Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности расположения




Итак, основным требованием к расположению было и остается установление четкого членения сообщения и обеспечение внутренней связанности между её частями в составе целого.

Универсальная композиционная схема: вступление, основная часть и заключение + возможные отступления.

Каждая из этих частей играет свою собственную роль в целостном высказывании и связана с основными понятиями риторики.

Во вводной части сообщения устанавливаются отношения между участниками общения и отношения обеих сторон к решаемой проблеме. Иными словами, вводная часть решает преимущественно этическую сторону, устанавливает этос речи.

Середина сообщения связана с содержанием речи - логосом - отношением ритора к теме. Здесь происходит обоснование мнения ритора доводами "к делу" (факты, логика) или доводами "к человеку" (к чувствам или к этическим установкам).

Заключение призвано не только суммировать содержание, но и призвать слушателя к принятию предложенного решения или к действию. Это часть, следовательно, содержит пафос речи.

Таким образом, развитие темы предполагает последовательный ряд шагов, направленных на принятие справедливого решения, на поиск истины, на нахождение общей пользы или содержит призыв к совместному действию.

Частные композиционные ходы в монологическом тексте: повествование, описание, рассуждение, объяснение, толкование, характеристика, предписание, поучение, побуждение к действию, пропаганда какой-либо идеи и др., а также комбинации этих композиционных ходов. В каждой из этих разновидностей складывается своя традиция расположения частей сообщения.

Фактически эти схемы развертывания содержания, типы речевого поведения обусловлены соглашениями между людьми ("общественным договором"), а по формам организации, времени и месту, а также другим условиям ведения речи складываются в особый в каждой ситуации речевой обычай, алгоритм ("как говорят в таких случаях…").

Риторикой и практикой словесной деятельности разрабатываются целесообразные композиции, лучше всего отвечающие потребностям аудитории определенного типа, а также типу содержания ("приличные данной материи." - Ломоносов).

Целесообразность композиции предполагает прежде всего гармоничное, пропорциональное сочетание речевых частей. По смыслу они должны отражаться друг в друге как система зеркал. Так, во вводной части устного выступления оратор сообщает о том, что и для чего он намерен сказать. В основной части он развернуто излагает тему, а в заключении в сжатом виде резюмирует сказанное.

По объему же эти части не одинаковы. В самом общем виде соотношение объема введения и заключения равняется примерно 1/10 всего словесного произведения. Это соотношение касается рациональных, например, научных текстов (скажем, дипломной работы), а также школьных публицистических сочинений на литературные темы. В деловых текстах (заявление, приказ и т.д.) вводные части отделяются от основного содержания графически и могут иметь больший или меньший объем по отношению к основному тексту. Так что пропорции объема весьма условны. Но для устного выступления соотношение 1 к 10 можно считать нормальным.

В свою очередь, каждое из трех композиционных звеньев имеет внутреннее деление на части. И в зависимости от того описание, рассказ или рассуждение перед нами, каждая часть делится на свои более мелкие элементы, вплоть до отдельных тезисов и аргументов, мыслительных ходов – топосов.

Когда мы письменно составляем план какого-либо рассуждения, основанный на "аргументации к делу" (факты, аксиомы и логические доказательства), то само разделение текста рассуждения на части подкрепляется цифровой нумерацией этих частей, что делает план изложения материала наглядным. При устном сообщении деление на части обязательно должно сопровождаться так называемыми "переходами": Мы с вами рассмотрели… Теперь переходим к … Я уже говорил, что.., однако повторю главное… Первое, что нужно сказать об этом, заключается в том…; Во-первых,…; Во-вторых,… и т.д. Такие композиционные "скрепы" позволяют слушателю без затруднений следить за развитием мысли. Если такой "расчлененной" подачи материала в устном выступлении нет, то его содержание воспринимается с трудом, так как слушатель сам ищет (и не всегда успешно) взаимосвязи частей. Так что, если мы хотим быть правильно понятыми, нам обязательно надо подчеркивать смысловые границы частей сообщения и характер их соотношения (причина - следствие, сначала - затем, итак, следовательно и др.). Этика оратора при развертывании сообщения как раз и требует от нас "подчеркнутого разделения" сообщения на части и одновременно акцентирования их смысловой связанности.

Структуре хорошей ораторской речи традиционно уделялось большое внимание. Названия частей устного сообщения в классической риторике таковы:

1. Введение (exordium)

2. Основная часть (corpus):

2.1.Изложение (narratio или propositio)

2.2.Аргументация (argumentatio)

2.2.1. Позитивное доказательство (iprodatio)

2.2.2. Опровержение противоположной точки зрения (refutatio)…

3. Заключение (peroratio):

3.1.Резюме (recapitulatio).

Однако и каждая из названных частей, как мы уже сказали, имеет собственное внутреннее деление содержания.

Итак, говоря о целесообразности построения сообщения, можно смотреть на него 1) с точки зрения целей речи, 2) с точки зрения содержательного единства и 3) с позиций говорящего или 4) c позиций слушающего. Задачи каждой части выступления сводятся к следующему.

Вступительная часть устанавливает этические отношения между ритором и аудиторией, отграничивает место данной темы среди других, устанавливает значимость темы для аудитории. Иначе говоря, вступление с коммуникативной точки зрения формулируетет этос сообщения.

С содержательной стороны основная часть сообщения должна представлять собой последовательный ряд мыслей, связанных единством темы. Это логос речи.

3. Заключительная часть речи связана с пафосом - эмоционально волевым призывом к принятию обоснованного в основной части решения или призыва к действию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.