Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника речи. Речевое поведение говорящего




Техника речи. «Заговори, и я скажу, кто ты», - утверждали древние. На смену первого впечатления приходит слово. Оратор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к себе.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. То есть важным средством воздействия является культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение оратора говорить правильно, четко. Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации – все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи – значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы. Кроме того, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией. Эффективное использование всех перечисленных понятий является залогом успеха в устной коммуникации.

Речеисполнительный аппарат человека и процесс речеобразования. В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для речеисполнения, произношения речи. Все
органы, которыми пользуется человек для этой цели, выполняют и
другие физиологические функции. Произносительными они стали
лишь в результате многовековой эволюции человека. В риторике первичные функции не рассматриваются, интерес представляет сово­купность соответствующих органов как произносительный аппарат.

С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал». Другая часть является «произносительной» в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области:

1) респирацию (организация дыхания);

2) фонацию (образование голоса);

3) артикуляцию (производство звуков).

Респирация. Респирация обеспечивается дыхательным аппа­ратом, который состоит из легких, бронхов и дыхательного горла (трахеи). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок (т.е. фонации) подсвязочного давления.

Следует различать дыхание в покое, которое называют физиологическим дыханием, и дыхание во время речи — речевое дыхание.

При физиологическом дыхании вдох равен выдоху, при речевом - выдох длиннее вдоха. Речевое дыхание происходит через рот, физиологическое в норме — через нос. Правильная организация ре­чевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Пре­рывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателя. Кроме того, не­правильное речевое дыхание утомляет говорящего, пагубно ска­зывается на состоянии произносительных органов.

Фонация. Фонация представляет собой собственно произносительный аппарат, состоящий из четырех связанных между собой полостей — гортани, глотки, полостей рта и носа.

Артикуляция. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами. Их разделяют на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, т.е. неподвижные. Активными органами являются: губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя часть спинки, корень), мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки. Пассивные органы — зубы, альвеолы, твердое небо. Деление произносительных органов на активные и пассивные важно для понимания механизма формирования правильной арти­куляции звуков. Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры.

Речь образуется в результате движения произносительных органов. При этом объем и конфигурация речевого тракта постоянно меняются, что отражается на конфигурации звуковой волны. Каждому звуку речи соответствует либо определенное статичес­кое положение, либо определенная динамика изменения артикуляторных органов, т.е. определенная артикуляция,

Человек, овладевая речью, усваивает те артикуляторные движения, которые формируются под воздействием звучащей речи ближайшего окружения и которые необходимы для правильной артикуляции звука. В риторике существует возможность использовать комплекс корректировочных упражнений, которые приемлемы для людей, не имеющих явных дефектов речи, но желающих усовершенствовать навыки произношения или устранить дефекты дикции.

Дикция — это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дикционно чистая речь – большое достоинство судебного оратора. Дикция – это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам русского литературного языка. В четкости дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку, уважительное отношение к суду и гражданам, слушающим судебный процесс. Четкую дикцию обеспечивает слаженная работа языка, губ и нижней челюсти. Желательно разрабатывать речевой аппарат, занимаясь дикционными тренировками. Хорошим помощником в этом являются чистоговорки и скороговорки. Научитесь, например, произносить от топота копыт пыль по полю летит и около кола – колокола медленно, выговаривая каждый звук, разъясняя, выделяя слово пыль, колокола; затем прочитайте уточняя, выделяя от топота копыт и около кола. Когда убедитесь в четкости произношения каждого звука, ускорьте темп, сохраняя при этом четкость дикции и смысл скороговорок. Научившись читать быстро, переходите к медленному темпу и опять к быстрому. Помните, что чем быстрее речь, тем более чистой должна быть дикция. Помимо упражнений, необходимо следить за своей повседневной бытовой речью; старайтесь не говорить не переводя дыхания, не напрягать мышц гортани; выговаривайте звуки четко и ясно. Только привыкнув к этому в обычном общении, возможно перенести навыки на судебную трибуну.

Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Кроме того, дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Правильность артикуляции — это такие движения речеисполнительных органов, которые соответствуют образованию нужного звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире — о дефек­тах речи, исправление которых является предметом логопедии. Здесь различаются две группы дефектов речи — патологические и непа­тологические. К патологическим дефектам относятся такие, кото­рые связаны с органическими изменениями произносительных ор­ганов {гнусавость как следствие дефектов неба, дизартрия) или с нарушением высшей нервной системы (афазия). Непатологические дефекты речи, как правило, обратимы и связаны с нарушением нор­мативного произношения в результате неправильно усвоенных ар­тикуляторных движений. К ним относятся картавость (произноше­ние звука р как увулярного или заднеязычного), шепелявость (произношение звуков с или ш как плоскощелевых вместо круглощелевых), у-образное произношение звука Л и т.п.

Степень отчетливости артикуляции — это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, степень отчетливости артикуляции у них может быть разной. Например, при отсутствии зубов человек «шамкает» и его речь часто малоразборчива. Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту», т.е. слова произносятся невнятно, артикуляция вя­лая и речь неразборчивая. Это объясняется тем, что люди, как пра­вило, не обращают внимания на то, как они говорят, хотя уделя­ют много внимания своей внешности, фигуре, часто тратят много времени на физические упражнения, развивающие мышцы тела. Но мышцы артикуляторного аппарата также нуждаются в трени­ровке и укреплении, и недостаточно того, что мы говорим каж­дый день. Для развития мышц артикуляционных органов нужна постоянная и целенаправленная тренировка. Доказательством это­му служит понятие «учительский голос». Голос учителей, ведущих урок, звучит совершенно по-иному, чем в тех случаях, когда они разговаривают на бытовые темы. Этот факт объясняется тем, что на уроке учитель должен говорить отчетливо, чтобы все его пони­мали. Он напрягает мышцы произносительных органов, они по­лучают необходимую нагрузку и постепенно становятся более силь­ными, тренированными. Учительская привычка отчетливо произносить слова часто остается на всю жизнь, и по тому, как человек говорит, порой можно догадаться, что он преподаватель Четкая артикуляция создает впечатление человека, уверенно­го в себе, знающего предмет речи, что является одной из задач устной коммуникации. Поэтому каждый человек и тем более юрист должен стремить­ся к тому, чтобы научиться четко произносить слова. Для этого существуют специальные упражнения.

Система упражнений для укрепления артикуляторных мышц при­меняется на практике прежде всего в театральных учебных заведе­ниях при обучении студентов сценической речи. Процесс обучения достаточно трудоемкий и занимает много времени, при этом необ­ходимо заниматься под руководством преподавателя. Самостоятель­ные занятия также возможны, они должны осуществляться методом самоконтроля, т.е. необходимо записывать собственную речь с по­мощью диктофона и постоянно контролировать характер изменений.

Работа над исправлением дефектов артикуляции складывается из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап. Цель этого этапа состоит в под­готовке слухового и произносительного аппаратов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе проводятся упражнения по различению звуков на слух, а также отработка опорных звуков. Например, для звука [с] опорным по месту обра­зования является звук [и], а по способу - звук /ф/.

2. Постановка звука. Цель этого этапа - отработка правиль­ного звучания изолированного звука. Это достигается либо путем подражания (с помощью зрительного и слухового контроля), либо механически (с помощью шпателя или ложки), либо при комби­нации первого и второго способов.

3. Автоматизация звука. На этом этапе осуществляется отра­ботка правильного произношения звука в составе более крупных языковых единиц. Упражнения проводятся постепенно, начиная со слогов, затем слов, предложений, рассказа.

4. Дифференциация звука. На этом этапе отрабатывается умение различать смешиваемые звуки и правильно их использовать в соб­ственной речи. Упражнения проводятся постепенно, начиная с изолированных звуков, кончая скороговорками и спонтанной речью.

Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но, независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к основным упражнениям.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки,

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх — вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опущенном
кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним
нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5 — 7 раз.

Далее выполняются упражнения на произношение скорогово­рок. Скороговорки (чистоговорки) укрепляют мышцы органов ар­тикуляции и обеспечивают хорошую разборчивость даже при бы­стром темпе речи. Скороговорки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее — четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее — восемь раз. Желательно произносить их на одном ды­хании (на выдохе после глубокого вдоха). Повторяющиеся соглас­ные должны звучать чисто и отчетливо.

1. На дворе — трава, на траве — дрова.

2. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

4. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать.

5. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про по­купки, про покупки, про покупочки мои.

6. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сень­ку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

7. Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

8. Полпогреба репы полколпака гороху.

9. Инцидент с интендантом.

10.Полили ли лилию, видели Лидию.

11.Попытка не пытка.

12.Ткет ткач ткани на платки Тане.

13.Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

14.Шакал шагал, шакал скакал.

15.Купи кипу пик. Пик кипу купи.

16.Либретто «Риголетто».

17.Около кола колокола.

18.Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

19.Тетя чуть чего Тютчева читает.

20.Сыворотка из простокваши.

21.Клара-краля кралась к ларю.

22.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

23.Тридцать три корабля лавировали —лавировали, да не вылавировали.

24.Дробью по перепелам да по тетеревам.

25.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

26.Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

27.Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовывал, да
зарапортовался.

28.Мама мыла Милу с мылом.

29.Крыса в риге грызла рис.

30.Стоит поп на копне, колпак — на попе, копна — под по­пом, поп — под колпаком.

31.Король — орел, орел — король.

Упражнение с «камушками» во рту является одним из самых популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камуш­ки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавиться! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напря­жения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодо­леть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мыш­цы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.

Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого человека темп речи, продление или редукцию слогов и т.п. Это связано не столько с характером артикуляции, сколько определяется специфической ритмической структурой слова (со­отношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями инто­нации. Выпадение звуков слова искажает его смысл, затрудняет устное общение и взаимопонимание.

Манера произносить слова тесно связана с фонетикой. Нор­мативная, стандартная манера соотносится с научным или офици­ально-деловым стилем, а все индивидуальные особенности произно­шения присущи разговорному стилю. Например, слово «человек» некоторые произносят как [чьлавек], а некоторые —как [чек]. Ма­нера произношения часто характеризуется диалектными особен­ностями ритмики и интонации и может привести к недостаткам:

1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Это звуки неполного образования, часто менее ин­тенсивные, чем языковые. Иногда они вызывают раздражение у слушающих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делово­го общения, поскольку наблюдаются социальные проявления наро­читого эканья по отношению к «низшим» социальным слоям.

2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы так же, как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются глас­ные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых пред­логах, в слове это, иногда в личных местоимениях.

3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгнове­ние и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц.

4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

5. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки язы­ка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — так­же для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эка­нье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание - физиологически свойственно всем и произ­водится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.

6. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в сло­вах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опус­кания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Назали­зация оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат рече­вой небрежности, которую следует преодолевать [14].

Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выго­варивать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно вос­производить нормативную речь художественного и научного стилей.

Голос как элемент имиджа. Голос — индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых
связок. Голос оратора имеет огромное значение для достижения
целей коммуникации в процессе устной речи. Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Голос – основной элемент убедительности. Это тонкий, прекрасный инструмент! Сильный, гибкий, выразительный голос точно передает все смысловые и эмоциональные оттенки мысли. Желательно, чтобы он имел достаточную силу звука, чтобы его было слышно даже в последних рядах любой большой аудитории. Сила голоса – это способность убеждать, доносить до каждого члена суда свои мысли, чувства и волю. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоса – это его звуковой объем. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая мешает вникнуть в существо дела, значит, притупляет восприятие речи. Если оратор слабо знает материалы дела, не продумал доказательства, - сразу наступают перебои голоса: он становится глухим, прерывистым, сдавленным. Восприятие речи снижается. Оратор с тонким, слабым, неуверенным голосом не может вызвать у слушателей уважительного отношения, не заставит их поверить тому, в чем пытается убедить. Поэтому важно научиться владеть голосом.

Все содержание судебной мысли передается посредством звуков. Одна и та же мысль в звучащем высказывании может быть выражена с разнообразными звуковыми оттенками. И довольно трудно бывает слушать невнятную речь, в которой отдельные звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. Впечатление небрежной речи производят смазанные окончания слов, нечеткие звуки и слоги, нечеткая скороговорка.

Высота звука (или высота голоса) определяется частотой ко­лебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота го­лоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100 —250 Гц у женщин в среднем 200 — 400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певчес­ких голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапа­зон изменения высоты звука составляет 2 октавы.

В состоянии эмоционального возбуждения, которое присуще начальному этапу общения, трудно управлять высотой голоса. Вы­сокие и низкие голоса ораторов воспринимаются аудиторией, как напряженные и даже неуверенные. Особенно это относится к го­ворящим высоким голосом.

Регулировать высоту звука может научиться каждый. Для этого человеку с высоким голосом необходимо представить себе ситуацию, что мы общаемся с аудиторией на расстоянии интимного общения (около 40 см). Высота звука понижается до средних показателей.

Говорящему низким голосом следует представить ситуацию, когда нужно докричаться до человека в конце длинного коридора за плотно закрытой дверью, т.е. находящемуся на расстоянии социального общения — более 4 м. Можно представить себе ситуацию огромного конференц-зала без микрофона, а цель та же — быть услышанным. Требуемый уровень высоты голоса нужно удерживать на протяжении всего выступления. Через некоторое время регулярных тренировок соответствующая ситуация общения будет управлятьвысотой голоса.

Сила звука — это интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.

Громкость — это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и вы­сокий звуки одинаковы по силе (т.е. имеют одинаковую интенсив­ность), то высокий звук воспринимается как более громкий. По­этому женщине с высоким голосом часто приходится слышать замечания, что она кричит или повышает голос.

Тембр — важная характеристика голоса. Объективно (т.е с точки зрения акустических показателей) тембр – это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладыва­ющихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п.. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуа­лен, что в конечном счете зависит от строения его произносительно­го аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изме­няется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, взволнованный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д. Тембр голоса является показателем психического состояния человека. Оратору перед выступлением необходимо придать себе вид, соответствующий целям общения. Тембр незамедлительно отреагирует и достигнет ожидаемых параметров. Красивому тембру способствует тренировка улыбкой. Встав перед зер­калом, начните себе улыбаться, а это создаст хорошее настроение. Регулярно занимаясь, тембр можно развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить его.

Умение владеть голосом — важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание.

Специалисты по сценической речи (которые главным образом и занимаются развитием голоса) считают, что для того, чтобы хо­роший природный голос стал выносливым, готовым к большим нагрузкам, его необходимо тренировать. Важно найти натураль­ную высоту тона голоса, которая обычно находится в среднем ре­гистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем следует совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуще­ствляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.

Интонация — важное смыслоразличительное средство языка Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются ос­новные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзи­тельно и несвязно, — «глуп, как коза» [14].

Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Публичная речь многих людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Для того чтобы овладеть всей полнотой интонации языка, необходимо, во-первых, знать некоторые теоретические сведения и, во-вторых, выполнять специальные упражнения.

«Остерегайтесь говорить ручейком, - советовал П.С. Пороховщиков, - вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации».

Действительно, выразительность звучания судебной речи в значительной степени создается интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. Тон – это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. Тембр – природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя, неповторимая. Но тембр меняется в зависимости от физического и морального состояния оратора, от его отношения к собеседникам, к предмету речи.

Интонация является своеобразным музыкальным оформлением судебного выступления, повышает его экспрессивность и воздейственность. Большое значение интонационному рисунку судебной речи придавал П.С. Пороховщиков.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Желательно, чтобы судебный оратор умел придавать речи мелодическое разнообразие. Богатыми интонационными рисунками отличались защитительные речи Ф.Н. Плевако, и это в значительной степени повышало воздействие его речей на присяжных заседателей. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы, - вспоминал В.В. Вересаев. А.Ф. Кони в воспоминаниях и Ф.Н. Плевако писал, что во время произнесения защитительных речей на него «накатывало» вдохновение, его лицо «освещала внутренняя красота, сквозившая то в общем одушевленном выражении, то в доброй, львиной улыбке, то в огне и блеске говорящих глаз. Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришептывающий голос шел, казалось, вразрез с его призвания оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе». «Гармоническим», по словам А.Ф. Кони, голосом обладал С.А. Андреевский, который говорил «нередко с тонкой и всегда уместной иронией». Сам А.Ф. Кони умел посредством интонации передать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Прежде всего необходимо усвоить, что интонация - это комплексное средство языка, которое включает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу.

Мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выде­ляются несколько типов методики, основными из которых являются:

мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом;

вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);

мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания.

Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонацион­ного центра высказывания, т.е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона го­лоса. Интонационный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:

- Ты пойдешь в библиотеку? - Да, в библиотеку.

- Ты пойдешь в библиотеку? - Да, пойду.

- Ты пойдешь в библиотеку? - Да, я.

Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуника­тивных типов обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения, как прави­ло, характеризуются более высоким уровнем суммарной интен­сивности, т.е. более громки, чем малозначимые части предложения.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же применя­ют показатель количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономернос­ти изменения темпа речи на протяжении высказывания состоят в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит бо­лее медленно.

Очень важно для судебного оратора соблюдение темпа речи, то есть скорости произнесения речевых элементов. «Какая речь лучше, быстрая или медленная? – спрашивает П.С. Пороховщиков и отвечает: Ни та, ни другая; хороша только естественная, обычная скорость произношения, то есть такая, которая соответствует содержанию речи, и естественное напряжение голоса. У нас на суде почти без исключения преобладают печальные крайности; одни говорят со скоростью тысячи слов в минуту, другие мучительно ищут их или выжимают из себя звуки с таким усилием, как если бы их душили…» Далее приводит пример: «Обвинитель напомнил присяжным последние слова раненого юноши: Что я ему сделал? За что он меня убил?» Он сказал это скороговоркой. – Надо было сказать так, чтобы присяжные услышали умирающего».

Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Чаще всего судебные ораторы произносят речь с внутренним подъемом, в состоянии эмоционального напряжения, что проявляется в несколько убыстренном темпе выступления. Однако следует помнить, что слишком быстрый темп не позволяет усвоить всю выдаваемую информацию. А слишком медленная речь утомляет суд; при слишком медленном темпе создается впечатление, что речь оратора затруднена из-за слабого знания материалов дела, из-за отсутствия доказательств. Медленная речь, как правило, оставляет судей равнодушными к предмету обсуждения.

Если даже речь будет произнесена в оптимальном темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах (например, изложение обстоятельств дела и оценка действий подсудимого, изложение данных акта судебно-медицинской экспертизы и характеристика личности подсудимого) в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части речи не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.

Речь прокурора воспринимается лучше, когда она произносится уверенно, неспешно, убедительно, и итог – объективность выводов.

Судебному оратору необходимо владеть и замедленным, «увесистым», авторитетным словом, и четкой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно для юристов вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать его. Это позволяет чувствовать темп и управлять им, а значит, помогает суду легко понять мысли оратора.

Пауза – перерыв в звучании, представляющий собой важное
средство смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Уместно привести известную фразу: «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза. Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Общее количество мелодических типовое не ограничивается перечисленными. Например, восклицательные предложения могут быть произнесены с различными эмоциональными
оттенками. Умение рационально использовать перечисленные компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки составляет одно из необходимых условий ораторского мастерства и служит предпосылкой вырази­тельности устной речи. I

Для совершенствования навыков интонационного оформления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная партитура, т.е. запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста.

Речевое поведение говорящего. Нет ничего важнее в ораторском мастерстве, чем начало выс­тупления. Советуют несколько секунд понаблюдать за аудитори­ей, как бы определяя ее состав, даже спросить нет ли среди при­сутствующих хорошего знакомого. Начать с персонального обращения к нему. В эти короткие секунды опытные ораторы пытаются определить (иногда это удается) отношение аудитории к выступлению и выступающему.

Следует ли заранее готовиться к речи? Как правило, этот воп­рос задают молодые ораторы, считающие себя основательно под­готовленными теоретически. И это для них главное, а примеров из жизни, мол, наговорю по ходу выступления, Наблюдения за та­кими выступлениями приводят к выводу о том, что подготовка к речи желательна. Но эта подготовка должна представлять собой самостоятельное изучение вопроса, о котором предполагается ве­сти речь, но отнюдь не заучивание чужих мыслей, чужих слов. Как было уже показано выше, текст устной речи — индивидуа­лен и социален, и любое дословное повторение чужого текста бу­дет неестественным, что моментально почувствует аудитория.

Большой силой убедительности обладает текст, рождаемый на глазах у слушающих. В таком случае слушатели являются соучас­тниками, сотворцами речемыслительного процесса. Правда, для говорящего должна быть решена проблема свободного владения всем объемом материала и не должно быть затруднений в поиске языковых, лексических вариантов слов, понятий и фраз. Тягост­ное впечатление оставляет образ говорящего, ищущего словесный материал в присутствии слушателей. Для облегчения восприятия весь материал произносится по памяти или записи с цитатами, фактами, цифрами и размещается в строгой последовательности относительно замысла речи.

Импровизированная речь более пригодна для того, чтобы привлечь и удержать внимание слушателей, установить с ними необходимый контакт. Интонированное выделение главных мест и скромное при­глушение известного происходит бессознательно, интуитивно.

В целях экономии времени, в случаях, исключающих недора­зумения и неправильное толкование, способных привести к серь­езным последствиям, пользуются заранее подготовленным текстом. Такая речь позволяет выдержать точность формулировок, но на­рушается зрительный контакт с аудиторией, лишает выступление эмоционально-психологического единства со слушателями.

При чтении с листа интуитивность в выделении главного и невыде­лении неглавного теряется, начинает проявляться «бормотальный» ре­жим, снижающий внимание слушателей. Чтобы воспроизвести про­цесс живой речи, читающий искусственно привлекает внимание к тому, что в данный момент является важнейшим. Только живое, чуткое вооб­ражение может подсказать читающему ту интонационную форму, в которую должна отлиться та или иная фраза при ее передаче.

Считают, что, произнося речь, говорящий не должен запнуть­ся, замешкаться, окончить фразу иначе, нежели предполагал, за­путаться в предложении, вообще как-нибудь ошибиться. Но такие запинки, в известных границах, имеют даже положительные сто­роны — в том отношении, что предотвращают утомление, которое является неизбежным следствием однообразной, ничем не пре­рываемой речи.

Речь правильная быстро и легко понимается, но чаще всего со­всем не запоминается. А вот речь хорошая, она не только пони­мается, она к тому же еще и чувствуется. Многие из своей прак­тики припоминают примеры, когда лектор говорил округленными риторическими фразами, почти никогда не ошибаясь, с положи­тельно ужасающей уверенностью. Но она не производила впечат­ления постепенно возникающей перед нами работы мысли. Именно этим и отличается живое слово от затверженного проповедова­ния сухих, давно установившихся истин. И запоминается поэтому надолго. «Индивидуальность речи, не ее правильность — вот что превращало слушание в наслаждение», — вспоминал своих учи­телей языковед Л.В. Успенский.

Индивидуальная речь с ее «неправильностями» имеет и свою противоположность. Поэтому в ее использовании необходимо при­держиваться чувства меры. Такая речь хороша до тех пор, пока во время паузы или самоперебива слушатель успевает обдумать услышанную речь, сопоставить ее с уже известными знаниями, провести аналогию с ранее почерпнутым опытом, может ассоциа­тивно сопоставить новое знание. Но такая пауза должна продол­жаться именно столько, сколько необходимо на все такие мысли­тельные операции, — и ни на секунду больше. Иначе слушатели получат возможность вспомнить что-то такое, что никоим обра­зом не связано с лекцией, а значит, отвлечься и потерять нить рас­суждений.

Почему начинающий оратор инстинктивно обращается к тексту?

Во-первых, боится сказать что-то не так. Во-вторых, опасается за свой авторитет. В-третьих, сомневается в своих знаниях. В-чет­вертых, в слушателях видит не своего союзника, а противника, го­тового на «каверзный вопрос». В-пятых, отсутствует опыт в подго­товке к выступлению. Если полный текст выступления перед глазами, то от соблазна прочитать вылизанный, отредактированный материал просто не отказаться. Фраза звучит по-книжному, пото­му что пишем мы согласно заученным грамматическим конструк­циям. Конечно же, слушающими такая «устная» речь не восприни­мается, так как из-за письменности смысл претерпевает своего рода самоотчуждение. Для его понимания смысл должен быть вновь выс­казан на основе того, что было передано через письменные знаки. Хорошая речь не может быть только импровизированной. Ло­гичная последовательность мысли, верное распределение време­ни, возрастающий интерес речи, эффектные выражения, удачные сравнения, поражающая картинность слога — все это не является по вдохновению. Естественно, каждый бы желал, чтобы его речь производила впечатление импровизированной, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу, даже для самого богато одаренного человека необходима предварительная подготов­ка и постоянная практика. Практика в ораторском искусстве на­ходится в зависимости от возможности произносить речи, от рода деятельности и занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.