КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и принципы правопорядка
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Прочный и стабильный режим законности в государстве возможен только при наличии определенных гарантий законности. Определить их можно примерно так:
Стабильный режим законности в государстве, возможен только при существовании определенных ее гарантий, которые можно подразделить на несколько групп: 1. Экономические – экономический строй государства должен обеспечивать существование законности (рыночная экономика, высокий уровень жизни в стране и т.п.) 2. Политические – на законность должна работать и политическая система государства (демократизм формирования и деятельности органов государства и др.) 3. Идеологические – возможность существования в стране множества идеологий, отсутствие одной обязательной. 4. Юридические – эффективный правовой механизм, деятельность прокуратуры. 5. Общественные – высокая правовая культура населения, его активность в защите своих прав. Обеспечение законности (в широком смысле слова) – задача, возложенная на все правоохранительные органы государства. Каждый выполняет ее в пределах своей компетенции, наряду со своей основной деятельностью (например, суды – осуществляют правосудие / основная функция / и таким образом способствуют укреплению законности и т.п.). Особое место в системе правоохранительных органов занимает прокуратура – надзор за законностью является ее основной задачей.
Категория «законность» тесно связана с еще одним понятием – правовой порядок (правопорядок):
Таким образом, Правовые нормы регулируют (воздействуют) на общественные отношения, а конечный результат такого воздействия – и есть правопорядок. Вообще правопорядок – часть более широкого понятия общественный порядок ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
Акт применения права - официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по данному юридическому делу), принятое компетентным органом на основе действующих норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, в отношении конкретного лица. Аналогия – способ преодоления пробелов права. Существует 2 формы аналогии:
Использование аналогии возможно не во всех случаях. Это возможно, если применение аналогии прямо не запрещено законом. Например, недопустимо применение аналогии (в обеих формах) в уголовном праве. Аппарат (механизм) государства – система государственных органов и учреждений, действующих на основе норм права, и реализующих функции государства. Структура (из чего состоит, попросту говоря) аппарата – органы и учреждения государства. Аппарат государства организован в соответствии с определенными принципами (см. Принципы организации государственного аппарата) Государство – политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и осуществляющая управление обществом посредством норм права.
Гражданское общество - совокупность самостоятельных и относительно независимых от государства институтов и отношений, посредством которых реализуются частные интересы граждан. В состав г.о. входят такие институты как семья, церковь, различные объединения и организации и др. Г.о. – неотъемлемый элемент правового государства. Пока не существует г.о., невозможно построение п.г. Дееспособность – это способность субъекта правоотношения своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности. Полная дееспособность наступает с совершеннолетия (18 лет), частичная может наступать раньше (16 лет). Возможно ограничение дееспособности в судебном порядке. Декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Виды декретов: 1. издаваемые в порядке делегирования полномочий («делегированные»); 2. временные декреты. Главная черта декретов (обоих видов) – они имеют силу закона. Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Виды законов: 1. Конституционные; 2. Программные;
3. Кодексы; 4. Обычные (текущие); Законность - принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения норм права всеми субъектами на территории государства. Источник (форма) права – форма выражения и закрепления правовых норм. Виды источников:
Роль конкретных источников, различна в разные исторические периоды существования государства, а также для разных правовых систем. На ранних этапах значительную роль играл обычай и нормы религии. В современных государствах, основным источником являются нормативные правовые акты (вспоминаем соответствующий закон РБ, и товарища Забавского И.В.!). Кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений (определение – ст.1 закона «О нормативных правовых актах»). Основная черта к. отличающая ее от иных видов систематизации права – она сопровождается переработкой (существенной!) содержания систематизируемых норм (добавляем новые, убираем старые, изменяем смысл существующих). Результат к. – по существу новый нормативный акт комплексного характера – кодекс. Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются учредительными (руководящими) органами различных общественных объединений или организаций, выраженные в уставах, регулирующие отношения между членами данных организаций и направленные на реализацию их задач. Из всех видов социальных норм, к.н. наиболее близки по свойствам к нормам права (по существу они и являются одним из видов таких норм).
Монархия – форма правления, при которой глава государства (монарх) получает свои полномочия путем наследования и занимает эту должность пожизненно. Исторически одна из первых форм правления, однако распространена и в современном мире. Мораль - правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. Нормы морали в современном обществе действуют вместе с правом, дополняя его. Само право также должно базироваться на нормах морали (аморальное право не может иметь авторитет в обществе и эффективно регулировать поведение людей). Норма права – правило поведения субъектов, установленное государством и обеспечиваемое при необходимости государственным принуждением. Структура нормы права: включает 3 элемента:
Необходимо помнить, что не каждая конкретная норма соответствует этой структуре. Так, например большинство конституционных норм не содержат всех вышеперечисленных элементов структуры (нормы-принципы) – санкций, как правило, нет вообще, может не быть и иных элементов. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение; Характерные черты: · Это официальный документ (имеет установленную форму и обязательные реквизиты) · Принят уполномоченным органом государства (и по установленной процедуре, если она предусмотрена) · Содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (главный признак – это и есть нормативность, отличающая такие акты от всех иных – напр. правоприменительных). Обычай - правила поведения, складывающиеся в обществе, в результате длительного, многократного повторения каких-либо действий, в результате чего они становятся привычными и обязательными. Исторически – один из первых источников права. В современных государствах роль обычая в целом невелика. В Беларуси применяется крайне ограниченно (только в сфере гражданского права). Общая теория права – общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая основные закономерности возникновения функционирования и развития государства и права, их сущность и социальное назначение, и вырабатывающая общие юридические категории и понятия. Предмет ОТП (то, что она изучает):
Орган государства – структурный элемент аппарата государства, наделенный властными полномочиями и осуществляющий определенные функции государства. Органы государства (вместе с иными элементами) образуют аппарат государства. Отрасль права – система правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (это предмет отрасли), посредством характерного ей метода правового регулирования. Таким образом, критерии деления права на отрасли – предмет и метод правового регулирования. Политический режим – совокупность способов осуществления политической власти. Выделяют 3 вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Право – термин можно рассматривать в 2 значениях:
Признаки права (объективного): 1. Нормативность; 2. Системность; 3. Формальная определенность норм; 4. Особый порядок принятия; 5. Исходит от государства; 6. Обусловлено материальными и духовными потребностями общества; 7. Выражает идеи социальной справедливости; 8. Имеет письменную форму; 9. Является универсальным регулятором общественных отношений. Принципы права (объективного):
Правовая культура – качественное состояние правовой организации общества и функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений. Таким образом – правовая культура – характеристика развития права (в самом широком смысле) в данном обществе и государстве. Чем она выше – тем лучше. Правовая семья – совокупность правовых систем имеющих сходные черты. Можно выделить 3 основных правовых семьи:
Правовая система - совокупность взаимосвязанных юридических средств осуществляющих регулирование общественных отношений, и отражающих качественное состояние правовой организации конкретного государства и общества. Количество правовых систем равно количеству государств (в каждом – своя). Правовое воспитание – систематическая, целенаправленная деятельность государства и иных организаций направленная на:
Правовое государство - государство, ограниченное в своей деятельности правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Признаки правового государства:
Это не исчерпывающий перечень – таких признаков может быть еще больше. В целом можно говорить что п.г. – высшая степень развития государства известная сегодня. В настоящее время в мире не существует государств, в полной мере соответствующих признакам п.г. Возможно только приближение к нему в той или иной степени. Республика Беларусь п.г. не является, несмотря на положения ст.1 Конституции (нам до правового государства как до Луны!). Правовой нигилизм – негативное отношение к праву (конкретного лица, социальной группы или общества в целом), отрицание социальной ценности права как универсального регулятора общественных отношений. П.н. можно рассматривать как форму правосознания – по сути, это один из видов отношения людей к праву. П.н. особенно характерен для тоталитарных режимов – это реакция общества на всеобщие нарушения прав человека, которые свойственны таким режимам. В демократических государствах уровень п.н. должен быть низким (иначе такое государство не может считаться демократическим в полной мере). Правомерное поведение – осознанное, поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им, и обеспечиваемое юридическими средствами. Элементы правомерного поведения: § Субъект; § Объект; § Субъективная сторона; § Объективная сторона. Виды правомерного поведения: см. формы реализации права (реализация осуществляется путем правомерного поведения, отсюда: формы реализации = виды правомерного поведения). Правонарушение – противоправное деяние лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее юридическую ответственность. В зависимости от степени тяжести и общественной опасности подразделяются на преступления (наиболее серьезные, ответственность за них – уголовная) и проступки (менее опасные, ответственность – административная). Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права,и возникающее, (изменяющееся, прекращающееся) при наличии определенных законом обстоятельств (юридических фактов). Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений на основе норм права. Правопорядок можно рассматривать как часть более широкого понятия «общественный порядок». Правосознание – система взглядов и оценок субъектами правовых явлений окружающих их. Правосознание (говоря простым языком) – то, как люди (каждый в отдельности, группы людей, все общество в целом) воспринимают право и относятся к нему. Правоспособность – способность субъектов иметь права и исполнять обязанности. Наступает с рождения (момента регистрации, для юридического лица), прекращается со смертью (ликвидацией юридического лица). Ограничение не допускается. Правоспособность может быть общей (способность иметь любые права – это для граждан), либо специальной (способность иметь права необходимые для достижения уставных целей – это для юридических лиц). Правотворчество - деятельность органов государства по установлению правовых норм. Правотворчество – самое широкое понятие (включает в себя множество видов и форм правотворчества различных органов власти). В качестве особой формы п. часто выделяют законотворчество (деятельность по принятию законов). Применение права - властная деятельность уполномоченных должностных лиц и органов государства, по реализации правовых норм, путем принятия индивидуально – правовых решений. Является особой формой реализации права. Принципы организации государственного аппарата – закрепленные в законе основные начала организации и деятельности государственного аппарата. Для современных демократических государств характерны следующие:
В Республике Беларусь эти принципы закреплены в законе «О государственной службе» от 14 июня 2003 г. (ст.6). Пробелы права - отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права. Для преодоления пробелов применяется аналогия (права или закона). Публичное право – отрасли права, регулирующие отношения государства и его органов с гражданами и иными организациями. Признаки публичного права: · Нормы п.п. связаны с общими (публичными) интересами всего общества · Субъекты в публично-правовых отношениях не равны – один наделен властными полномочиями, другой обязан подчиняться. Метод публичных отраслей права – императивный. Реализация права - воплощение предписаний правовых норм в деятельности конкретных субъектов, путем их правомерного поведения. Виды: Ø Соблюдение; Ø Исполнение; Ø Использование; Ø Применение (особая форма!). Характерная черта реализации права (всех видов) – реализация осуществляется только правомерным поведением. Правонарушение (поведение не соответствующее праву) не является реализацией. Республика – форма правления, при которой главой государства является должностное лицо (президент) избираемое (различным путем) на определенный срок полномочий. Признаки республики:
Система права – это внутренняя организация права, которая обусловлена характером регулируемых общественных отношений, и представляет собой деление права на отрасли (подотрасли), институты и др. элементы. Элементы системы права:
Систематизация права - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему; Виды систематизации: 1. Инкорпорация; 2. Консолидация; 3. Кодификация. Социальные нормы – правила поведения, установленные в обществе для регулирования отношений между людьми. Виды социальных норм: · Обычаи; · Нормы религии; · Нормы морали; · Нормы права; · Корпоративные нормы. Социальные нормы возникают и развиваются вместе с обществом. Они будут существовать в нем всегда. На основе социальных норм возникают нормы права. Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное законом субъективными правами, или на которое возложены обязанности. Для признания субъектом права достаточно правоспособности лица. Субъект правоотношения – это субъект права, вступающий в конкретные правоотношения. В отличие от субъекта права, для субъекта правоотношения необходима помимо правоспособности, дееспособность лица. Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которому государством придана сила закона, обязательного для применения судами при последующем рассмотрении сходных дел. Один из источников права. Характерен для англосаксонской правовой семьи. В Беларуси официально источником не является. Сущность государства - совокупность его черт, определяющих чьи интересы выражает это государство. Сущность – ответ на вопрос «кому служит государство» - всему обществу либо отдельным классам (иным социальным группам). Существует два наиболее распространенных подхода к сущности государства – классовый (государство существует в интересах определенного класса – напр. рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.п.) и общесоциальный (государство работает в интересах всего общества, а не отдельных классов). Общесоциальный подход наиболее демократический и характерен для современных государств. Сущность права – совокупность черт определяющих природу и роль права в обществе. Подходов к сущности множество (выбирай любой!). Сущность права в том, что оно выражает общую волю людей составляющих общества, как результат согласования их интересов. Именно эта черта, позволяет праву быть универсальным регулятором общественных отношений. Типология государства – классификация государств на определенные группы (типы государств) в зависимости от каких-либо признаков характерных этим государствам. Оснований для классификации может быть очень много, наиболее распространены формационный и цивилизационный подходы.
В Советском Союзе безусловно доминировал формационный подход, все иные игнорировались. Тип государства – группа государств объединенных общими признаками (напр. способом производства). Тип государства зависит от объективных условий его существования (исторический период, геополитическое положение и др.). Некоторые государства могут сочетать в себе признаки различных типов. Толкование права – уяснение и разъяснения смысла правовой нормы вложенного в нее законодателем, в целях ее правильной реализации. Аспекты толкования:
Унитарное государство – государство, территория которого является единым целым, и состоит из административно-территориальных единиц, не имеющих юридической и политической самостоятельности (статус их определяется центральной властью). Форма государства - это система и порядок формирования высших органов государственной власти, организация территории государства и порядок взаимоотношений между ее составными элементами, методы осуществления политической власти в стране. Понятие форма государства, таким образом, является комплексным, и включает в себя 3 элемента:
Форма правления – это система высших органов государства, их полномочия, порядок формирования и взаимоотношений между собой и населением страны. Можно выделять 2 формы правления: монархия и республика (каждая имеет свои разновидности). Форма государственного устройства – это организация территории государства, состав, порядок образования, полномочия территориальных единиц составляющих ее, характер их взаимоотношений между собой и с центральной властью. Можно выделять 3 формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Федерация(федеративное государство) – государство, территория которого состоит из территорий субъектов федерации, имеющих политическую и юридическую автономию и являющихся государствоподобными образованиями. Характерные черты федерации:
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность. Любое государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по различным основаниям (напр. внешние и внутренние, постоянные и временные, основные и вспомогательные и др.). Важнейшие функции:
Частное право – отрасли права, выражающие интересы личности. Признаки частного права: § Нормы относятся не к обществу, а к отдельным его личностям; § Субъекты частного права могут реализовывать свои права самостоятельно (без вмешательства государства); § Субъекты частноправовых отношений равны. Юридическая ответственность – особая правовая обязанность правонарушителя претерпеть установленные законом меры воздействия за противоправное деяние. Виды юридической ответственности:
Юридический состав правонарушения – совокупность признаков установленных законом, позволяющих квалифицировать деяние как правонарушение. Элементы состава: § Субъект правонарушения § Объект правонарушения § Субъективная сторона правонарушения § Объективная сторона правонарушения Деяние является правонарушением только при наличии всех элементов состава. Юридические факты – обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей. Виды:
Юридическая техника – совокупность правил и приемов разработки, оформления и опубликования нормативных правовых актов. Юридическая техника обеспечивает издание качественных нормативных актов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям, и способных полноценно осуществлять регулирование общественных отношений (к сожалению, в Беларуси пренебрежение правилами юридической техники приводит к появлению дефективных нормативных актов, пригодных для использования исключительно «в хозяйственных нуждах» - например для заворачивания в них пирожков. Ну, ничего не попишешь – не все изучали общую теорию права…)[26].
[1] Более подробно про частные методы – см. дополнение [2] Более подробно описание школ – см. в дополнении к основному курсу. [3] Кстати неплохая компания для России! Капитализм в этой стране после 1991 г. и в самом деле приобретает коррумпированный колумбийский характер. Пора бы спасать страну, а то и нам достанется… [4] Вообще «ясность – это одна из форм полного тумана» (С) Группенфюрер Мюллер (1945) [5] Термины «механизм государства» и «аппарат государства» являются синонимами (короче – один хрен!). В некоторых работах, однако, указывается на их различия, но это нас, в общем, не касается. Об остальном расскажет Забавский… [6] К сожалению, даже слишком широко. Любой диктатор спешит объявить «свое» государство правовым… От этого оно правовым не станет. [7] Определения упрощены в целях данной темы, более точные – см. в соответствующих разделах. [8] Ну, это не про наших студентов, а про нормальных. У наших проблема только одна – куда поставить у здания института свой лимузин, если все парковочные места уже заняты лимузинами других «студентов». [9] Знаем мы чьи интересы выражают нормы белорусского права… Во всяком случае интересы общества здесь и рядом не лежали – один президент (с маленькой буквы) и его шайка прихлебателей… [10] Хотя в ряде специальных работ указывается на различия между ними, эта точка зрения не является общепринятой. В большинстве случаев, данные понятия рассматриваются как тождественные. А значит и нам не фиг дурить головы самим себе! Нам же проще… [11] Однако такие постановления являются актами официального толкования существующих норм, новых норм права они не устанавливают – в этом их главное отличие от классического судебного прецедента. Вообще проблема судебного прецедента, а континентальной системе права достаточно сложна и в настоящее время здесь нет единой точки зрения. В некоторых работах отмечается, что акты официального толкования, формально не являясь прецедентами, фактически обладают такими чертами, поэтому, в общем, хрен поймешь… [12] Вообще полное название этой группы «Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, других органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь и местных советов депутатов» - уж больно длинно, в таблице не помещалось… [13] Если директива – это указ, следовательно, относим ее к этой группе. Подробнее – см ниже. [14] Ну, это не про нас! Можем менять хоть каждую неделю… [15] Если И.В. будет «возникать» против такой классификации - ссылаться на меня (Прокопов А.А.) [16] Самый детальный источник – 8 глав, 91 статья! Есть все что нужно. Однако мало, у какого студента хватит терпения все это прочитать, а тем более запомнить…Многие вообще не знают о существовании регламента… [17] В некоторых странах допускается вносить законопроект в любую из палат, либо даже в обе сразу (для ускорения рассмотрения – напр. в США). [18] Для ясности: понятия «издание» и «принятие» в общем, синонимы. Однако по отношению к единоличному должностному лицу будем употреблять термин «издание», а по отношению к коллегиальному органу (парламент, местный совет) будем пользоваться термином «принятие». [19] Лучшее средство от «первого взгляда» - посмотреть второй раз. Помогает всегда (или почти всегда…). [20] Кому интересно – читаем специальную литературу, напр. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. – М. Междунар. отношения, 1999 [21] Хотя, похоже, интересны эти черты только одному мне … (С) Prokopoff [22] Но лучше не становиться субъектом таких правоотношений… [23] Ну это видимо про нас с Забавским… Оказывается у нас теоретическое правосознание. А мне казалось у меня, его вообще нет. [24] Как же, дождешься от него защиты! Наша милиция готова разгонять только пенсионеров и студентов. Как только появляются настоящие преступники (которые могут и морду набить), милиция сразу исчезает…Сдается мне, гражданам придется самим защищать свое правомерное поведение… [25] Интересно отметить, что и правомерное поведение, и правонарушение – по сущности одно и то же. И то и другое – это поведение субъекта. Однако правонарушение – это поведение противоречащее нормам права, а правомерное поведение – естественно поведение соответствующее им. Отсюда и понятие состава правомерного поведения. [26] «Основные понятия» подготовлены преподавателем Прокоповым А.А. Автор предупреждает, что не является квалифицированным специалистом в области общей теории права, использование данного материала производиться студентами под свою ответственность. Автор не несет ответственности, за негативные последствия могущие возникнуть в результате использования вышеуказанных материалов. Все высказанные мнения и оценки являются личной точкой зрения автора и могут не совпадать с позицией государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь и иностранных государств.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |