Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль учителя в подготовке и проведении урока




 

Настоящий урок не только рациональная конструкция, а твор­ческое произведение педагога. В нем должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Об­стоятельства обучения настолько разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий урока, предвосхитить планируе­мые ситуации обучения. Иными словами, педагогические прин­ципы, схемы, методы и технологии оживают, обретают силу, толь­ко преломившись через личность учителя, его стремления, мыс­ли, чувства, творческое вдохновение, когда не меньшее значе­ние, чем знания и опыт, имеют фантазия, интуиция, умение уви­деть проблемы и предвосхитить результаты.

Но сценарий урока — это еще не сам урок, его нужно вопло­тить в жизнь в непосредственном общении с учащимися. Тут воз­никают новые трудности и новое поле для творчества, когда от педагога требуются и выдержка, и гибкость, и артистичность, и способность импровизировать.

Однако даже при наличии у учителя педагогической одаренно­сти и опыта определяющую роль играет его основательная подго­товка к уроку и к преподаванию в целом, к ведению того или

иного курса. Эту подготовку можно условно разделить на опосре­дованную и непосредственную.

Опосредованная подготовка идет непрерывно, она связана с накоплением знаний, впечатлений, опыта, погружением в куль­туру, развитием способностей и личностных качеств в целом. Чи­тая литературу, смотря телепередачи, кинофильмы, бывая в теат­ре или музее, общаясь с людьми, истинный педагог обогащает свой опыт, тренирует ум, намеренно или непроизвольно просмат­ривая события, факты, связи под педагогическим углом зрения. К опосредованной подготовке можно отнести целенаправленное глубокое изучение фундаментальных основ базовой для педагога-предметника науки, а также смежных с ней областей знания, новейших достижений науки, техники, искусства и, конечно, культурного классического наследия. Необходимо помнить, что общая культура — основа педагогической культуры и педагоги­ческого мастерства, а ее дефицит не может быть компенсирован никакими методическими или педагогическими разработками и рекомендациями.

Непосредственная подготовка к преподаванию курса или разде­ла курса включает изучение программ, учебников, пособий, на­учной и методической литературы, а также передового педагоги­ческого опыта. Учителю рекомендуется составить рабочий план с указанием тем курса, общего количества часов и календарных сроков их изучения.

В процессе подготовки к изучению темы необходимо разрабо­тать тематический план, в котором указываются темы и цели всех занятий, типы уроков, их оборудование, опорные знания и уме­ния, межпредметные связи, необходимые для овладения матери­алом; фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечают­ся темы и виды самостоятельных работ. По каждой теме часто вы­деляются основные понятия, способы деятельности, источники информации.

Тематическое планирование позволяет выстроить уроки в оп­ределенную систему, увидеть перспективу в работе, помогает за­ранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные задания, направленные на актуализацию необ­ходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но са­мое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положения, сформировать у учащихся целостные пред­ставления и относительно завершенные способы деятельности. Тематический план — плод серьезных размышлений педагога, осознания целей изучения темы, урока (занятия), ведущих средств их достижения.

Заключительный этап подготовки отражается в поурочном пла­нировании плане (или конспекте) урока. Начинающему учите­лю полезно составить конспект или развернутый план урока, бо-

лее опытный педагог может ограничиться менее детальным пла­ном. Но план как рабочий документ необходим каждому педагогу: он позволяет последовательно и полно воплотить задуманное, ори­ентироваться во времени, может служить основой для последую­щей работы.

План урока не просто изложение изучаемого материала, это методический вариант организации работы учащихся над матери­алом урока. В плане обычно указываются тема и цель урока (обра­зовательная, развивающая, воспитывающая), распределение вре­мени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражне­ния и т.д.), кратко поясняется содержание работы. В последнем разделе фиксируются основные элементы содержания проверя­емого или нового материала и соответствующие методические при­емы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), уп­ражнения (задачи должны быть прорешены), методы изложения, демонстрации, иллюстрации, содержание и виды самостоятель­ной работы, домашнее задание. Полезно наметить запасные вари­анты на случай несовпадения реального хода урока с запланиро­ванным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если зап­ланированное удалось выполнить в более сжатое, чем предпола­галось, время.

Если учитель готовится к занятиям в ряде параллельных клас­сов, необходимо для каждого из них разработать методический вариант. Эти варианты с обозначением структуры уроков, зада­ний и т. д. в обучении для разных параллельных классов могут быть включены в общий поурочный план.

Учитель обязан точно прогнозировать желаемые результаты обучения: какие понятия и действия должны быть твердо усвое­ны, о чем должны сложиться у учащихся общие представления, какой опыт, в том числе творческий, они должны накопить. В плане должны получить отражение средства, обеспечивающие достиже­ние результатов, и критерии, позволяющие выявить степень ре­ального продвижения учащихся в овладении материалом, уровень общего развития личности, гражданского и нравственного ста­новления воспитанников.

Нередко возникает вопрос: имеет ли учитель право отступить от намеченного плана, изменить в ходе урока его сценарий? Ответ однозначен — не только имеет, а даже обязан это сделать, если изменяются обстоятельства или выясняется, что реальный процесс не совпадает с тем, который спроектирован. Скажем, учитель пла­нировал посвятить первую часть урока анализу выполнения домаш­него задания, работе над возможными ошибками. Может выяснить­ся, что учащиеся справились с заданием неплохо и ошибок почти не допустили. Тогда целесообразно предложить им поработать над еще несколькими, причем более сложными упражнениями. Если

учитель предвидел такую возможность, у него в запасном варианте предусмотрены необходимые задания, если нет — ему придется переориентироваться на ходу, прибегнуть к импровизации. Но им­провизация не рождается на пустом месте. Не зря говорят, что хо­рошая импровизация — это заранее продуманная импровизация. Здесь имеется в виду запас знаний, продуманных вариантов, опыт, которые могут быть полезными при отыскании быстрого, экспромтного и в то же время правильного решения.

Еще пример. На уроке предстоит изучение сложной и важной темы. Однако учитель, войдя в класс, видит, что учащиеся не в меру возбуждены (может быть, возник конфликт?) и не настрое­ны на серьезную работу. Учитель быстро находит решение. «Мы бу­дем писать небольшой проверочный диктант, приготовьте тетра­ди», — говорит он и начинает диктовать. Ученикам ничего не оста­ется, как включиться в работу. Через пять минут диктант закончен, ребята успокоились, можно вводить урок в плановое русло.

При планировании полезно предвосхитить основную канву урока, виды деятельности, способы индивидуального подхода к учащимся, выделить, если так можно сказать, наиболее яркие моменты их вдохновения, удовлетворения, радости, грани наи­высшей мобилизованности, творческой отдачи и последующей ре­лаксации, расслабления. Однако, на наш взгляд, не нужно стре­миться предусмотреть и отразить в плане все детали, все конкрет­ные ситуации, все нюансы своего поведения. Иначе план превра­тится в догму, в оковы для живого общения, он будет толкать педагога на путь формализма. Важно сохранить непринужденность, естественность реакций, поведение учителя и учащихся не долж­но быть сковано слишком жесткой схемой и настойчивым стрем­лением сделать все «по плану».

Успех урока определяется не только качеством планирования, но и подготовкой педагога к общению с учащимися, его дело­вым и оптимистическим настроем, его собранностью, умением управлять эмоциями, вызвать у себя творческое вдохновение (В. А. Кан-Калик), а также уровнем интереса и подготовленности к занятиям учащихся.

Качество каждого урока и всей системы преподавания и обуче­ния во многом определяется стремлением и умением учителя осу­ществлять педагогическую рефлексию (размышления о проделан­ном), анализировать и адекватно оценивать свою деятельность. Учитель, анализируя проведенный урок, выявляет то, что уда­лось, и то, что не удалось, ищет возможности дальнейшего со­вершенствования учебного процесса.

Предложено и используется много разных схем психологичес­кого, психолого-педагогического и педагогического анализа и самоанализа урока. Во всех схемах педагогического анализа выделя­ются следующие инвариантные элементы:

правильность и полнота постановки целей и задач урока; место урока в системе занятий по теме;

обоснованность отбора содержания;

обоснованность структуры урока;

эффективность решения задач на каждом из этапов урока на основе выбранных методов и средств обучения;

характер деятельности учащихся на уроке и ее продуктивность;

способы педагогического руководства и характер отношений (микроклимат) в процессе совместной работы педагогов и учащихся;

выявление факторов и условий, способствовавших достиже­нию целей или препятствовавших успешному обучению, воспи­танию и развитию;

резервы улучшения урока в будущем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.