Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура в период перестройки




Культура и гласность.Начавшаяся перестройка в СССР вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Это привело, в частности, к отказу органов руководства культурой в центре и на местах от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе известных ученых и литераторов Союз духовного возрождения России.

Но многие группы населения, в их числе партийные и советские работники, отдельные преподаватели вузов, негативно встретили перестройку. Они видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них. Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы Ленинградского технологического института Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованной 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия».

Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». В обстановке «демократизации и гласности» авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения.

Образование и наука.В годы перестройки появились первые ростки альтернативной образовательной системы: наряду с государственными учебными заведениями стали создаваться негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В этот период Министерством образования предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования профессиональной подготовкой. В учебных комбинатах, созданных на базе средних школ, в середине 80-х гг. организовывались курсы водителей, слесарей, столяров, механизаторов, где школьники могли освоить рабочие профессии. В Москве и некоторых других крупных городах в наиболее «продвинутых» учебных заведениях началось ознакомление школьников с компьютерами.

Реформа, по замыслу ее инициаторов, предполагала приблизить учащихся к физическому труду, к последующей работе на предприятиях. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня освоения школьной программы.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х гг. в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.



Непросто развивалась отечественная наука. Ее отставание наметилось во многих отраслях. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном руководству страны. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

Более успешно продолжалась разработка научных программ в области космических исследований. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Были построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский).

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые из них освоили так называемый челночный бизнес закупали товары народного потребления в Польше, Китае, Турции для последующей перепродажи на отечественных вещевых рынках. Десятки тысяч представителей точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство.Годы перестройки преобразили художественную литературу и искусство. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции. В конце 80-х гг. несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

С перестройкой читатели смогли ознакомиться с литературными произведениями, запрещенными властями, которые печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А.П. Платонова «Чевенгур», Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». В период объявленной гласности некоторые из них впервые увидели свет в типографском издании. В негосударственных (кооперативных) издательствах печатались произведения авторов, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», рукопись которого была конфискована органами госбезопасности.

На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е гг. (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80-х гг.:П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга.

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему была необходима перестройка системы государственного управления при М.С. Горбачеве?

2. В чем суть этой перестройки?

3. Почему перестройка потерпела поражение?

4. Каковы причины развала Советского Союза?

5. Какова роль личности Б.Н. Ельцина в развале СССР? Можно ли его действия по развалу Советского Союза назвать конституционными, то есть законными?

6. Какова роль ГКЧП в развале СССР?

8. Когда и как юридически был оформлен распад СССР?

9. В чем, по вашему мнению, заключаются негативные последствия распада СССР для россиян?

 

Глава 15. Обновленная Россия





Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.50.26
Генерация страницы за: 0.09 сек.