Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровые методы




Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение); и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко; практикуются обучающие имитационные игры, но используются; также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске 1 лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучаю­щих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности време­ни чаще используются отдельные игровые ситуации или фраг­менты.

Применяются несколько видов игр.

Организационно-деятелъностные игры (ОДИ), предусматрива­ющие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — «сделать» группу едини­цей учебного процесса, но при условии сохранения личной пози­ции каждого.

Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее реше­ния.

Деловые игры, представляющие собой имитационное модели­рование реальных механизмов и процессов. Это форма воссозда-

ния предметного и социального содержания, какой-либо реаль­ной деятельности (профессиональной, социальной, политичес­кой, технической и т. д.). Необходимые знания усваиваются участ­никами игры в реальном для них процессе информационного обес­печения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситу­ации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, пост­роенные на внешней занимательности, и игры, требующие дей­ствий, которые входят в состав деятельности, подлежащей усвое­нию.

Пример первого вида игр: на уроке русского языка предлагается ситуация, когда ученики должны перевести «козлика» через «мост над пропастью», вставив необходимые буквы в слова. Здесь ситуа­ция используется только как стимул, возбуждающий интерес у школьников (соревнования, аукционы, конкурсы и т.д.).

Пример дидактических игр, имитирующих сущность механиз­ма: на уроке физики каждый ученик из одного ряда представляет собой «положительный источник питания», ученики из второго ряда — «отрицательные источники»; они должны соединять руки, как бы составляя последовательное или параллельное соединение. В данном случае действия учащихся имитируют схему соединения источников, т. е. само содержание обучения.

Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познава­тельно-дидактические, ролевые и деловые игры можно предста­вить как своеобразную «матрешку», которая сначала должна быть дана в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и реше­ния конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познаватель­но-дидактические игры, которые могут проводиться в виде про­стейших элементов занимательности, в виде копирования науч­ных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, кон­ференция, «Поле чудес» и т. д.) и в виде предметно-содержатель­ных моделей (например, игры-путешествия, когда надо разрабо­тать рациональный маршрут, пользуясь различными картами; со­ставление сказок и т. д.).

Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Пос­ле получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно под­готовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме орга­низовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.