Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение. Вводим балансовые переменные х3, х4 и получаем систему:




Вводим балансовые переменные х 3, х 4 и получаем систему:

Далее процесс решения мы представляем в виде симплексных таблиц, опуская подробные вычисления.

 

Таблица 2.20

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 3 -1        
х 4   -1      
f   -16      

 

Таблица 2.21

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 2      
х 4      
f    

Таблица 2.22

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 2    
х 1    
f    

 

Без учета целочисленности. Так как дробная часть числа больше дробной части числа, то неравенство Гомори составляем исходя из уравнения и записываем новую задачу.

 

Введя балансовую переменную х 5 в неравенство последней системы, решаем эту задачу с помощью симплексных таблиц. При этом третье уравнение системы записываем так: .

Таблица 2.23

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5  
х2      
х 1      
х 5      
f      

 

Разрешающий элемент таблицы 23 находим по максимуму модуля отрицательного коэффициента при аргументах в добавленном уравнении.

В силу этого фиктивная переменная х 5 сразу же выводится из состава базисных переменных и мы переходим к очередным симплексным таблицам.

 

 

Таблица 2.24

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5  
х 2            
х 1       1/5 1/5  
х 3       1/5 -24/5  
f       -3/5 77/5  

 

Таблица 2.25

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5  
х 2            
х 4            
х 3 -1       -5  
f            

Так как среди индексов в последней таблице нет отрицательных элементов, то план (0;3; 0; 15; 0) является оптимальным. Таким образом f max = f (0; 3) = 48, при этом (0; 3) – целочисленное решение.

Пример. f =3 x 1 + x 2®max?

x 1, х 2 – целые неотрицательные.

Решение. Вводим балансовые переменные х 3, х 4, получаем систему:

Решаем задачу симплексным методом с помощью таблиц.

Таблица 2.26

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 3          
х 4   -3      
f -3 -1      

 

Таблица 2.27

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 3       -1  
х 1    
f    

 

Таблица 2.28

  х 1 х 2 х 3 х 4  
х 2    
х 1    
f    

 

(без учета целочисленности аргументов).

Так как , то составляем неравенство Гомори для уравнения . Оно имеет вид: , или . Вводим фиктивную переменную х 5 такую, чтобы , или . Последнее уравнение включаем в систему ограничений и переходим к следующей симплексной таблице.

Таблиц 2.29

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5  
х 2      
х 1      
х 5      
f      

 

В таблице 29 разрешающий элемент находим по максимуму модуля отрицательного коэффициента при неизвестных добавленного уравнения, в рассматриваемом случае он равен (). Переходим к очередной таблице.

Таблица 2.30

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5  
х 2      
х 1      
х 4      
f      

Так как , то неравенство Гомори имеет вид: , т.е. . Добавляем фиктивную переменную х 6 такую, чтобы или и переходим к следующей симплексной таблице.

 

Таблица 2.31

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6  
х 2        
х 1        
х 4        
х 6        
f        

 

Теперь к последующим таблицам переходим без подробных объяснений.

Таблица 2.32

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6  
х 2        
х 1        
х 4        
х 5     1/4     -5/4 3/4
f     5/8     7/8 51/8

 

 

Таблица 2.33

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6 х 7  
х 2          
х 1          
х 4          
х 5          
х 7          
f          

 

Таблица 2.34

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6 х 7  
х 2          
х 1                
х 4             -4  
х 5          
х 6          
f          

 

Таблица 2.35

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6 х 7 х 8  
х 2            
х 1                  
х 4             -4    
х 5            
х 6            
х 8            
f            

 

Таблица 2.36

  х 1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6 х 7 х 8  
х 2             -1    
х 1                  
х 4             -5    
х 5                
х 6             -3    
х 3               -3  
f                  

 

Из последней таблицы видно, что f max= f (1, 1) = 4, где х 1=1, х 2 = 1 – целые числа.

 

РАЗДЕЛ 3. НЕЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 

Тема 3.1. Квадратичное программирование

 

Под задачей квадратичного программирования будем понимать задачу на отыскание оптимума целевой функции в следующих трех случаях:

1) целевая функция линейная, а ограничения на ее аргументы квадратичные;

2) целевая функция квадратичная, а ограничения на ее аргументы линейные;

3) целевая функция квадратичная и ограничения на ее аргументы квадратичные.

Рассмотрим несколько примеров решения таких задач в случае целевой функции двух аргументов.

 

Пример. F = 2 x 1 + 3 x 2®оптимум,

Решение. Находим и строим область ограничений.

Парабола имеет вершину в точке V (2; 0) и ограничивает область решения системы неравенств сверху. Слева и снизу область ограничена осями координат.

Задаем значения целевой функции. Пусть f = 0. Строим опорную прямую (линию одного уровня) 2 х 1 + 3 х 2 = 0. Она проходит через точки (0; 0) и (-3; 2). Двигая опорную прямую параллельно самой себе, находим точки входа и выхода О, А.

Рис 3.1. Графический метод.

 

При этом f (0; 0) = 2×0 + 3×0 = 0 – наименьшее значение целевой функции, а f (А) – ее наибольшее значение. Теперь находим координаты точки А. Угловой коэффициент касательной к параболе в точке А равен , он же равен значению производной квадратичной функции в точке А. Таким образом . Следовательно, и и значит, .

Пример. оптимум?

Решение. Находим и строим область решения системы неравенств. Так как уравнения х 1× х 2 = 1; х 1 = 0; х 1 = 2; х 2 = 0; х 2 = 2 задают на плоскости координат гиперболу и прямые, то криволинейный четырехугольник ОАВСD является областью решения системы неравенств.

 

Рис 3.2. Графический метод

 

Если f = 0, то уравнение определяет начало координат, если f >0, то оно определяет эллипс

с полуосями и .

Таким образом линии одинакового уровня (одинакового значения целевой функции) представляют собой подобные эллипсы с центром подобия в начале координат. Чем крупнее эллипс, тем больше значение целевой функции. Получаем, что

fmin = f (O) = 0 и .

Пример. оптимум?

Решение. Область решения системы неравенств является четырехугольник АВСD (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Геометрический метод

 

Линией одинакового значения целевой функции является парабола , с вершиной в точке . При движении параболы в положительном направлении оси Ох значение f будет увеличиваться. Исходя из этого имеем:

f max = f (B) = f (0; 3) = 2×0 + 32 = 9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.