Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика в Древней Греции и Риме




Из истории риторики

Конечно, вы слышали и читали о греческих, римских, западноевропейских и русских ораторах, об ученых и политических деятелях, с именами которых связано искусство красноречия - влиятельное публичное слово - и риторика как наука о нем. Попробуем уточнить и привести в систему ваши сведения об этом.

Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась около V - в 1V веке до н.э. в Греции. Филология в античности понималась как обобщающая наука, изучающая культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Греческое слово-термин - retorike - означает "ораторское искусство или учение об ораторском искусстве". В древнегреческом языке было слово rheo - говорю, теку, лью ("А как речь-то говорит, словно реченька журчит." - А.С.Пушкин). Производное от слова rheo - rhetor - означало "ритор", "оратор". Последнее, в свою очередь, дало название филологической науке - rhetorike (риторика) или rhetorike techne. В русской научной традиции термин употреблялся двояко: то как "рИторика", то как "рЕторика". Более употребительным оказался термин «рИторика».

Под античной риторикой понимается совокупность учений и взглядов на красноречие, а также дошедшие до нашего времени работы греческих и римских авторов по риторике и тексты речей.

"Первые европейские интеллигенты", как называл риторов- софистов русский философ А.Ф. Лосев, брались за соответствующую плату научить любого искусству спора и публичной речи. Важно здесь подчеркнуть, что понятия "искусство" и "мастерство" (умение, ремесло, ловкость, сноровка), обозначались одним словом - techne (тэхне, ср. наше слово "техника" или "технология").

Расцвету риторики в государствах античности способствовала повседневная общественная практика, где огромную роль играли публичные выступления. В греческих городах-государствах (полисах), например в Афинском государстве, практически все важные политические решения принимало собрание свободных граждан, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного мнения.

Судебные решения в Афинах также зависели от того, насколько убедительно и красноречиво стороны могут склонить состав суда и других слушателей в свою пользу. В судебных разбирательствах участововали очень многие граждане, однако далеко не каждый был в состоянии подготовить речь для выступления перед судом. Ведь надо было составить речь так, чтобы из нее была ясна не только суть дела, но и подтверждалась с помощью доводов (аргументов) правота выступающего. Поэтому судебные речи писали прфессионалы, которых называли логографами (логос - слово, графо - пишу). Логографы сами не выступали в суде, им надо было так подготовить речь, чтобы она соответсвовала характеру и образу мыслей заказчика.

Некоторые логографы не только писали образцовые судебные речи, но и вырабатывали теоретические рекомендации по их созданию, а также обучали красноречию и началам философии. Таких учителей называли софистами. С именами "старших софистов" - Коракса, Тисия, Лисия из Сиракуз, Горгия из Афин, Протагора из Абдеры - принято связывать начало риторики как учения об успешной речемыслительной деятельности.

Греческий софист Горгий и его последователи, готовившие юношество к гражданской карьере, считали риторику инструментом гражданского управления и обучали этому искусству. Эта древняя профессия несколько напоминает занятие сегодняшних специалистов по политическому имиджу (имиджмейкеры). Они создают политику его "образ для публики" и пишут речи для политиков, которые "озвучивают" текст принародно.

Ученик Горгия Исократ (436-388 гг. до н.э.) открыл в Афинах школу красноречия, в которой сам и преподавал около 40 лет. Исократ считал риторику главнейшей из наук, объемлющей и государственную мудрость, и мораль.

Самым знаменитым оратором Афин был Демосфен (ок. 388-322 гг. до н.э.). Его политические речи против македонской партии: "За Ксенофонта о венке", "О преступном посольстве" и др., получили название "филиппик" по имени македонского царя Филиппа II. Выражение "филиппика" в значении «гневное обличение» используется и сейчас.

Учителями и блестящими практиками красноречия были крупнейшие греческие философы: Сократ (469-399гг. до н.э.) его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.) и ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Попутно скажем, что знаменитый полководец древности Александр Македонский воспитывался Аристотелем и обладал, помимо прочих высоких достоинств, искусством военного красноречия.

Произведения древнегреческой классической литературы дают нам образцы риторической культуры. И само античное общество очень высоко ставило красноречие. Вот как говорит одна из героинь трагедии Еврипида Гекуба о значимости обучения красноречию:

Зачем,

О, смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны бы все, за плату дорогую

Учитилей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

(Еврипид. Трагедии. Т. 1. Гекуба. Перевод Инокентия

Анненского. - М.: Искусство, 1980. - С. 320).

 

Если для софистов главной была проблема техники убеждения, то Платон ставит на первое место этичность оратора. "А потом, когда мы достаточно преуспели в этой добродетели, тогда лишь, если сочтем нужным, примемся за государственные дела или подадим совет в том или ином деле ", - пишет он в диалоге "Сократ".

Будучи великим философом и теоретиком красноречия, Сократ не оставил после себя ни одного написанного им самим произведения. Взгляды Сократа доносит до нас его ученик и почитатель Платон в диалогах "Сократ", "Пир", "Федр" и других, которые изданы на древнегреческом, латинском, русском и многих других языках. Извлечения из диалогов даны в Хрестоматии в конце книги.

Сократ говорит, что искусство красноречия - это " некое умение увлечь души словами ". Устремленность к смыслу, к истине, поиск и соединенеие мысли с убеждающим словом - в этом видит предмет красноречия древнегреческий мыслитель. Разгадывать смысл вещей, рассуждая вслух, вовлекать в это захватывающую работу других, учить рассуждению, поиску истины - в этом видел Сократ и задачу учителя красноречия.

Наиболее значительной фигурой древнегреческой учености был Аристотель. Он написал несколько трактатов: "Риторика", "Топика", "О софистических опровержениях", "Логика", "Об истолковании", "Аналитика" и другие, которые непосредственно относятся к предметной области риторики. В этих работах, обобщающих мысли предшественников, создается целостная, внутренне упорядоченная теория красноречия, имеющая значение и в наши дни. Аристотель понимал риторику как искусство убеждения и рассматривал ее в единстве с логикой и диалектикой.

Греческое слово dialegomai означает "беседую", "веду разговор". Диалектика основана на методе беседы и рассуждения для поисков объективной истины. Платон называл диалектиком того, "кто умеет ставить вопросы и давать ответы". Позднее диалектика стала пониматься не как искусство диалога, а как философский метод. Диалектическая беседа противопоставляется софистическому спору, софистике как технике убеждения с использованием нечестных приемов.

Трактат Аристотеля "Риторика" начинается такими словами: "Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять" (Античные риторики. Под ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 15).

Весьма поучительно для нас само построение трактата. В первой части "Риторики" раскрывается ее польза, цели и область применения. Во второй части характеризуются условия, придающие речи убедительность. Аристотель рассуждает о настроениях, нравах и страстях, а также о том, как их должен понимать оратор и каким образом он может воздействовать на чувства слушателей. В третьей части Аристотель обсуждает вопросы стиля речи, которые обусловливают ее достоинство. Он делит речи на три рода: совещательные, судебные и эпидейктические, то есть такие, которые объединяются сейчас под названием «социально- бытовое красноречие » (например, жанры юбилейной приветственной и застольной речей).

" Для каждого рода речи, - пишет он, - пригоден особый стиль, ибо не один и тот же стиль у речи письменной и у речи во время спора, у речи политической и у речи судебной ". Они различаются своим предметом, целью, предназначены для разной аудитории и, следовательно, отличаются стилем. К сожалению, во многих современных учебниках риторики отсутствует раздел о стиле как способе выражения смысла. Это серьезно обедняет содержание таких пособий. Во всяком случае, изложение системы риторического учения выходит за рамки античных взглядов.

Риторическая система Аристотеля легла в основу всех последующих европейских риторик, в том числе, и русских. Проблемы, которые обозначил он и решил для своего времени, до сих пор обсуждаются в гуманитарных науках: философии, логике, психологии, лингвистике, теории управления, социологии, педагогике и др.

Наиболее известными ораторами и теоретиками красноречия в Древнем Риме были Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96 гг. н.э.).

Риторическая система, опирающаяся на древнегреческих авторов, была изложена Цицероном в его трудах "Об ораторе" (теория красноречия), "Брут, или О знаменитых ораторах" (образ идеального оратора), "Оратор" (красноречие в исторической перспективе).

Марк Тулий Цицерон считал, что обязанность оратора заключается в следующем:

1) найти, что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему словесную форму;

4) утвердить все в памяти;

5) произнести.

Говоря о многогранности и одновременно о единстве красноречия, Цицерон писал: Красноречие едино, в каких бы областях и границах человеческого рассуждения оно не применялось. Будет ли это речь о природе неба и земли или же о божественной человеческой сущности; будет ли это речь на суде, или в сенате, или в народном собрании; должна ли она побуждать людей, или поучать, или сдерживать, или волновать, или успокаивать, или зажигать, или унимать; обращена ли она к немногим или многим; для незнакомцев ли она, или для друзей, или для самого себя, - речь, даже растекаясь на отдельные ручьи, всегда исходит из единого источника, и, куда бы она ни вела, она всегда одинаково богата бывает мыслями и украшена словами" ("Об ораторе").

Всего от Цицерона сохранилось 19 трактатов по риторике, политике и философии, 58 судебных и политических речей и более 800 писем. В европейской и российской классической гимназии речи Цицерона и его суждения о риторике и другим вопросам были и остаются непререкаемо авторитетными. Некоторые его речи ученики под руководством преподавателя красноречия заучивали и анализировали как образцовые.

Марк Фабий Квинтилиан в своем главном труде "Наставления об ораторском искусстве" в 12 книгах подробнейшим образом изложил теорию риторики и методику ее преподавания. По мнению Квинтилиана, хороший оратор должен обладать такими естественными человеческими качествами, как внимание, цепкая память, способность к импровизации, страстность. Он должен быть воспитанным и мужественным, обладать широкими познаниями. Свои естественные способности оратор должен развивать, в упорном труде доводя их до совершенства. Труд Квинтилиана был итогом его многолетнего преподавания риторики, его практики как судебного оратора. До сих пор его "Наставления" является образцовым сочинением по классической риторике и риторической педагогике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.