Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы педагогической технологии




 

Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Однако труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе.

Выделим лишь несколько альтернативных философских основ:

материализм и идеализм,

диалектика и метафизика,

сциентизм и природосообразность,

гуманизм и антигуманизм,

антропософия и теософия,

прагматизм и экзистенциализм.

 

Факторы психического развития и технология

В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:

биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственными данные;

социогенные, представляющие личность как “tabula rasa”, на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения;

психогенные, результат развития, в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования;

идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.

 

Научные философско-педагогические концепции

1. Теория формирования понятий (процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний образование определенных понятий).

Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Мечинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова и др.

2. Деятельностная теория ученья структуры целостной деятельности.

Потребности – мотивы – цели – условия – действия

А. Дистервег, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

3. Теория содержательного обобщения.

Деятельность по воспроизводству содержания, пути, методы научного (теоретического) познания.

В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Интериоризация, т.е. поэтапным переходом “материальной” (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина.

5. Бихевиористские теории научения.

Формула: «стимул – реакция – подкрепление».

Э. Торидайк, Доуотсон, Б. Скиннер и др.

6. Гештальттеория усвоения.

Учение о гештальте – целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний.

М. Вертхеймер, Г.Мюллер, В. Келер, К.Коффка и др.

7. Суггестопедическая концепция обучения.

Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию.

В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин, Г.К. Лозанов и др.

8. Теория нейролингвистического программирования.

Обучение в виде движения информации сквозь нервную систему человека.

 

Педагогические технологии обеспечивают

Анализ педагогической технологии

1. Идентификация.

2. Название технологии.

3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)

целевые установки и ориентации;

основные идеи и принципы;

позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

объем и характер содержания образования;

дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

особенности методики, применения методов и средств обучения;

мотивационная характеристика;

организационные формы образовательного процесса;

управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

учебные планы и программы;

учебные и методические пособия;

дидактические материалы;

наглядные технические средства обучения;

диагностический инструментарий.

7. Критерии оценки педагогической технологии:

эффективность;

результативность.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Систематизируя вышеприведенные определения, установите сущность понятия «педагогической технологии».

 

2. В приведенном ниже перечне выберите критерии технологичности:

1) научность; 2) последовательность; 3) активность; 4) концептуальность; 5) доступность; 6) идейность; 7) сознательность; 8) управляемость; 9) обучаемость; 10) эффективность;; 11) закономерность; 12) воспроизводимость; 13) прочность; 14) планомерность; 15) действенность; 16) тройственность; 17) эмоциональность; 18) системность.

 

3. Выделите ключевые идеи, объединяющие авторов в их мнениях развития образовательной практики и теории педагогической технологии.

прогресс науки и техники;

объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

повышение роли воспитания в общественной жизни;

смена образовательной парадигмы;

личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками;

становление нравственного облика человека;

интеграция образовательных факторов;

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

 

4. Сформулируйте определения следующим понятиям, приведенным в тексте:

технология модель метод наука алгоритм модуль критерий концепция классификация
Внимание! Мы начинаем работу по составлению «краткого педагогического словаря». Автором-составителем словаря будете Вы. Постарайтесь формулировать определения кратко, четко, ясно - ведь Вы будете не только автором, но и безусловно активным его пользователем!

 

 

5. Заполните пробелы, в тексте вписывая отсутствующее слово.

Теория формирования_______________

Деятельность теория учения_______________

Теория содержательного обобщения_______________

Теория поэтапного формирования_______________

Бихевиористские теории______________

Темтальттеория__________________

Суггесттопедагогическая________________

Теория нейролингвистического__________________

 

6. Вставьте ключевые слова.

Концептуальная часть – это описание __________, гипотез, принципов технологии.

Содержание образования рассматривается с позиций современных _________ общего среднего образования, ________ активности, идей развивающего и социального заказа.

Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям __________, ___________, достаточной полноты и реальности осуществления.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее идей, теорий, принципов обучения, научности, технологичности обучения, эффективность, результативность, эффективность и результативность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.