Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основы полемического мастерства




Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы

Ключевые слова – Спор, полемика, искусство

Основные вопросы:

1. Спор и его виды.

2. Спор — как особый вид речевой коммуникации. Цель спора.

 

1. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства. Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и аморализме, парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния людей «в разное время воспринимающих разное».

От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

2. Спор может быть эристическим - спор ради спора, ради победы, личностный спор, участники которого называются «противники». Такая речевая ситуация в дидактической риторике считается недопустимой, участвующие теряют авторитет.

Истинно научный спор называют диалектическим (это не значит, что диалектический спор невозможен в, к примеру, социально-бытовой риторике). Его диалектичность - в эволюции позиций сторон, от взаимного сближения - до устранения предмета спора (формулировка единой позиции или признание одной из сторон своей неправоты).

Для ведения спора нужен четко сформулированный предмет- расхождение позиций (мнений). То есть каждой из сторон должен быть высказан обосновываемый тезис. Зачастую уже сам процесс выяснения предмета спора снимает саму его необходимость (выясняется схожесть позиций).

Обоснование тезиса проводится с помощью демонстрации аргументов. Аргумент обязательно должен быть утверждением, принимаемым всеми сторонами, участвующими в споре (в противном случае появятся тезисы нового спора, и так - до бесконечности).

При достижении консенсуса в споре должны быть сформулированы окончательные тезисы, принимаемые обеими сторонами, при устранении предмета спора - общая позиция.

Речевое оформление длящегося спора предполагает четкое озвучивание установленных общих оснований и причин, а также предмета продолжения дискуссии. В судебной риторике это особенно необходимо, ибо процессы (то есть споры) могут продолжаться очень долго.

Как правильно вступить в полемическое речевое пространство

Если вы хотите вступить в спор по ходу дискуссии, вы должны:

а. Четко установить адресность вашего возражения, добиться признания своего мнения тезисом и начать его обосновывать.

б. Сохранять «речевые рамки» спора, допуская третьих лиц в него только с аргументами или с новым тезисом.

в. Вести и завершить спор как диалектический, не давая ему «скатиться» к эристическому. В случае невозможности (например, услышав конкретные выпады против вас) следует немедленно прекратить беседу, указав участникам на неэтичность поведения.

г. Оппонента нельзя прерывать в ходе доклада; фиксируйте свое несогласие по различным позициям и высказывайте его после окончания речи докладчика. На суде всегда очень некрасиво выглядит манера некоторых обвинителей и защитников перебивать выступающего.

д. Спрашивайте разрешение на возражение.

е. Если возражают вам, только отвергая мнение, но ничего не предлагая взамен, добейтесь от возразившего его собственной позитивной формулировки или подчеркните беспомощность его возражения.

ж. Обязательно благодарите собеседника за участие в споре с вами, подчеркните полезность дискуссии, но не преувеличивайте ее.

Вопросы для самоконтроля:

1.Как правильно и этично вступить в полемическое речевое пространство с вышестоящим человеком, если вы выступаете с позиции нижестоящего (начальник, судья и т.п.)?

Рекомендуемая литература:

1. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. - М., 2002.

2. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. - М., 2004.

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2009.

4. Петров О.В. Основы судебного красноречия. Учебное пособие. М. 2008.

5. Порубов Н.И. Риторика: Учебник / Под ред. Н.И. Порубова. Минск., 2004.

6. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.

7. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2005.

8. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.

9. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: курс лекций. Ростов – н/Д, 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.