Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российского права 18 страница




Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

- об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

18.3. Налоговое право Российской Федерации

 

Налоговое право является подотраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет или внебюджетный фонд, абстрактность.

В отличие от налога сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Данное понятие "сбор" имеет собирательное значение и дается в таком же значении, в каком оно употреблено в Конституции РФ, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор - это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина - это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательщиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) - включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

- федеральные (общегосударственные) налоги устанавливаются Государственной Думой, взимаются на всей территории Российской Федерации, однако это не исключает возможности их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня;

- региональные налоги устанавливаются и вводятся в действие федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, являются обязательными к уплате на территории соответствующих субъектов. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные льготы, изменять ставку налога (в установленных пределах), порядок, сроки уплаты и форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством;

- местные налоги устанавливаются и вводятся в действие федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоговым кодексом РФ определены следующие виды налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы;

- региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;

- местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Введение на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования иных налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, не допускается.

Итак, налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права составляет:

- группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов;

- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы определена статьей 57 Конституции РФ, при этом законно установленными считаются налоги и сборы, если они установлены федеральным законом и введены в действие в соответствии с действующим законодательством <7>.

--------------------------------

<7> Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1997 - 1998 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова. М., 2000. С. 46.

 

Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является Налоговый кодекс РФ (в двух частях). Первая часть определяет основные начала законодательства о налогах и сборах, устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, определяет круг субъектов налогового права, их права и обязанности, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налогового контроля, регламентирует понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение, определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов. В настоящее время в нее входят основные федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых), ряд региональных налогов (налог с продаж, транспортный налог), а также устанавливаются специальные налоговые режимы.

Налоговое законодательство включает в себя также ряд федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также законы, иные нормативные акты представительных органов субъектов Российской Федерации и нормативные акты представительных органов местного самоуправления, регламентирующие налоговые отношения.

К числу источников налогового права относятся также и подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по отдельным вопросам в сфере налогообложения.

В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладающие определенными особенностями, которые:

- возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов;

- состоят из общих и специальных отношений. Общие возникают между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т.д.

С точки зрения структуры налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания.

К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

- субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: налогоплательщики;

- субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство по налогам и сборам Российской Федерации), таможенные органы России (Государственный таможенный комитет), финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов и финансовые управления (департаменты, отделы) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), правоохранительные органы;

- субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты, специалисты).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал.

Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

 

18.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности

в Российской Федерации

 

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <8>, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <9>, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

--------------------------------

<8> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 32. Ст. 2843.

<9> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

 

При этом финансовое право регулирует далеко не все общественные отношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы, а лишь те, которые связаны с обеспечением публичных интересов и реализацией задач и функций государства. В этой связи вполне справедливым является отнесение к сфере финансово-правового регулирования следующих отношений <10>: между уполномоченными государственными органами и банковской системой в целом или отдельными ее институтами, в которых Центральный банк РФ выступает в роли государственного учреждения в банковской сфере во взаимоотношениях с кредитными организациями.

--------------------------------

<10> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 526 - 530.

 

Финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц, если кредитные организации в данных отношениях наделены государством властными полномочиями.

Среди названных выше отношений, регулируемых нормами финансового права, наиболее значимыми являются отношения между Банком России, представляющим интересы государства и общества при осуществлении денежно-кредитной политики, и остальными институтами банковской системы.

Банковская система - это совокупность разных взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" банковская система в Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банковский сектор экономики страны объединяет рынок депозитов (вкладов) и рынок банковских кредитов.

Банковская система как совокупность банков и других кредитных организаций, оказывающих банковские услуги в виде кредитно-денежного и расчетно-платежного обслуживания, в странах с рыночной экономикой представлена двухуровневой системой:

- центральный банк (эмиссионный или банк правительства);

- коммерческие банки.

В Российской Федерации первый уровень представляет Банк России, который является главным банком Российской Федерации и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В настоящий момент Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

На территории Российской Федерации функционирует разветвленная сеть расчетно-кассовых центров, созданная в целях обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.

Банк России обладает особым статусом, который отличает его от иных государственных органов. Под статусом Банка России понимается его правовое положение, характеризующееся особым порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями, а также объемом и содержанием этих полномочий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" его статус определяется Конституцией РФ, названным Законом и иными федеральными законами, к числу которых относятся Федеральные законы:

- О банках и банковской деятельности;

- О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;

- О реструктуризации кредитных организаций;

- О валютном регулировании и валютном контроле;

- Бюджетный кодекс РФ и др.

В связи с тем что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации, согласно части 1 статьи 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод: Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Действующее законодательство закрепляет систему целей деятельности Банка России:

- защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Говоря о функциях Банка России, следует отметить, что в законодательном порядке закреплен открытый перечень функций Банка России <11>. В частности, Банк России:

--------------------------------

<11> Статья 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

- разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссии наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции на межбанковском кредитном рынке и организует систему рефинансирования кредитных организаций;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также правила осуществления банковских операций;

- обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет эффективное управление своими золотовалютными резервами;

- регистрирует и выдает лицензии на осуществление банковских операций кредитным организациям;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и другие функции.

Второй уровень банковской системы Российской Федерации образуют кредитные организации.

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредита в Банк России на определяемых им условиях.

Кредитные организации значительно отличаются друг от друга по кругу совершаемых банковских операций и сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного фонда и иным критериям.

Классифицируя многочисленные кредитные организации, можно выделить такие виды, как:

- универсальные (совершающие широкий круг банковских операций и других сделок), специализированные (совершающие какой-то один вид банковских услуг);

- региональные и общероссийские;

- акционерные и паевые банки.

Осуществляя банковское регулирование, Банк России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные нормативы. К числу таких нормативов относятся: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; максимальный размер риска на единого заемщика; максимальный размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации и др.

Устанавливая подобные нормативы и контролируя их соблюдение, Банк России влияет на деятельность кредитных организаций и создает условия для их стабильного функционирования.

Как уже отмечалось, Банк России выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций. Лицензия выдается после государственной регистрации кредитной организации без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (лицензия выдается Центральным банком РФ по согласованию с Министерством финансов РФ).

В статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Отказ допускается на основании несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя:

- неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязанностей перед бюджетом за последние три года;

- несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Статья 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" предусматривает основания для отзыва лицензии Банком России у кредитной организации на осуществление банковских операций в случае:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

- установления фактов недостоверности отчетных данных;

- задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

- неисполнения требований законодательства, нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)";

- наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока ее деятельности, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Законом;

- неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

В завершение следует остановиться несколько подробнее на вопросе осуществления Банком России функции валютного регулирования и контроля. Данную функцию Банк России реализует как косвенно (экономическими средствами), так и путем издания нормативных актов. В них, в частности, регламентируются следующие вопросы:

- определение сферы и порядка обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте;

- установление правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;

- установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий, при которых резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

- установление общих правил выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление валютных операций в рамках осуществляемой ими банковской деятельности и выдача таких лицензий;

- установление единых форм учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их представления;

- определение перечня и характера операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки.

Кроме того, Центральный банк РФ самостоятельно осуществляет все виды валютных операций.

С юридической точки зрения доминирующая роль в валютном регулировании принадлежит валютным ограничениям, которые представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.

Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций, то есть получение предварительного разрешения органов валютного контроля (Центрального банка РФ) на совершение сделок или операций с валютными ценностями.

Такого рода лицензии могут быть разовыми, срочными, постоянными; специальными, видовыми, генеральными.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации, помимо Центрального банка Российской Федерации (Департамента валютного контроля Банка России), являются Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, ГТК России, Минфин России и Минэкономразвития и торговли России, МНС России, Счетная палата РФ.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В частности, если Банк России является органом валютного контроля, то уполномоченные банки (банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций) являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Финансовое право как отрасль российского права. В чем особенности его предмета и метода правового регулирования?

2. Определите понятие финансово-правовой нормы, в чем ее особенности?

3. Назовите виды финансово-правовых норм.

4. Источники финансового права.

5. Система финансового права как отрасли российского права.

6. Бюджетное право: понятие и основные источники.

7. Определите понятие "налог", раскройте его основные юридические признаки. Чем налог отличается от сбора?

8. Банковская система Российской Федерации.

 

Глава 19. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

19.1. Понятие муниципального права

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.