Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности детского организма




Для того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному фи­зическому развитию и спортивному совершенствованию школь­ников.

Организм ребенка отличается от организма взрослого челове­ка не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей.

Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышеч­ного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние ор­ганы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность.

Однако для своевременного и нормального развития всех ор­ганов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдает­ся задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой яв­ления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное уве­личение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интер­валами отдыха.

Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, фор­мирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суста­вах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на ампли­тудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой.

При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как воз­буждаясь дети часто не замечают наступающего утомления.

При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются рез­кие изменения в деятельности различных функций организма. Осо­бенно это проявляется в период полового созревания, когда повы­шение реактивности организма способствует уменьшению работо­способности и ускоренному наступлению утомления.

Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстар­товое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению со взрослыми изменениями частоты сердечных со­кращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими разме­рами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышеч­ной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нерв­ной системы и большая реактивность организма.

В связи с этим большое значение для роста и работоспособ­ности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значи­тельно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У системати­чески тренирующихся школьников создаются благоприятные пред­посылки для лучшего стимулирования и протекания процессов об­мена.

Педагогу (тренеру) необходимо знать, что развитие сердечно­сосудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10—11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11— 15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста это соотношение выравнивается.

К 14 годам в детском организме количество крови относитель­но веса тела достигает 9% (У взрослых — 7—8%) Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам.

В сравнении со взрослыми кровяное давление у детей несколь­ко ниже: в 7—8 лет оно равно 99/66 мм, в 13—15 лет — 117/73 мм, в 16—18 лет— 120/75 мм.

С ростом тела у детей увеличивается потребность в кислороде, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизнен­ной емкости легких.

Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пя­тилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет—20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением ко­личества вдыхаемого воздуха.

В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивно­му росту всего организма. В это время наблюдается повышение ра­ботоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств.

При занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.