Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности возникновения и развития риторики в России.




Те скупые сведения о речи наших далеких предков, которые сохранились, связаны с развитием письма. Оно вошло в жизнь славян во второй половине IX в. (обычно указывается 863 г.); азбука создана греческими учеными — славянскими просветителями Кириллом и Мефодием, переводчиками церковных христианских книг с греческого. Она получила название кириллицы. Есть однако сведения, что славяне имели и докириллическое письмо — писали «клинами и резами» (Черноризец Храбр). Известно также, что в VIII—X вв. в Киеве и других городах действовали христианские храмы и обучались священнослужители до официального крещения Руси в 988 г. Грамотеи имелись и в княжеской дружине, выполняя функции дипломатов, переводчиков, государственных чиновников, учителей; в среде торговцев велась деловая документация. В русской летописи Нестора сохранился договор с Византийской империей, заключенный киевским князем Олегом в 906 г. в результате взятия Царьграда (Константинополя). Текст договора можно прочитать в I томе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Церковные и риторические традиции православной ритуаль­ной речи на Руси были приняты, в общем, с одобрением. Этому способствовали торжественность службы, высокая культура церковного пения, эмоциональность общения, одухотворенность проповеди.

Расцвет ораторских жанров приходится на XI—XII вв. Образ­цом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского, инока и аскета, например его «Слово в новую неделю на Пасце», в котором чувствуется сильное влияние византийского стиля (символика, метафоричность, уподобления). Вот отрывок: «Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и, радуяся, зем­но согревает: для нас взошло от гроба праведное Солнце — Христос и всех верующих в него спасает».

Духовное направление ораторства представлено также житиями святых — в «Житии Феодосия Печерского», «Сказании о Бо­рисе и Глебе». В житиях формируются литературные традиции Руси.

Это же направление приобретает политическую тенденцию в «Законе и Благодати» митрополита Илариона (первого митрополита из русских), прочитанном при дворе Ярослава Мудрого, в его присутствии. Автор выступает в качества апологета русской государственности и самостоятельности русской церкви. Влияние «Слова...» сказывается в произведениях ораторства и публицистики более позднего времени, например в Ипатьевской летописи, «Житии Степана Пермского».

Образцом «послания» может служить «Моление Даниила Заточника», обращенное к князю, с жалобами на свои страдания и просьбами о милости. Несмотря на близость содержания к нуждам повседневности, автор пользуется цветистой речью: «Избави мя от нищеты сия, яко серну от тенета, яко утя от ногти ястреба, яко овца от уст львов».

Особо нужно выделить речи — поучения, обращения к потомкам. Наилучшая из них — «Поучение чадам Великого князя Владимира Мономаха» (конец XI — начало XII в.). Автор известен как энергичный военачальник, гуманный и образованный госу­дарственный деятель Киевской Руси. Вот отрывок (в современном переводе): «Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого; ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его... Если не будет повинен смерти, то не губите никакой христианской душим»

В более поздние времена возникли новые формы: повести, «хождения», полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрей Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-е годы XVI в.) — страстные, обличительные письма, дающие основа­ние судить о речевом мастерстве автора. А также письма и записки («Житие») протопопа Аввакума, идеолога раскола. Язык Аввакума необыкновен­но высоко ценил В. В. Виноградов, крупнейший лингвист XX в., тонкий знаток развития русской стилистики.

В целом можно выделить следующие особенности древнерусского красноречия:

1) Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа (церковный деятель, князь, воевода).

2) Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится призыв или поучение, нравственные установки, преобладает положительный пример.

3) Огромное внимание уделяется этике общения, прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью.

4) Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью. Речи щедро украшены обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами, богаты иносказаниями. Ораторские произведения Древней Руси были тесно связаны с фольклором и литературой.

5) В речах ораторов подкупают доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию.

До недавнего времени принято было считать, что до XVII теоретическая риторика не была распространена в России, но в 90-е годы XX в. В.И. Аннушкин показал, что уже в XI—XIII вв. риторика упоминалась в качестве учебного средства; использовались не только ее наименование, но и синонимы: витийство, благословие, краснословие, сладкоречие и даже антонимы: велеречие — безгласие, краткословие — многоречие.

В целом же можно отметить, что для развития ораторского искусства в России не было надлежащих условий. Отсутствовали парламент или дума, действовала жесткая цензура, до 1864 года не существовало гласного суда, а потому не могло развиваться и судебное красноречие.

Первый в России предмет по риторике (1620 г.) представлял собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона в переработке Л. Лоссия (Франкфурт, 1577) с пояснениями русского переводчика и дополнениями. Книга использовалась и хранилась в Московских и северо-русских монастырях — Соловецком, Белозерском, в Ярославле, Новгороде. Судя по количеству сохранившихся списков (36), риторика изучалась весьма широко.

В этой книге пять разделов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция (каноны).

В XVII—XVIII вв. были созданы десятки риторических курсов, наиболее известные — М.Усачева, С. Яворского, Симеона Полоцкого, М.В. Ломоносова, И.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Сперанского, Д. Ф. Мерзлякова. Если до XVIII в. авторами риторик были церковные лица, то начиная с Ломоносова ею занимаются светские риторы — филологи, писатели, государственные деятели.

Значительным шагом в развитии ораторского искусства был «Духовный регламент» Петра I, который устанавливал правила, как держать себя на кафедре. Регламент требовал от оратора определенных внутренних качеств: честности, объективности и скромности. Большое внимание уделялось ораторским приемам: мимике, жестам, позе. Оратор должен обладать чувством меры, не терять собственного достоинства. Умение владеть собой – залог успеха.

Указ Петра I от 1724 г. весьма резко выступает против манеры читать речи по бумажке: «Господам сенаторам в присутствии запретить речь читать по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурь каждого всем явна была».

Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноре­чию». Этот труд М. В. Ломоносова сразу получил признание, не­сколько раз переиздавался при жизни автора.

Появление подобного теоретического труда решало целый ряд проблем:

1) Обозначился свод правил, регулирующих стилевые различия (в это время было полное смешение церковного и народного языков);

2) Риторика освободилась от влияния богословия;

3) Риторика стала доступной для широкого круга читателей;

4) Появилось учение о трех штилях: высоком, среднем и низком.

Его риторика обра­щена к античному миру — Сократу, Платону, Аристотелю, она имеет философские обоснования. В ней рассматриваются педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос о правилах, о корнях ораторского мастерства. Функцию убеждения М.В. Ломоносов дает в смягченном варианте: «красно говорить и писать и тем склонять других к своему мнению». Пред­метом науки риторики автор считает не только ораторию, но и жизнию, допускает подражание и постоянное упражнение, приглашает учиться на опыте прославленных художников, превозносит мастерство Цицерона, речи которого казались божественными, ибо были выше сил человеческих.

Он отстаивал научную истину в речах, учил находить главное в содержании и выделять его. МВ. Ломоносов советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим знание, т. е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял.

Заслуга М.В. Ломоносова и в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка и предназначил свой труд для светского образования.

Труд Ломоносова имел колоссальное значение для развития риторической науки в целом. Риторика стала самостоятельна и более доступна, более приспособлена к нуждам времени и потребностям учебных заведений России.

К концу XVIII в. речевое мастере ценилось весьма высоко не только в ораторстве, но и в светском общении, в университетах, спорах и полемике, в среде военных. Риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, в форме частных уроков. В первой половине XIX в. действовали учебники А.С. Никольского, А.И. Галича, А.Ф. Мерзлякова, И.С. Рижского, К.П. Зеленецкого. Высоко ценился труд М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», написанный в 1792 г., изданный в 1844 г., а также общая и частная риторика Н.Ф. Кошанского — профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина.

В России кризис риторики начался не с языковых проблем, а с нравственно-педагогических. В 1844 г. В. Г. Белинским в рецензии на «Общую риторику» Н. Кошанского писал, что «риторика есть наука красно писать о том, чего не знаешь», стоит только отвечать на вопросы «кто? что? где? когда?». Удивительная школа фразерства! И потому, когда прочтут драму, в которой оболгано сердце человеческое, говорят: «Риторика!». Подобная критика, к тому же идущая из прогрессивных кругов, постепенно привела к тому, что во второй половине XIX в. реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Причем школы не отказываются от ее содержательных материалов, от многих приемов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика.

По-видимому, отказ от риторики подчас носил лишь внешний характер. Тем более что отказ от школьной риторики не привел к упадку ее частных ветвей. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. Заметен подъем академического мастерства. В начале XX в. оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова» (1901), Г.Д. Давыдова «Ораторское искусство», программы курсов по этике живого слова А.Ф. Кони, Е.Е. Соловьевой. В 1918 г. был создан Институт живого слова (действовал до 1924 г., в котором работали Л.В. Щерба, В.Э. Мейерхольд, С.М. Бонди, Л.П. Якубинский и др.

Но взлет риторического направления был непродолжителен; власти поддержали лишь одно направление — мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.

Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания. Интенсивное развитие функциональной стилистики, возникновение практической стилистики, обеспечили выбор адекватных средств языка; культура речи стала отраслью языкознания; были созданы многочисленные словари и справочники трудностей русского языка в областях лексики, грамматики и произношения; в рамках образовательных систем в конце ХIX – нач. XX вв. успешно осваивались теория и методика школьного сочинения и развития речи учащихся.

Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы XX в. сохранилась лишь в некоторых университетах (МГУ, Тбилисском) на факультетах классической филологии, в духовных академиях. Прошло несколько поколений учителей-словесников, не знавших риторики.

Игнорирование систематического, целостного предмета «ри­торика» привело к заметному упадку речевых умений в самых раз­нообразных сферах общения. Не изучались этические, философ­ские основы общения, когнитивные аспекты речи, игнорирова­лись история риторики, ее авторитет в глазах крупнейших уче­ных, мыслителей. Изучение языкознания теряло полноту, ибо в центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.

Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику, в тех или иных вариантах она преподавалась в образовательных системах США, Великобритании, Германии, Франции, других странах Ев­ропы.

Между тем XX в. стал веком рождения наук о речи, ее механиз­мы изучали лингвисты Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия. Сложилась система наук о речи, в какой-то степени компенсирующих утрату риторики и, в общем, обогативших ее, когда наступило время ее ренессанса.

Наиболее близка к традиционной риторике культура речи, исследующая труднейшие моменты выбора, использования языковых форм, отвечающих литературной норме.

Что касается психолингвистики, теории коммуникации, се­миотики, герменевтики, социолингвистики и других новых тео­рий, то они дали основу возрождению древней науки в виде неориторики.

В середине XX в. начинается ренессанс риторики, поднимается волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов. Сила этой волны определялась тем, что интерес к забытой науке возник и разгорелся в молодежной среде.

Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые трудныe годы мысль не угасала: назовем имена А.Ф. Лосева — философа, знатока античной эстетики, лингвиста; В.В. Виноградова — крупнейшего лингвиста XX в., М.М. Бахтина — философа, литературоведа, эстетика, С.С. Аверинцева, С.Ф. Ивановой, Ю.В. Рождественского и др.

Были переведены на русский язык «Общая риторика» под ред. Ж. Дюбуа (с французского), «Основы искусства речи» П.Л.Сопера (с английского), книги Д. Карнеги. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одной из важнейших причин пробужде­ния интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей; возникала тревога молодых об утраченных ценностях, росло вле­чение к ретро, к античной культуре, к «гонимым» областям знания. Возможно, что это — первый важнейший фактор возрождения риторики.

Второй фактор — успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии. К сожалению, некоторые лингвисты XX в. отстранились от проблем речевой деятельности, исследовали структуру языка (что, разумеется, тоже необходимо). Тем не менее, во второй половине века появились крупные исследования в области функциональной грамматики, стилистики, теории речевых актов, грамматики слушающего, теории механизмов речи и пр.

В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют возрождение демократии в России в 90-х гг. XX в. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания юридического пространства, плюрализм в образовании — все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно вы­разить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юри­дические документы так усложнены, что в них невозможно ра­зобраться?

Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что речи политиков, транслируемые по телеканалам, за последнее десятилетие улуч­шились и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80 — 90-х годов XX в.

Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, филологичес­ким программам, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая и практическая, восполняет указанный недостаток.

Однако порыв к изучению риторики натолкнулся вначале на отсутствие подготовленных преподавателей, а также отсутствие учебников, программ, иной литературы, поскольку то, что все же имелось, было ранее издано малыми тиражами. Авторами учебной литературы по риторике стали Н.Н. Кохтев, Т.А. Ладыженская, З.С. Смелкова, В.Я. Коровина, А.К. Михальская, С.Ф. Иванова; по культуре речи — Л.И. Скворцов, Л.П. Катлинская, В.Г.Костомаров, К.С. Горбачевич, Б.Н. Головин и др.

Помимо вышеназванных причин, можно выделить еще некоторые.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, не равных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

Причины психологического характера: с конца XIX века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужны кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии – все это привело к смене концепции человека. Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим дифференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Кроме того, ХХ век – век персонификации личности, то есть роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других. Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обуславливает потребность в науке об общении, в обучении общению.

Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в ХХ веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга – не только в суде и на дворянских собраниях. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Можно говорить и о своеобразных социально-политических причинах, приведших к «возобновлению» риторики. Дело в том, что люди «внизу» получили определенные права. Они перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общества стали выступать в защиту людей; права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. Люди стали «оговариваться» - ХХ век стал «веком возражений». Людей стало нужно убеждать, причем всех (даже детей!). Убеждать необходимо в демократических государствах при выборах, в условиях политической жизни и борьбы – политикам надо учиться убеждать людей в своей правоте.

Есть и экономические причины, способствовавшие возрождению риторики: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры были первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать. Кроме того, ХХ век принес и изменения в отношении к труду – люди начинают больше ценить интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать. В современном западном менеджменте господствует мнение, что совершенствование техники перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления производством (это называет «тихой управленческой революцией»).

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии – как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г.

В середине ХХ века появляется еще одно направление риторики – так называемая филологическая риторика. Она возникла на базе развития такого лингвистического направления, как лингвистика текста, прагматика. Ее еще называют «новой риторикой». Она имеет мало общего с классической риторикой, основывается на понятии текста и связана в основном с анализом текстов. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» определяется как «филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественной выразительной речи, прежде всего поэтической и устной», а предметом риторики признается прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения.

В настоящее время существует и расширительное понимание риторики как науки о речи вообще. В этом случае риторика выступает как наука об умении говорить «в разных стилях и жанрах», то есть как культура речи.

В качестве особенностей современной риторики, риторики конца ХХ и начала XXI вв., можно выделить следующие:

1) она существует как наука о речевом воздействии;

2) выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) разделяется на две основных ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении);

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Практическая риторика противостоит теоретической, а также межличностному речевому воздействию; последнее составляет в настоящее время особую науку.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст (подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, плат и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории (выработка уверенности, личность оратора, первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации (вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегия выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория (учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

В целом же можно сделать вывод, что в настоящее время в мире наблюдается настоящий риторический бум - выходит множество книг по риторике, риторике начали широко обучать во всех странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.