Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая и частные риторики




Обобщает опыт разных форм речевой деятельности, процессы

создания и «материализации» всех произведений устного или письменного слова общая риторика. Словесность, то есть совокупность всего говоримого или создаваемого на письме является объектом общей риторики, иначе говоря тем, что она изучает вместе с другими науками о человеке (гуманитарные науки). Правила работы над содержанием убеждающей речи, ее планирование и воплощение замысла в словесную форму, выразительность и способы произнесения речи составляют непосредственный предмет общей риторики.

В данном случае слово «общая» в составе термина имеет значение «охватывающая весь риторический поцесс от начала до конца». Поскольку эти правила универсальны, то есть применимы на любом языке и для любой разновидности речи и материального ее носителя, то слово «общая» имеет и другой смысл.

Однако уже с начала своего существования частные (отдельные)

разновидности ораторской речи назывались "родами и видами красноречия". Аристотель в свое трактате "Риторика" выделял речи совещательные, судебные и эпидейктические ( «показательные», торжественно-хвалебные или критические, произносимые по специальному случаю). К Х1Х веку разными авторами выделялось до десяти родов и видов красноречия: социально-бытовое, академическое, судебное, военное, духовное (церковно-богословское), дискутивно-полемическое (социально-политическое), дипломатическое, парламентское, митинговое и торговое (коммерческое).

Огромную роль в развитии культуры письменного слова разных народов играет его церковно-книжный вариант. При этом единство веры оказывает объединяющее влияние на общность культуры народов, исповедующих одну религию. Так, в истории русского литературного языка духовная речь на базе старославянского языка являлась одной из главных основ многовековой культуры русского языка. Применительно к Древней Руси специалисты выделяют три "типа" языка: церковно-книжный, народно-литературный и деловой. При этом еще раз подчеркнем, что культура русского слова через церковные книги и устную проповедь учения Христа, очень многое непосредственно восприняла от греческой словесности и философии. Глубоко и точно об этом писал А.С. Пушкин в статье "О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова":

«Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В Х1 веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи… Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».

Как видно из этого высказывания нашего великого поэта, знатока

русского языка, западных языков и литератур, греческий язык оказал решающее влияние на культуру русского слова. При этом Пушкин весьма высоко ставил гибкость и выразительность живого народного языка. Говоря о значении греческой словесности для русской литературы, надо помнить, что и Священное Писание, и произведения отцов церкви, и проповеди переводились с греческих оригиналов. Тогда как для европейских языков греческие источники преводились сначала на латынь, а уже затем на французский, немецкий, испанский, польский и др.

Таким образом, общая риторика, с одной стороны, занимается универсальными правилами формирования смысла и его словесного воплощения, а с другой стороны, она является «общей» для всех языков и разновидностей словесности. «Материалом» же словесности является исторически сложившийся язык данного народа в его смысловой и формально-материальной сторонах как основа многовековой культуры народа.

Теперь коротко охарактеризуем главные разновидности красноречия.

 

Духовное красноречие. Этот род красноречия называют еще и

церковно-богословским. Он развивался на Руси со времени введения христианства («официальное» крещение - 988 год). Богословские сочинения, устная церковная проповедь, исповедь, духовная беседа - в таких жанрах осуществлялась распространение учения Христа (отсюда - "христианство"). У нас сохранились письменные памятники высокого древнего красноречия: "Слово о Законе и Благодати" Киевского митрополита Илариона (Х1 в.); "Слова" - проповеди Кирилла Туровского (Х11 в.), духовные произведения Семеона Полоцкого (ХV11 в.), Тихона Задонского (ХУ111 в.), митрополита Московского Филарета (Х1Х в.) и других выдающихся ораторов Древней Руси и России. Вообще церковнославянский язык развил в русской литературной традиции так называемый высокий философский стиль, торжественную официальную речь. Торжественные речи, произносимые по случаю каких-то значительных событий в истории страны, в жизни народа воспитывали чувство любви к родине, к добру, стремление человека к нравственному самосовершенствованию. Духовные речи обличали человеческие пороки: жадность, трусость, болтливость, лицемерие, гнев, гордыню, пьянство и чревоугодие. Так называемые учительные речи проповедовали патриотизм, справедливость, добродетель, мудрость, бодрость духа, мужество, стремление к правде, целомудрие, трудолюбие, то есть самые достойные человеческие качества.

Проповедники Древней Руси впервые в русской культуре высказали многие философские и нравственные идеи. И сама наука на русской почве зародилась в недрах церковной словесности. Неоценима роль русского православия в народном просвещении. Ведь вплоть до ХУ111 века (да и много позже) обучение грамоте, письму и чтению, "счетной мудрости", началам философии и риторики находилось в руках церкви.

Духовное красноречие изучается специальной наукой о проповедничестве - гомелетикой.

Академическое красноречие. Оно объединяет научные и учебные жанры словесности, имея в виду как письменное, так и устное слово. Из-за сложности и объемности содержания научное сообщение тяготеет к письменной форме изложения. В зависимости от назначения и адресованности в научной литературе выделяют собственно научные жанры (статьи, монографии, обзоры, доклады и др.), предназначенные для специалистов; для учащихся издаются учебно-научные произведения (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, словари и др.); научно-популярные издания адресованы всем интересующимся той или иной областью знания (энциклопедии, справочники, популярные статьи, общепонятно изложенные книги и т.д.).

Устные выступления в вузовской, школьной или научной аудитории осуществляются в жанрах лекции, доклада, сообщения, научного обзора, отзыва, рецензии.

Академическое красноречие со времен европейского Средневековья развивалось в университетах и академиях. При этом лекции читали как профессора-популяризаторы науки, так и ученые-исследователи.

В России академическое красноречие зародилось в ХУ111 веке. Княгиня Е.Р. Дашкова, первый президент Российской Академии Наук, ввела в обычай русского образованного общества чтение лекций крупными учеными в Академическом университете. При этом для распространения просвещения лекции для всех желающих читались "на российском языке". Публичные лекции читали математик С.А. Котельников, химики Н.П. Соколов и Я.Д. Захаров, минеролог В.М. Севергин, физик М.М. Гурьев и др. Расцвет академического красноречия приходится на Х1Х век, когда публичные лекции читались не только в Санкт-Петербурге и в Москве, но и в Казани, Харькове, Киеве, Одессе, Дерпте и других университетских городах.

 

Судебное красноречие. После судебной реформы в 1864 году в

России были введены суды присяжных заседателей и создана адвакатура как самостоятельное звено судебной системы. Сами заседания суда стали открытыми для публики, то есть их мог посещать любой желающий. Это сделало суд присяжных местом ораторских состязаний между обвинением и защитой. Ведь решение о виновности или невиновности в таком суде принимали непрофессиональные юристы - заседатели. Поэтому между сторонами происходили настоящие словесные бои за то, чтобы склонить присяжных и состав суда на ту или другую сторону.Громкие судебные процессы привлекали на заседания широкую публику, они стали освещаться в текущей прессе. Появились мастера судебной защиты, судебные ораторы, которые пользовались большой известностью. К ним относятся К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусов и А.Ф. Кони и другие. О себе и своих соратникахН.П. Карабчевский образно говорил: " Судебное красноречие - красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора - деятельность боевая, это - вечный турнир с возвышенной и недосягаемой "дамой с повязкой на глазах" (Фемида). Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся ".

Благодаря усилиям замечательных судебных деятелей России была создана особая теория судебного красноречия. К наиболее значительным произведениями юристов в этом направлении относят работу К.К. Арсеньева "Русское судебное красноречие" (1888 г.), Труд А.Ф. Кони "Приемы и задачи обвинения", книга К.Л. Луцкого "Судебное красноречие".

Наиболее авторитетной и для наших дней признана книга П.Сергеича (П.С. Пороховщиков) "Искусство речи на суде" (1910 г.). Специфику судебной речи П. Сергеич определял следующим образом: В чем заключается ближайшая, непосредственная цель всякой судебной речи? - В том, чтобы ее поняли те, к кому она обращена… Каждое слово оратора должно быть понимаемо слушателями совершенно так, как понимает он… На суде нужна исключительная, необыкновенная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор должен рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательносить…Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья ". Для будущих и действующих юристов, а также для интересующихся риторикой книга П.Сергеича является ценным пособием. Она включает в себя такие главы: О слоге, Цветы красноречия (выразительные средства языка), Meditatio (латинское - подготовка), О психологии речи, Предварительная обработка речи, Судебное следствие, Искусство спора на суде, О пафосе, Заключительные замечания.

Теория и практика судебной речи активно развивается и сейчас, в условиях демократических преобразований в нашей стране и в мире. Разные национальные традиции имеют свои вершинные достижения в области, которая связана с утверждением справедливости.

Военное красноречие. Этот вид красноречия выделялся с древнейших времен. Ведь когда воины идут в бой, из которого они могут и не вернуться, им нужен очень сильный стимул для успеха. Для поднятия духа и решимости воинов должно быть произнесено без преувеличения вдохновляющее слово. Поэтому многие полководцы всех времен и народов были и хорошими и даже выдающимися ораторами: Александр Македонский, Джузеппе Гаррибальди, А. В. Суворов, Наполеон, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и др. Выдающимся русским военным оратором был Александр Васильевич Суворов. Его беседы с солдатами и офицерами, его речи и вдохновляющие приказы, дошедшая до нас книга "Наука побеждать" наглядно показывают, как искусно владел словом этот талантливый русский полководец.

Русское военное красноречие оформилось как направление после Отечественной войны 1812 года. Первым трудами по военному красноречию были книги: Я.В. Толмачев. Военное красноречие, основанное на общих началах словесности с присовокуплением примеров в разных родах оного; Е.Б.Фукс. О военом красноречии (1825 г.).

Своеобразие военного красноречия связано с тем, что оно должно наставлять, пленять и побуждать, как пишет об этомЕ.Б. Фукс. Основные качества военного слога: краткость, эмоциональность и впечатляющая сила мысли. Я.В. Толмачев писал: Правильность, ясность, краткость, сила - вот те качества слога, удовлетворяющие цели военных сочинений.

Исторически в военном языке сложилось большое количество жанров: приказы, прокламации, военные предписания (инструкции и уставы), словесные поучения, наставления солдатам, обращения к войску и населению и др. Устойчивые и своеобразные нормы русского военного языка сохранились и в наши дни.

Деловая риторика. Относительная экономическая свобода, частная инициатива в бизнесе вызывает к жизни разнообразные формы общения между предприятиями, их представителями, частным бизнесом и государственными органами.

Служебные межличностные и межгрупповые отношения внутри организаций, их связи с партнерами и покупателями, корпоративное взаимодействие создали многочисленные и достаточно устойчивые жанры как документального, так и устного общения. Устные жанры: служебный телефонный разговор, деловая беседа, деловые совещания, переговоры, презентации. Стандартизированные беловые бумаги очень разнообразны. Вот примеры жанров "внутреннего" пользования: устав, учредительный договор, положение о персонале, приказ, распоряжение, решение, докладная записка и справка, акт и трудовой договор, заявление, расписка и резюме и др. Весь информационный обмен в сфере деловой жизни как раз и регулируется совокупностью правил, стандартов, этикетных норм служебного общения, которые и относятся к деловой риторике.

Успех отдельных предприятий или их представителей в этой сфере во многом определяется как экономическими знаниями, так и коммуникативными (риторическими) умениями участников общения, их умением договариваться, улаживать разногласия, находить взаимоприемлемые решения в деловом сотрудничестве.

Деловая риторика получила развитие в США и Европе в начале ХХ века. Широко известны книги Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично»; «Язык убеждения» и др. На книжном рынке сейчас есть достаточно много изданий, в которых описываются частные вопросы риторики бизнеса: как написать отчет, провести презентацию, рекламную кампанию, переговоры и др. Технология профессиональной коммуникации все больше входит в программы подготовки менеджеров разных направлений деловой жизни.

Социально-политическое красноречие. Во второй половине ХУ111 века при Екатерине II выдвинулись Г.А. Потемкин и Н.И. Панин, славившиеся мастерством дипломатической речи. Выдающимися агитационными способностями обладали М.А. Бакунин, идеолог русского анархизма, революционный народник П.А. Кропоткин, социал-демократ Г.В. Плеханов.

Политическое красноречие бурно развивалось в России во время работы Государственной думы (1906-1917). В состав этой думы входили люди разных сословий. Думское красноречие пока мало изучено. Но именно оно породило парламентскую риторику на русском языке.

Митинговое красноречие во многом способствовало победе большевизма в России. Активными и весьма успешными ораторами были И.Ф. Арманд, Н.И. Бухарин, А.М. Коллонтай, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий и др.

В наши дни активно развивается митинговое и парламентское красноречие,передающее остроту политической борьбы. Особенно заметно активизируется политическая речь в предвыборные дни.

 

Социально- бытовое красноречие. Аристотель называл торжественные речи (хвалебные, поздравительные) эпидейктическими. Примером такой речи может быть юбилейное поздравление, посвященное знаменательной дате или кому-либо лично. На официальных обедах или ужинах, на дипломатических приемах произносятся застольные речи. Это, разумеется, касается и застольных речей по неофициальным или личным поводам, когда мы поздравляем человека с каким-либо значительным событием или датой. Еще одним жанром является так называемая надгробная речь.

Большое распространение получили, введенные в обиход русского общества Петром 1, светские беседы на специальных собраниях дворянского общества - ассамблеях.

Искусство развлечь гостей, создать непринужденную атмосферу на званом вечере как раз и относится к социально-бытовому красноречию.

Таким образом, основные разновидности красноречия суть следующие: духовное красноречие, академическое, судебное и военное красноречие, деловая риторика, социально-политическое и социально-бытовое красноречие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.