Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды нормативных правовых актов




В любой стране существует множество видов таких актов, различного характера и юридической силы.

В Республике Беларусь, также существует множество различных нормативных актов. Все их виды определены ст. 2 закона «О нормативных правовых актах» (17 видов). Перечень исчерпывающий – никаких иных нормативных актов быть не может.

Если с понятием нормативного акта все относительно просто, с видами сложнее. Классифицировать их можно по самым разным основаниям, в результате чего получается офигительное количество – без поллитры и не поймешь (у меня не получилось…).

Рассмотрим, однако, важнейшие классификации: они предусмотрены законом «О нормативных правовых актах», а значит и далеко ходить не надо (хотя если пошлют, пойти все равно придется…):

 

Виды нормативных актов
По субъекту
По юридической силе

 

 


Классификация нормативных актов в зависимости от субъекта принимающего их, предусмотрена разд. I, гл. 2 – 4 закона «О нормативных правовых актах». Выглядит это примерно так:

Виды нормативных актов

 

 


Нормативные акты Президента (Гл. 2) Нормативные акты Парламента (Гл. 3) Нормативные акты Совета министров и прочих (Гл. 4)[12]
· Декреты · Указы · Законы · Постановления палат Поскольку органов данной группы много, то и актов порядочно: Постановления (для СМ и других); Приказы (для министерств и ведомств); Иные акты (регулируются отдельно, в законе не указаны)

 

Иные субъекты, за пределами этих групп правом издания нормативных актов не обладают, а значит, и говорить о них нечего (и не будем!).

 

 


По юридической силе, все нормативные акты можно разделить на две группы:

Нормативные акты

 


Законодательные акты Подзаконные акты
Акты, имеющие юридическую силу закона Акты, имеющие меньшую юридическую силу, чем закон, должны соответствовать законам.
1. Конституция; 2. Решения референдума; 3. Законы (все виды – конституционные, программные, кодексы, обычные); 4. Декреты; 5. Указы; 6. Директивы[13]; 1. Постановления палат Парламента 2. Постановление Совета Министров 3. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора 4. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка (Правления Национального банка, Совета директоров Национального банка) 5. Регламент 6. Инструкция 7. Правила 8. Устав (положение) 9. Приказ 10. Решения органов местного управления и самоуправления

 

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.  

 

 


Конституция – правовой акт, обладающий особыми свойствами (см. конституционное право). Черты конституции как нормативного правового акта:

  • Высшая юридическая сила на территории страны. Все иные (я сказал ВСЕ!) нормативные акты должно соответствовать ее положениям.
  • Общий характер норм конституции – как правило, они устанавливают основные принципы, не осуществляя детального регулирования.
  • Особый порядок изменения конституции (усложненный[14]), а значит повышенная стабильность конституционных норм.

Конституция – правовая база всех нормативных актов в стране.

Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.  

 


Ну, здесь все и так ясно! Референдум – форма непосредственной демократии, с помощь которой решаются важнейшие вопросы. Возможно и принятие нормативных актов на референдуме (таких у нас пока не было).

Особенность решения р. – юридическая сила выше, чем у иных нормативных актов (ст. 77 Конституции) – так как решения референдума могут быть отменены только референдумом. Таким образом отменить или изменить их, например, законом парламента, невозможно (следовательно, решение референдума по юридической силе выше закона).

 


Законы Республики Беларусь – важнейший (после конституции) вид нормативных правовых актов. Они конкретизируют и дополняют ее положения (но не могут изменять их!). Каждый закон регулирует определенную сферу общественных отношений.

Во многих случаях закон является своеобразной «мини-конституцией» отрасли, в развитие которой принимается множество подзаконных нормативных актов.

Далее перечислены виды законов – все они детально рассмотрены в соответствующей теме:

Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.  
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.  

 


Важную группу нормативных правовых актов составляют акты главы государства (президента). Вот и они:

 

Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.  

 

См. раздел «Декреты Президента».

Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.  

 

 


Самый старый (предусмотрен еще первоначальной редакцией Конституции) и самый распространенный вид правовых актов главы государства. Ясный пень, указы – основной вид нормативных актов президента, издаются по широкому кругу вопросов и в огромном количестве (по состоянию на май 2008 г. – 2264 указа).

Вот что такое указ:

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы

 


Поскольку, как уже отмечалось, указов у нас как собак не резанных (в смысле – много), то хотелось бы и разделить их на определенные виды.

Такая классификация определяется характером указа и его юридической силой. При этом условимся указы, издаваемые на основе норм Конституции (ст. 84) называть законодательными, а указы право на издание, которых предоставлено иными законами (таких, правда, нет) – подзаконными:[15]

 

Указы президента

 


Нормативные Ненормативные
  Основной вид указов. Только они являются источниками права страны. Эта группа указов в свою очередь включает два их вида: Хотя ранее мы относили указы к нормативным актах, из этого правила есть исключение. Некоторые указы носят ненормативный характер: примеры таких указов – указы о награждении государственными наградами, указы о присвоении высших воинских званий, указы о назначении на должность.

 

 

 


Законодательные указы Подзаконные указы

 

Разделение указов по юридической силе, вытекает из ч.3 ст. 10 закона «О нормативных правовых актах», которая содержит следующую норму:

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.


 

Из этой нормы следуют два правила:

  • Декреты и указы по умолчанию являются не только законодательными актами (это еще «цветочки»…), но и имеют большую юридическую силу, чем закон. Это положения является общим правилом;
  • Закон преобладает над указами и декретами только тогда, когда полномочия на издание декрета (это делегированные декреты, см. ниже) или указа (подзаконные указы) были предоставлены законом;

Вывод: все декреты и указы, издаваемые на основе конституционных полномочий президента, имеют приоритет над законами. Делегированных декретов и подзаконных указов в Республике Беларусь нет.

В связи с этим, возникает вопрос – «А для чего тогда в стране нужен парламент,
Конституция и законы?
». Ответ на этот вопрос граждане страны пока не получили…

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение    

 

 


Самый новый вид правовых актов президента. В белорусское законодательство директивы «протащили контрабандой» причем сделали это как говорят в народе «тихой сапой» (видимо, чтобы враги не догадались).

На момент издания первой директивы (№1 от 11 марта 2004 г.) ни в одном законодательном акте не содержалось никаких положений об этом нормативном акте. В этом смысле издание директив явно противоречило Конституции и нормам закона «О нормативных правовых актах» (однако никто не удивился – видимо уже привыкли…).

Ничего не прояснило и издание последующих директив – ясности не было никакой. Лишь изменения, внесенные в закон «О нормативных правовых актах» в 2008 (!!! – с момента издания директивы прошло четыре года!) позволили придать директивам легальный статус.

Несмотря на появление нормы о директиве в законе «О НПА», в Конституции положения о ней по-прежнему отсутствуют, а ведь именно она содержит исчерпывающий перечень актов президента (ст. 85).

Фактически, закон «О нормативных правовых актах» сделал «расширительное» толкование нормы Конституции что недопустимо (во-первых, статья закрытая и не допускает расширения, во-вторых, Конституция имеет большую юридическую силу).

Статус директив по-прежнему остается туманным. Не ясно для чего нужны такие акты, и каково их соотношение с другими. Теоретически, должны иметь более высокую юридическую силу, как видно из определения «издаваемый…в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение» - если вопросы «приоритетные» (плитка шоколада, обнаруженная на рабочем месте приравнивается к измене Родине?), то и юридическая сила – повышенная. Вместе с тем, никаких прямых указаний на это нет.

С другой стороны, директивы как противоречащие конституции и антиправовые акты, вообще не должны иметь никакой юридической силы. Будем надеяться, что такая точка зрения – дело ближайшего будущего.

 


Все иные акты являются подзаконными, и особого интереса не представляют. Среди них могут быть акты различных субъектов (правительства, парламента и других). Сюда же относятся локальные нормативные акты (местных органов власти).

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.  
Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь  
Регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.  
Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.  
Инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.  
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами  
Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь  

 

 

Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.  
Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.    
Приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.  

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Законотворчество – важнейший (хотя и не единственный!) вид деятельности парламента, в котором выражается сама его сущность (орган законодательной власти). От качества и эффективности законотворческого процесса зависит состояние права в стране, действенность его норм.

Законотворческий процесс – определенная законом процедура разработки и принятия законов парламентом.  


Законотворческий процесс – один из видов более широкого понятия нормотворческий процесс (процесс разработки и принятия любых нормативных актов, не только законов).

Характерные черты законотворческого процесса:

  1. Особый предмет – предметом является принятие закона – нормативного акта регулирующего важнейшие отношения и обладающего высокой юридической силой.
  2. Особый субъект – субъектом является парламент (и более никто!);
  3. Особая процедура – определена конституцией и иными актами.

Законотворческий процесс в Парламенте урегулирован следующими нормативными актами:

  • Конституция Республики Беларусь (разд. IV, гл.4, ст. 100 и другие);
  • Закон «О нормативных правовых актах»;
  • Регламент Палаты Представителей (разд. V, гл. 14 – 25)[16];
  • Регламент Совета Республики (гл. 14, ст. 173 – 184);

и нек. другими.

Законотворческий процесс состоит из определенных стадий. Стадии законотворческого процесса – отдельные его этапы, различающиеся своими задачами, кругом участников и формами деятельности. Все стадии процесса, круг их участников и порядок осуществления предусмотрены нормативными актами, и должны строго соблюдаться.

 

Стадии законотворческого процесса
  Разработка законопроекта
  Внесение законопроекта на рассмотрение (законодательная инициатива)
  Обсуждение в Палате Представителей · принятие в первом чтении · принятие во втором чтении
  Одобрение законопроекта Советом Республики
  Подписание президентом
  Официальное опубликование

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.