Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целесообразность в информационной речи




Разновидности целеустановок (пафоса)

Определение цели

ПРАКТИКУМ

Вопросы и задания

1. Подумайте, какие интересы ваших соклассников вы можете использовать для выбора темы?

2. Найдите в газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Караван», «Время», «Казахстанская правда» или других заголовки статей, которые привлекли вас своей необычностью или тема которых заинтересовала вас.

3. Прочитайте в книге американского ритора Поля Сопера «Основы искусства речи» темы, которые вам кажутся интересными для разработки. Какой материал можно привлечь при написании текстов на эти темы.

Мы уже говорили об общих разновидностях речи по ее пафосу. Подробно обсудим этот вопрос применительно к формированию замысла в разных видах речи.

Итак, после того, как ритор определился с темой и ее границами, ему необходимо, как можно яснее поставить основную и подчиненные цели.

Цель речи - это представление об общем результате, которого хочет добиться оратор в процессе выступления.

В свое время Аристотель в своей "Риторике", повторимся, с учетом места и времени общения выделял три разновидности речей по их цели: совещательные, судебные и эпидейктические (оценочно-этикетные). При этом, как он отмечает, совещательные речи обращены в будущее, судебные - в прошлое, а похвальная или критическая речь, приветствие или извинение оценивает настоящее.

Со времен Аристотеля "информационное пространство", как сейчас говорят, значительно усложнилось в сторону его специализации по видам словесности, по жанровому составу, характеру и возможностям носителей информации. Напомним, что основными целями (см. гл. "Пафос") сейчас признаются: информация, убеждение, побуждение к действию (агитация), нахождение истины с помощью диалога, выражение и возбуждение эмоций и развлечение.

Как уже было сказано, цель речи, во-первых, не выступает в чистом виде, переплетаясь с другими. Но все-таки одна цель является доминирующей. Во-вторых, она конкретизируется, как бы сужается применительно к условиям речи, участникам общения и обстоятельствам самого события. Например: Я (1)хочу рассказать вам об (2)одном замечательном человеке, с которым (3)довелось мне встретиться (4)в поезде дальнего следования (5)Алма-Ата - Москва (6)в июне 1985 года.

Рассмотрим последовательно особенности постановки главной цели в речи информационной, убеждающей, агитационной, эвристической (поиск смысла), оценочной и игровой. Целеполагание (идейное содержание) в художественном тексте оставим за рамками нашего рассуждения, так как вы этим много занимались на уроках литературы.

Задача информационной речи - дать полное представление о предмете, удовлетворить любопытство слушателей. В познавательной речи основной интерес для участников общения составляют факты, процессы и принципы сами по себе.

" Способами убеждения" в информационной речи являются описание, объяснение, повествование или комбинация этих приемов развертывания познавательного замысла. Описание дает полное представление о предмете в целом, останавливаясь на его частях, их свойствах и тех свойствах предмета, которые отличают его от других предметов этого же класса.

Мы можем описывать, например, как устроен велосипед: рама, колеса, привод, рулевое и тормозное устройство; а также то, чем велосипед отличается от мотоцикла, самоката и других средств передвижения. Объясняя, как действует велосипед, мы должны сказать, как он приводится в движение, как нужно тормозить и поворачивать, какие меры безопасности необходимо соблюдать при езде, как ухаживать за машиной и т.д.

Объяснения, включающие и описания, даются, например, в инструкциях для пользования домашними приборами и устройствами: стиральные машины, телевизоры, персональные компьютеры, магнитофоны и др. При этом инструкция касается устройства прибора в общих чертах, а также того, как эффективно и безопасно им следует пользоваться. Более глубоко описываются устройства для специалистов-ремонтников и продавцов изделий, но еще более сложны проектно-конструкторские разработки для производителей. Самыми же сложными являются научно-технические описания новых приборов и механизмов. Так что «специализация» описательных текстов зависит от типов их "потребителей".

Повествование дает наглядную информацию о каком-то явлении в условиях его реального существования, в динамике. Рассказ развертывается от описания места, времени и других обстоятельств к указанию на участников событий, их поступков и результатов этих поступков.

Например, вы хотите дать слушателям представление о свадебной церемонии у одного из островных народов Малайзии. Эту тему можно развернуть как рассказ очевидца: " Недавно я вычитал в одной газете историю об удивительной свадебной церемонии. Все мы с вами когда-то пройдем через это. Возможно, что в рассказе кто-то увидит только забавную сторону, а кто-то, возможно, и поучительную. Вот что рассказывает журналист… Я буду вести рассказ от его имени…»

Информация о жизни народов других стран раскрывается, например, в таком старинном жанре, каторый называется хождение, то есть описание паломнического путешествия к святым местам. Древнейшим русскими памятником непереводной литературы в этом жанре считается "Хождение игумена Даниила" (1106-1107 гг.). Замечательным памятником в жанре путевых записок является "Хожение за три моря " тверского купца Афанасия Никитина, совершившего в 1468-1474 гг. путешествие в Индию. Вот небольшой отрывок описания этой страны (с частичным сохранением орфографии и пунктуации оригинала):

… и тут есть индийская сторона и люди ходят все наги. а голова не покрыта. а груди голы. а власы в одну косу заплетены. а все ходят брюхаты. а дети родятся на всякыи год. а детеи у них много. а мужики и жонки все нагы. а все черны язъ куды хожу. ино за мнои людеи много. да дивуются белому человеку…

В данном отрывке Афанасий Никитин описывает то, что его поразило и что будет, по его мнению, удивительно и для читателей его "Хожения".

В русской и мировой прозе существует огромное количество описаний, которые поражают не только собственно своей познавательной глубиной, но и оригинальностью оценки людей, событий и нравов. Сюда относятся и фантастическое "Путешествие Гулливера" Джонотана Свифта, и "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, и "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и мн. др. Сюда же примыкают и описания, записки, отчеты Чокана Чингизовича Валиханова о его путешествиях в Восточный Туркестан (Кашгарию, 1858 -1859 гг.), в Кокандское ханство и другие места. Только надо знакомиться с этими источниками в оригинале, а не в пересказе, в котором теряется личное обаяние автора подлинника, "единство нравственного отношения к предмету", как говорил Лев Толстой.

" Ощущение движения, вызываемого повествованием, конкретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению, - наиболее важные черты речи, имеющей познавательное значение", - так обобщает значимость риторических разновидностей информационной речи американский ученый Поль Сопер. (Основы искусства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- С.43).

По его мнению, информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

- в ней не должно быть ничего спорного;

- она должна вызывать пытливость;

- она должна удовлетворять запросы слушателя;

- сообщение должно быть актуально.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.