Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса, от его правильной организации во многом зависит эффективность




Резюме

 

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса, от его правильной организации во многом зависит эффективность управления педагогическим процессом

Совокупность выше указанных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину обученности учащихся.

Благодаря контролю между учителем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

 

 

Литература для самообразования

 

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981.

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1982.

Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. – Киев, 1985.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.

 

 

1. Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействи воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая.

Структура педагогического процесса - основные компоненты: целевой, содержательный (отношения, ценностные ориентации, опыт деятельности и общения, знания); деятельностный (формы, способы, средства); результативный; ресурсный (социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и др. условия, нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение).

2. Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

3.Личностно-ориентированное образование - системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития (И.С. Якиманская)

это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

4.Принцип - это исходное, начальное положение, которым руководствуются педагог в своей практической деятельности Принципы обучения и воспитания впервые были сформулированы Я.А.Коменским. В «Великой дидактике» он детально раскрывает принципы наглядности, сознательности, последовательности, прочности усвоения знания.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами [19, с.9]:

связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

воспитание в коллективе и через коллектив;

опора на положительное в личности ребенка;

гуманизация педагогического процесса;

личностный подход;

демократизация педагогического процесса;

культуросообразность педагогического процесса;

единство воспитательных воздействий школы, семьи и общественности;

педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников;

комплексность, целостность, единство всех компонентов воспитательного процесса.

5. Закономерности - связи, зависимости, сплочения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

К этим закономерностям относятся следующие:

Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успеха.

В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

6. Педагогическое проектирование - это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

7. Содержание обучения педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками, включает помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

8. Государственный образовательный стандарт - установлены Законом РФ «Об образовании»; определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

9. Саморазвитие (по Л.Н.Куликовой) личностное саморазвитие - психологический механизм «человекообразования», проявляет себя как механизм обретения человеком своей человеческой сущности; личностное саморазвитие выступает инструментом духовно-нравственного самообогащения человека. При этом сама эта работа с собой требует нравственные потенциалы личности, которые еще и наращиваются. Одновременно с этим человек вырабатывает опыт внутреннего взаимодействия с самим собой рефлексивного ценностного самовосприятия, самоконтроля, самостимулирования и самоограничения своей активности, сознательней саморегуляции деятельности, поведения и внутреннего состояния; саморазвитие может быть рассмотрено как фактор инкультурации человека. Способность к активно-творческой позиции человека не может быть задана никем - она приобретается только им самим в результате целеустремленных усилий, направленных на изменение самого себя; личностное саморазвитие значимо как путь социализации человека. Успешная социализация актуализирует саморазвитие человека; личностное саморазвитие является критерием зрелости личности. Зрелость личности выражается во внутреннем локусе контроля, полной ответственности за собственные помыслы и действия.

10. Авторитарный стиль - единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

11. Попустительский стиль - учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

12. Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд педагога составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность.

13. Профессиограмма - описание и классификация существующих профессий по определенным критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м).

14. Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы; проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

15. Педагогическое мастерство - синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. «Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом» (А.С.Макаренко)

16. Гуманизация педагогического образования - поворот к личности человека, его индивидуально-личностному развитию, культуре и общественным функциям

17. Информационные технологии - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

18. Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества обучения.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.