапазон (20-20000 Гц) при оценки источника шума, используется логарифмический показатель, который называется уровнем интенсивности.

При расчетах и нормировании используется показатель — уровень звукового давления.

При оценке источника шума и нормировании испол-ся логарифмический уровень звука.

Спектр шума — зав-ть уровня звук. давл-я от частоты.

Спектры бывают: - дискретные; - сплошные; - тональный.

Т.к. органы слуха человека обладают неодинаковой чувствительностью к звуковым колебаниям различной частоты, весь диапазон частот на практике разбит на октавные полосы.  

Октава — полоса частот с границами f1 - f2, где f2/f1 = 2.

Среднегеометрическая частота — fСТ =

Весь спектр разбит на 8 октавных полос:

45-90; 90-180; 180-360... 5600-11200.

Среднегеометрические частоты октавных полос:

63 125 250... 8000

Звуковой комфорт — 20 дБ;

шум проезжей части улицы — 60 дБ;

интенсивное движение — 80 дБ;

работа пылесоса — 75-80 дБ;

шум в метро — 90-100 дБ;

концерт — 120 дБ;

взлет самолета — 145-150 дБ;

взрыв атомной бомбы — 200 дБ

 

 

Тема 14: Чрезвычайные ситуации на транспорте

 

1. Транспорт – зона повышенной опасности.

2. Краткая характеристика видов современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного и авиационного.

3. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами.

4. Правила поведения в аварийных ситуациях.

 

1.Транспорт – зона повышенной опасности.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;
безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие-событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, погонщика животных;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
организация дорожного движения - комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Понятие распространяется также на тракторы и самоходные машины;
прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Понятие распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта: авиационная катастрофа, железнодорожная авария, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), авария на магистральном трубопроводе, авария на подземном транспорте, и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Железнодорожный транспорт является основным средством перевозки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора. Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб.

Железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

2.Краткая характеристика видов современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного и авиационного.

Автомобильная техника по своей квалификации подразделяется на: легковой парк, представленный автомобилями семейства:

ВАЗ – 2106; 2107, 2109, 21099, ВАЗ – 2121, 21213 -«Нива», Волжского Автомобильного Завода, ГАЗ-31029, ГАЗ-2410, ГАЗ-3110, «Волга», Горьковского Автомобильного Завода,

грузопассажирский парк, представленный автомобилями семейства: УАЗ – 31512, 31514, 3303, 3962, 452А, 469, Ульяновского Автомобильного Завода.

автобусный парк, представленный автомобилями семейства:

КАВЗ – 685, Курганского Автобусного Завода.

грузовые автомобили, представленные автомобилями семейства:

ГАЗ – 53, 3307, 66, Горьковского Автомобильного Завода,

ЗИЛ – 130, 131, 137, Завода им. Лихачёва,

УРАЛ – 375Д, 4320Уральского Автозавода,

КамАЗ – 5320, 5410, 5511, 55212, 4310 Камского Автомобильного Завода.

КрАЗ – 260, КрАЗ – 255Б, Кременчугского Автомобильного Завода.

Автомобили санитарные, специальные, химические, инженерные, связи, представлены со специально установленным оборудованием на базовые автомобили ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, УРАЛ, КамАЗ, КрАЗ.

 

Автомобили малого класса выпускаются Волжским автомобильным заводом. Кузов – несущий, закрытый четырёхдверный. Система охлаждения снабжена электровентилятором. Автомобиль УАЗ-31512 грузопассажирский двухосный, повышенной проходимости с передним и задним ведущими мостами (типа 4×4), с открытым металлическим четырехдверным кузовом, имеющим съемный мягкий тентовый верх и задний откидной борт.

Автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и грузов по дорогам с твердым покрытием, а также по грунтовым дорогам и бездорожью.

3.Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами.

Законодательство Республики Казахстан о безопасности дорожного движения
Законодательство Республики Казахстан о безопасности дорожного движения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона о безопасности дорожного движения, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения;
- финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Система обеспечения безопасности дорожного движения
Система обеспечения безопасности дорожного движения является средством реализации государственной политики и включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совокупность центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц, независимо от форм собственности, участников дорожного движения, средств и мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения и ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий.

Государственная система управления в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения

Основные направления обеспечения безопасности
дорожного движения
Безопасность дорожного движения обеспечивается путем:
- установления полномочий и ответственности Правительства, министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- координации деятельности министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов, юридических и физических лиц с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- регулирования деятельности по обеспечению безопасности движения на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- разработки и утверждения в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
- организации дорожного движения;
- программно-целевого планирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- научного, материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
- организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
- проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
- осуществления обязательной сертификации продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
- лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
- проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
- государственного надзора и контроля за выполнением законодательства, иных нормативных актов, правил и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия Правительства Республики Казахстан в
сфере обеспечения безопасности дорожного движения
К ведению Правительства Республики Казахстан относятся:
- разработка и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- разработка государственных программ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;
- руководство деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, контроль выполнения ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
- определение центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения и утверждение Положения о нем;
- разработка и обеспечение исполнения республиканского бюджета в части финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения;
- определение системы и условий социальной защиты граждан, пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, порядка возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу, независимо от форм собственности, страхования, медицинского обслуживания и получения компенсаций;
- установление единой системы правил, стандартов и других нормативных актов;
- осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

4.Правила поведения в аварийных ситуациях.

Организация дорожного движения и основные требования
по обеспечению его безопасности

Порядок дорожного движения на территории Республики
Казахстан
1. Порядок дорожного движения на территории Республики Казахстан, права и обязанности участников дорожного движения, назначение и действие технических и других средств регулирования дорожного движения определяются Правилами дорожного движения. Правилами пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядком их охраны на территории Республики Казахстан, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
2. На территории Республики Казахстан установлено правостороннее движение транспортных средств.

Основные требования по обеспечению безопасности
0дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность в процессе дорожного движения;
- соблюдать установленный режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;
- обеспечивать контроль за техническим состоянием транспортных средств и их эксплуатацию в исправном состоянии;
- обеспечивать проведение предрейсовых и периодических медицинских осмотров водителей;
- организовывать мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
2. Специализированные предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения с учетом рода грузов, особенностей их перевозок и в пределах действующего законодательства.

Права и обязанности участников дорожного движения
1. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам гарантируются государством и обеспечиваются путем исполнения законодательства Республики Казахстан о безопасности дорожного движения, международных договоров, ратифицированных Республикой.
2. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
3. Участники дорожного движения имеют право на:
- свободное, беспрепятственное передвижение по дорогам в соответствии и на основании правил и процедур, установленных законодательством;
- получение разъяснения от должностных лиц и государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением, о причинах запрещения или ограничения движения по дорогам;
- полную и достоверную информацию о безопасных условиях движения, качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, о правах, обязанностях и ответственности должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения;
- получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, спасательных работ и другой необходимой помощи при дорожно-транспортном происшествии от организаций и должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения;
- возмещение ущерба в установленном законодательством порядке в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
- обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, незаконных действий должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
4. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в части обеспечения безопасности дорожного движения.

 

 

Тема 15: Чрезвычайная ситуация в военное время.

 

1. Краткая характеристика ядерного, химического, биологического поражения.

2. Спасательные и другие неотложные работы в очагах массового поражения.

3. Поведение населения при авариях на АЭС.

 

1.Краткая характеристика ядерного, химического, биологического поражения.

1. Под очагом ядерного поражения понимают территорию, в пределах которой применено ядерное оружие или произошла авария на радиационно опасном объекте, в результате чего имеет место гибель людей, с/х животных и растений.

Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Ударная волна. Основным показателем ее действия является величина избыточного давления во фронте ударной волны, давление во фронте, нормальное атмосферное давление.

При воздействии ударной волны на организм человека имеют место травмы и контузии, которые могут быть легкими, средними, тяжелыми или крайне тяжелыми.

Легкие: - легкие ушибы;

Средние: - кровотечение из носа, ушей, ушибы до полома конечностей. Требуется госпитализация в течение 2-3 недель.

Тяжелые: - переломы, госпитализация до 3-4 месяцев, летальный исход.

Край нетяжелые: - летальный исход.

Методы защиты:

1) укрытия в защитных сооружениях ГО;

2) использование складок местности;

3) принять горизонтальное положение.

Классификация разрушений и зон разрушений на промышленные здания и сооружения:

1) Слабые - разрушение кровли и стекол, требует среднего ремонта;

2) Средние - отдельные завалы (пристроек, крыш, вспомогательных конструк­ций), требует капитального ремонта;

3) Сильные - разрушение несущих конструкций, восстановлению не подлежит.

Жилые - для характеристики жилого фонда, так как в неразрушенных квартирах можно жить.

Световое излучение. Основной показатель - энергия светового излучения. Единица его измерения - кал/см2. На человека действуют два фактора поражения: ожоги и поражение органов зрения. Различают 3 вида степени ожогов:

1) I степень - покраснение кожи, лечения не требуется.

2) II степень - образование волдырей, повреждение кожного покрова, требуется амбулаторное лечение в течение 2-3 недель.

3) III степень - поражение подкожных тканей, требуется стационарное лечение до 3 месяцев.

4) IV степень - летальный исход.

Методы защиты: укрытие в защитных сооружениях, складках местности, лечь на землю.

При воздействии на промышленные здания различают три зоны пожаров:

1) зона горения и тления в завалах;

2) сплошных пожаров;

3) отдельных пожаров;

Проникающая радиация. Действует < 15 секунд нейтронный поток. При воздействии радиации на здания и сооружения в больших дозах сами строительные материалы становятся источниками радиации. Радиация приводит к снижению производительности труда предприятий, т.к. необходимо работать в средствах защиты. Проникающая радиация оказывает влияние на монтаж РЭА (конденсаторы, диоды и т.д.), на фотоэлементы.

Радиоактивное заражение. Действует относительно продолжительное время. Источники заражения: продукты, образовавшиеся в результате ядерной реакции, горячие частицы (ядерное топливо), ядерное топливо, которое не вступило в реакцию. В зависимости от вида взрыва (наземный, подземный) - заражение местности и воздуха, т.е. создание радиационной обстановки. Существует 2 способа оценки радиационной обстановки: прогнозирование и по данным радиационной разведки. При прогнозировании производиться выявление обстановки, т.е. значение уровня радиации наноситься на рабочую карту (схему, плату), учитывают направление ветра и показывают зоны:

А - зона умеренного заражения

Б - сильное заражение

В - опасное заражение

Г- чрезвычайно опасное заражение

Эти зоны заражения характеризуются двумя основными параметрами:

1. Мощность дозы облучения (излучения) [рентген/час];

2. Экспозиционная доза облучения [рентген].

При воздействии на организм человека и на промышленные здания и сооружения используют те же факторы, что и при проникающей радиации.

Электромагнитное излучение. Действует единицы секунд. Распространяется на расстояние до 10 км. Приводит к пробою кабельного хозяйства, проводов в РЭА. Защита от электромагнитного импульса в эпицентре не помогает.

Поражающие факторы при аварии на радиационно-опасных объектах:

– проникающая радиация;

– радиоактивное заражение;

При оценке радиационной обстановки путем прогнозирования на рабочие карты наносится пятая зона. Граница зоны - красный цвет. Зона “М” - зона повышенной радиоактивной опасности.

2. Очаги химического поражения - территория, в пределах которой применено химическое оружие или произошла авария на химически опасном объекте, в результате чего имеет место гибель населения, сельскохозяйственных животных и растений.

Основу химического оружия составляют химические отравляющие вещества (ОВ). Прежде всего они предназначены для поражения людей. ОВ классифицируют по двум основным признакам: воздействие на организм человека и стойкость ОВ.

По воздействию на организм человека:

1. Нервно-паралитические;

2. Кожно-нарывные;

3. Общеядовитые;

4. Раздражающие;

5. Удушающие;

6. Психогенные.

Стойкость ОВ - продолжительность воздействия на живой организм или растение. Она зависит от следующих факторов: физико-химический состав вещества, метеоусловия, рельеф местности (открытый или закрытый).

Приземные слои атмосферы оцениваются 3-мя состояниями: инверсия, конвекция, изотермия. Изотермия - устойчивое состояние. Восходящие потоки воздуха отсутствуют. Температура поверхности меньше температуры воздуха.

Конвекция - неустойчивое состояние. Имеют место восходящие потоки воздуха. Температура воздуха ниже температуры почвы.

Изотермия - промежуточное состояние между инверсией и конвекцией. Температура воздуха примерно равна температуре почвы.

Для применения химического оружия используют бомбы и снаряды. Для характеристики площади, над которым распространяется загрязняющее облако, введено понятие зона химического заражения - территория, в пределах которой в результате применения химического оружия или аварии на химически опасном объекте имеет место гибель людей. Зона химического заражения характери­зуется 4-мя параметрами:

1. Глубина зоны.

2. Ширина зоны.

3. Площадь зоны.

4. Площади очагов химического поражения в зоне химического заражения.

Химически опасные объекты - такие объекты народного хозяйства, на которых производится СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества) или на которых они используются в производстве. Сейчас существует более 140 видов СДЯВ. Зона поражения характеризуется тем же, что и при химическом оружии.

3. Бактериологическое оружие - болезнетворные микробы и яды, предначертанные для поражения людей, с/х животных и растений. В зависимости от строения и биологической сущности микробы подразделяют на 4 группы:

1. Бактерии.

2. Вирусы.

3. Грибки.

4. Риккетсии.

Для поражения людей и животных можно использовать следующие заболевания: холера, чума, сибирская язва, желтая лихорадка и другие. Для поражения с/х растений: рак картофеля, стеблевая ржавчина растений.

При применении бактериологического оружия или при возникновении района, в котором имеет место действие вирусов, объявляется карантин. Право на его объявление имеет председатель областного здравоохранения. Территория, на которой карантин, охраняется военными и запрещен въезд-выезд (исключение - медицинские и ветеринарные работники по пропускам). Если будет установлено, что инфекция слабая, то карантин сменится обсервацией. При этом охрана осуществляется не военными и разрешается ввоз некоторого имущества.

2.Спасательные и другие неотложные работы в очагах массового поражения.

1. К спасательным работам относят:

1. Разведка участков работ и маршрутов движения.

2. Локализация и тушение пожаров.

3. Розыск пораженных и извлечение их из завалов.

4. Вскрытие заваленных убежищ и подача в них чистого воздуха.

5. Оказание первой помощи пострадавшим.

6. Вывод населения из опасных районов в безопасные.

7. Частичная санитарная обработка людей и частичная дезактивация, дегазация техники и имущества.

К другим неотложным работам относят:

1. Устройство проездов и проходов в местах завала.

2. Ликвидация аварий во всех видах систем снабжения.

3. Укрепление от обрушивания конструкций, угрожающих жизни личного состава формирований в процессе работы.

4. Обнаружение, обезвреживание и ликвидация невзорвавшихся боеприпасов.

5. Расчистка завалов на участке работ.

Успешное ведение спасательных и др. неотложных работ достигается:

1. Быстрым вводом формирований в очаг поражения.

2. Высокой выучкой личного состава формирований.

3. Знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы.

4. Непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований.

5. Непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток, года.

Для ведения СДНР создаются группировка сил ГО, которую возглавляет соответствующий начальник ГО. В зависимости от обстановки группировка сил ГО может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка выдвигается к очагу по нескольким маршрутам. Порядок построения колонны на марше:

1. Впереди двигается группа радиационной и химической разведки (3-5км).

2. Отряд обеспечения движения. Его задачи:

· регулировка движения на маршруте

· дорогой за дорогой движения

3. Подвижный пункт управления начальника ГО.

4. Силы и средства медицинской помощи.

5. Остальные силы и средства группировки.

Сводная команда: 108 чел, 6 автомашин, 1 бульдозер, 1 автокран.

Спасательная группа работает с санитарной дружиной:

· отыскивает пораженных;

· извлекает из завалов;

· оказывает первую помощь;

Группа АВР:

· расчищает завалы;

· строит проезжие и переходные дороги;

· вскрывает заваленные убежища и подает чистый воздух;

· ликвидирует аварии во всех видах систем снабжения;

· обрушивает или укрепляет конструкции угрожающие жизни людей;

· отыскивает и обезвреживает невзорвавшиеся боеприпасы;

· обозначает проезжие и пешеходные дороги в светлое и темное время суток.

Порядок вскрытия заваленных убежищ:

1) Установить связь с укрываемыми;

2) Подача чистого воздуха;

3) Приступить к вскрытию убежища.

Строительство проезжих дорог.

– односторонних (ширина 3-3,5);

– двусторонних (6-7 м).

Если высота завалов не превышает 0,5 м то расчистка ведется до грунта, если больше чем 0,5 м, тогда проезжие и пешеходные дороги строятся по завалам. Если строится односторонняя дорога, то через каждые 200 м ее расширяют до 7 м на протяжение до 15 м. В ночное время обозначаются кострами и фонарями. Днем - проволокой, веревкой с флажками.

Санитарная дружина. Решает задачи вместе с личным составом спасательной группы, пожарной команды и самостоятельно. При самостоятельном - занимаются эвакуацией населения из очага поражения в отряд первой медицинской помощи.

Звено разведки и связи.

1) Ведет радиационную и химическую разведку на маршруте и на участке работ.

2) Организация связи командира сводной команды с начальником ГО объекта по радио и телефонным каналам, командира СК с командирами подразделений СК (телефон).

3) Организация дозиметрического контроля за получаемой дозой облучения личным составом команды (ДП-22. ДП-2а).

Спасательные работы в очаге ядер­ого поражения.

Последовательность, приемы и способы выполнения спаса­ельных работ он определяются начальником ГО объекта и командирами формирований в зависимости от обстановки в очаге ядерного поражения: характера разрушения зданий и сооружений, аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, уровней радиоактивного заражения, характера и интенсивности пожаров, других факторов и условий, влияющих на проведение работ.

Начальник ГО и командиры формирований перед началом спасательных работ устанавливают наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют порядок использования машин и механизмов, а также других средств механизации и места их развертывания. В ходе проведения спасательных работ командиры формирований ведут разведку участков (объектов) работ, уточняют объем работ и последовательность их проведения, приемы и способы спасения людей из завалов и горящих зданий, защитных сооружений, способы локализации пожаров, порядок использования техники.

Устройство проездов и проходов и тушение пожаров. В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пораженные люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение СИДНР.

Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации. Если завал местный, незначительный, проезд (проход) в нем проделывается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1 м - проезд прокладывается по завалу. Для одностороннего движения проезд устраивается шириной 3-3,5 м, для двухстороннего - 6-6,5 м. При одностороннем движении через каждые 150- 200 м делаются разъезды протяженностью 15-20 м. Работы по прокладке проездов и проходов обычно выполняются бульдозерно - экскаваторными и краново-погрузочными звеньями. Крупноразмерные элементы удаляются, поверхность завалов разравнивается и уплотняется. Противопожарные формирования приступают к локализации и тушению пожаров. На участках (объектах) работ локализуют и тушат пожары основные силы противопожарной службы. Противопожарные формирования к участкам (объек­там) работ выдвигаются одновременно с бульдозерно - экскаваторными звеньями и в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди (у входов в защитные сооружения, на направлениях ввода и работы формирований, на путях эвакуации пораженных людей). При необходимости часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.

Локализацией, тушением пожаров обеспечивают успешный ввод формирований в очаг ядерного поражения и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Спасение людей из разрушенных и заваленных убежищ. Поиск и спасение людей начинается сразу после ввода формирований на участок (объект) работ. Личный состав формирований разыскивает и спасает пораженных людей, разбирает завалы вручную с помощью средств малой механизации, а санитарные дружины оказывают пораженным людям первую медицинскую помощь. Подготавливаются места для установки привлекаемой техники (автокранов, экскаваторов, компрессорных станций и другой специальной техники). Командиры формирований руководят спасательными работами, ставят дополнительные задачи подчиненным и приданым формированиям. Информируют начальника ГО объекта о ходе проведения работ.

Для установления связи с укрывающимися в убежищах используются сохранившиеся средства связи, воздухозаборные отверстия (переговариваются через них); перестукиваются через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления.

Убедившись в том, что в убежище находятся люди, а входы, выходы и оголовки убежища завалены, принимается решение о спасении людей. В первую очередь в убежище подается воздух. Для подачи воздуха в убежище расчищают воздухозаборные каналы или проделывают отверстия в стене или перекрытии и подают воздух компрессорами.

Для спасения людей из заваленных убежищ и укрытий последние необходимо вскрывать. Способы вскрытий определяет командир формирования, в зависимости от типа и конструкции убежища, а также характера завала над ним. Способы вскрытия убежищ и укрытий: разборка завала над основным входом с последующим открыванием двери или вырезкой в ней отверстия откопка оголовка или люка аварийного выхода, устройство проемов в стенах убежищ из подземной галереи; разборка завала у наружной стены здания с последующей откопкой приямка в грунте и пробивкой проема в стене убежища, пробивка проема в стене убежища из соседнего примыкающего к нему помещения, разборка завала над перекрытием убежища с последующей пробивкой в нем проема для вывода людей. Убежище может вскрываться несколькими способами. Главное - спасти людей в минимально короткое время имеющимися силами и средст

3.Поведение населения при авариях на АЭС.

Радиационноопасные объекты (РОО).

РОО – объект, на котором перерабатывают, используют, транспортируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды. Основным и наиболее опасным элементом атомных станций является ядерный энергетический реактор (ЯЭР). В России создана серия энергетических реакторов различных типов и мощностей, на которых базируется ядерная энергетика. На атомных электростанциях наиболее распространены корпусные, водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) и водо-графитовые реакторе канального типа РБМК (реактор большой мощности канальный).

На АЭС в качестве ядерного топлива применяется главным образом двуокись урана-238. Топливо размещается в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах). В активной зоне реактора, где размещены ТВЭлы, происходит реакция деления ядер урана, выделяющаяся тепловая энергия нагревает реактор. Во время реакции в ТВЭлах накапливаются радиоактивные продукты ядерного деления (ПЯД). Процесс деления в ТВЭлах длится несколько лет, поскольку загрузка реакторов ядерным горючим осуществляется не чаще одного раза в 3 года. За этот срок короткоживущие изотопы распадаются. Одновременно идёт накопление радионуклидов с большим периодом полураспада (стронций-90, цезий-137, а также плутоний-239 (-240, -241, -242)).

Несмотря на применяемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, прежде всего на АЭС, пока не удаётся.

Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

Аварии на атомных станциях подразделяются на проектные и запроектные (гипотетические). Система технической безопасности на АЭС, как правило, обеспечивает локализацию максимальной проектной аварии, но не позволяет избежать гипотетических аварий.

Анализ аварии на Чернобыльской АЭС позволяет сделать некоторые выводы:

газо-аэрозольное облако выброса распространяется на сотни километров и является мощным источником излучения;

радионуклиды, находящиеся в газообразном состоянии не задерживаются респираторами;

загрязнение местности имеет сложный характер и трудно прогнозируется в процессе аварии;

спад радиоактивности во времени во многом определяется наличием долгоживущих радионуклидов;

мелкодисперсный состав радионуклидов способствует их проникновению в микротрещины, поры, обитаемые объекты и существенно затрудняет их дезактивацию.

Последствия РА обусловлены ее поражающими факторами (ПФ).

Основными ПФ радиационной аварии являются радиационное воздействие и радиационное загрязнение.

Радиационное воздействие на человека состоит в ионизации тканей тела и возникновении лучевой болезни. При этом, прежде всего, поражаются кроветворные органы, в результате чего наступает кислородный голод тканей, резко снижается иммунная защищённость организма, ухудшается свёртываемость крови. При радиоактивном загрязнении природной среды практически трудно создать условия, предохраняющие людей от облучения. Поэтому при действиях на местности, загрязнённой радиоактивными веществами, устанавливаются допустимые дозы за тот или иной промежуток времени, которые, как правило, не должны вызывать у людей радиационных поражений. Предельно допустимыми дозами являются:

для персонала, работающего на РОО, - 5 бэр/год (50 мЗв/год);

для остального населения – 0,5 бэр/год (35 бэр за 70 лет, 5 мЗв/год).

Радиоактивное загрязнение внешней среды характеризуется его поверхностной (объёмной) плотностью и измеряется активностью радионуклида, приходящейся на единицу площади (объёма). Единицей измерения активности в системе СИ является беккерель (Бк). 1 Бк. Равен одному распаду в секунду. Основным параметром, характеризующим поле ионизирующих излучений, которым определяется величина возможной дозы излучения, является мощность дозы, т. е. Доза, отнесённая к единице времени (Р/ч, мР/ч, рад/ч, мрад/ч, мЗв/ч, мкЗв/ч, бэр/ч, мбэр/ч, мкбэр/ч).

Пределы мощности дозы излучения радиационного фона:

естественный ~ 5 – 20 мкбэр/ч (0,05 – 0,2 мкЗв/ч);

допустимый ~ 20 – 60 мкбэр/ч (0,2 – 0,6 мкЗв/ч);

повышенный ~ 60 – 120 мкбэр/ч (0,6 – 1,2 мкЗв/ч).

Основными мероприятиями по предупреждению и снижению действия поражающих факторов при радиационной аварии являются:

оповещение населения об аварии и информирование его о порядке действий в создавшихся условиях;

укрытие;

использование средств индивидуальной защиты;

предотвращение потребления загрязненных продуктов питания и воды;

эвакуация населения;

ограничение доступа на загрязненную территорию.

Меры защиты:

предохранить органы дыхания средствами защиты - противогазом, респиратором, а при их отсутствии –

ватно-марлевой повязкой, шарфом, полотенцем, смоченными водой;

закрыть окна и двери, отключить вентиляцию, включить радио, радиоточку, телевизор и ждать

дальнейших указаний;

укрыть продукты питания в полиэтиленовых мешках. Сделать запас воды в емкостях с плотно

прилегающими крышками. Продукты и воду поместить в холодильник, шкафы, кладовки;

не употреблять в пищу овощи, фрукты, воду, заготовленные после аварии;

строго соблюдать правила личной гигиены;

приготовиться к возможной эвакуации. Собрать документы, деньги, продукты, лекарства, средства индивидуальной защиты;

укрыться при поступлении команды в ближайшем защитном сооружении

 

Рекомендуемая литература

 

1. Александровский Ю.А.- Психогения в экстремальных условиях. Москва, Медицина. 1991.

2. Большая медицинская энциклопедия. Москва, 1957-1964. Стр. 810-812; стр. 700-719; стр. 1196-1217;

3. Волович В.Г. – Как выжить в экстремальной ситуации. Москва, 1990., ФКиС, Серия Знание.

4. Волович В.Г. – Выживание в экстремальной ситуации (Новое в жизни, науке и технике) 1990.

5. Вредные вещества в промышленности под ред. Н.В. Лазарева. 1963.

6. Костру А.А. Медицинский справочник туриста. М, 1990.

7. Учебник сержанта химических войск. Воениздат19__г. Москва

8. Гражданская оборона: учебное пособие/ Под общей ред. А.Т. Алтунина — М., 1985.

9. Демиденко Г.П и др. — Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справочник. — Киев, 1989.

10. Ю.В. Боровский и др. — Гражданская оборона: Учебник для студентов ВУЗов — М.: Просвещение, 1991

11. Защита от оружия массового поражения. В.В. Мясников. – М.: Воениздат, 1984.

12. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

13. Инструкция по организации и ведению Гражданской обороны Республики Казахстан

Утверждена приказом Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 13 июля 2000 г. N 165




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.