Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы




В ситуациях формального, социально организованного общения, выбирать его тематику, как кажется на первый взгляд, нет необходимости. Эта тематика, например, для учителя, управленца, члена законодательного органа (мажилисмена) планируется заранее на год, месяцы и дни ("календарный план"). Кроме того, общение в таких сферах, ввиду его социальной важности, жестко организовано по месту, времени и составу участников (как сейчас говорят "по формату"). Порядок общения (ритуальные правила) здесь определяется законами, регламентами, планами, уставами, положениями и т.д. И тем не менее в рамках этих правил у совещательных и законодательных органов существует возможность выбора наиболее существенного, профессионально важного. Изменяющиеся условия жизни заставляют не только оценивать прошедшее, но и совещаться о будущих делах, и это будущее по-разному представляется участникам общения.

Судья, например, ведет слушания дел по исковым заявлениям, которые поступают от граждан и организаций, по правилам судебной процедуры и этики. Но знание законов и правил ведения дела вовсе не освобождает судью от понимания конкретных обстоятельств, от полного владения и правильного истолкования всей информации по данному делу. Неверное, непрофессиональное решение в этом случае влечет за собой прежде всего несправедливость по отношению к ответчику или истцу, а также осуждение со стороны прессы, общественной молвы.

Тема доклада на служебном совещании может определяться планом работы органа или поручением руководителя. Разработчик обязан в краткой и доказательной форме представить суть проблемы и предложить оптимальный выход из сложившейся ситуации. А это не так-то просто сделать.

Журналист более свободен в выборе общественно значимой тематики. Но опять-таки он ограничен рамками редакционной политики данного издания и своим "амплуа": политические новости, происшествия, культурная хроника, спорт, экономика и подобное. И все равно личная инициатива журналиста здесь сказывается не только в правильности (с точки зрения читателей) оценки события, но и в самом выборе этих событий.

В школьной среде тематика общения по предметам изучения также ограничена учебными планами, программами, расписаниями и графиками. Длительное и подробное изучение научной картины мира и не может быть иным. Хаотические, бессистемные усилия дадут только плачевные результаты. Но и со стороны учителей и учащихся личный взгляд на предметы изучения дает известный простор как по выбору тематики, так и по способам ее развития.

Таким образом, при всей ограниченности "тематического поля" в формально организованных сферах общения, учебная (академическая) и профессиональная речь предполагает личную инициативу, творческий подход к выбору тематики и способам ее разработки.

В тех же условиях, где люди объединяются по свободной воле, а не по жизненной необходимости, тематическое поле более обширно. К таким объединениям относятся религиозные, творческие организации, научные кружки, клубы по интересам, увлечениям и т.д. И хотя такие объединения также могут иметь свои уставы, правила или неписанные "дженльменские соглашения", тематика и способы ее разработки весьма свободны. Имея в виду именно такую среду общения, мы и будем обсуждать в дальнейшем критерии выбора темы, иначе, источники ее изобретения.

Итак, ваш собственный интерес к теме может быть одним из условий ее благожелательного восприятия и толчком к ее разработке.

В известном трактате Гельвеция "Об уме" по этому поводу говорится следующее:

Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета”.

Вас могут интересовать, например, сильные исторические личности, экстремальные путешествия, футбол или другой спорт, мастерство игры на гитаре. Вы можете любить собак или кошек, велосипедную езду или парусные гонки, автомобили или шахматы - ваше увлеченность и интерес может эмоционально заразить слушателей или читателей, ваша преданность делу сможет подтолкнуть других к тем же полезным и интересным уже с точки зрения вашей аудитории занятиям и увлечениям.

Но увлечение может быть и безотчетным, полуосознанным. Спросите себя, а что вы знаете о том, чем занимаетесь? Кто в этой области достиг высоких результатов и почему? Именно знание, понимание всех тонкостей дела могут дать вам материал для убеждения в рамках избранной темы.

Чтобы продумать и "обкатать" тему, можно обратиться к соклассникам или друзьям, к родителям или учителям, к энциклопедиям, газетам или тематически родственным художественным, а также научно-популярным книгам. Эти "источники изобретения" помогут укрепить в вас уверенность в правильности выбора темы, дадут материал для ее разработки. Они же помогут показать и ошибочность или преждевременность темы для вас. Тема в том виде, в котором вы ее задумали, может быть вам пока "не по зубам". Ее надо сузить, видоизменить, "приспособить" к уровню своего осознания, переформулировать.

Часто в этих случаях попросту "списывают" готовый текст на эту тему или "скачивают" его из Интернета. Однако такой простецкий "путь к истине" фальшив, ничему вас не научит, не обогатит. Чувство неловкости, неуверенности и стыда будет сопровождать вас в то время, когда вы будете готовиться к выступлению и особенно читать чужую речь, как свою. Другое дело, если вы откровенно скажете себе и потом слушателям, что после поисков и размышлений вы не нашли ничего лучшего по данной теме, чем какой-нибудь конкретный текст, и разделяете позицию его автора. В том, что вы полностью или частично согласились с аргументацией и со словесной формой источника, нет ничего недостойного для самостоятельно мыслящего человека. Вы присоединились к сказанному и хотите, чтобы это же сделали и ваши слушатели. Но ваш собственный комментарий к разрабатываемой теме этически просто необходим, он поможет вам "сохранить лицо", сохранить "ораторскую честность".

Некоторые, например, литературные объединения (клубы любителей поэзии или юмора) просто предполагают чтение чужих готовых текстов. Творческое начало исполнителей выражается в данном случае в выборе "репертуара", сопереживании и самостоятельной трактовке произведения с помощью голоса и сценического движения. Но имя автора текста при этом обязательно называется, ну а если чужие стихи читаются, как свои, то такой "литературный поступок" считается низостью, позором.

Избрав какую-либо область знания или мастерства, набросайте несколько формулировок темы. В ходе обдумывания и разработки текста, вы их уточните, отбросьте ненужное и второстепенное, остановитесь на главном и окончательно словесно выразите, сформулируйте тему.

Воспользуйтесь, далее, советами для развития темы: продумайте круг вопросов, которые касаются темы, запишите их. Если, например, вас волнует тема школьной академической свободы (самоуправления), то логично будет разобраться в следующем:

- хотят ли самоуправления ваши слушатели-соклассники?

- как относится к нему дирекция школы и учителя?

- в каких именно делах (учебных, спортивных, общественных) такое самоуправление кажется вам необходимым?

- какой опыт имеется в других учебных заведениях у нас и за рубежом?

- в каких конкретно формах вы представляете себе это самоуправление?

- что конкретно надо сделать для его введения?

Накапливая и обдумывая материал, погружаясь в него, вы постепенно

становитесь более подготовленными по данной теме, чем ваши слушатели. Именно всестороннее владение материалом и делает вас носителем существенно важной информации, дает вам уверенность при выступлении. Работая над темой, интересуйтесь мнением конкретных людей, фиксируйте факты, документальные свидетельства, статистику. Знание реального состояния дела, а не только самая "правильная" (возможно, пропагандистская) теория, позволит вам построить самостоятельный взгляд на поднятую проблему. В дальнейшем с помощью убеждения ваших слушателей вы вместе и сможете повлиять на ситуацию, используя демократические рычаги. Повторим, что тема должна вызывать именно общественный интерес. Тема "Как мне стать богатым" вряд ли вызовет энтузиазм вашей аудитории.

Практическим результатом исследования темы должен быть общий план изложения, опирающийся на надежный фактический материал. Такой план особенно необходим, если тема будет раскрываться для широкой аудитории: школьная печать или радио, молодежная пресса или телевидение, публикация в Интернете.

Итак, выбирая тему, вы должны ясно ответить себе на следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует эта тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Насколько интересной (новой, важной) будет эта тема для ваших слушателей?

3. Достаточно ли я знаю по этому вопросу? Где я могу взять нужный материал? В какой форме мне он понадобится (копия, конспект, выписки и т.д.)?

4. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.