Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические предпосылки экономического мышления




Библиографический список

Основные понятия

Предмет экономической теории, методы экономической теории: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и математический аппарат, экономические законы, экономические категории, позитивная и нормативная экономика, меркантилисты и монетаристы, классическая экономическая теория, марксизм и маржинализм, кейнсианство и монетаризм, институционализм.

Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М., 1984.

Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М., 1978.

Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2001.

Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // соч. 2-е изд. Т. 23–25.

Маршалл, А. Принципы политической экономии: в 3 т. / А. Маршалл. М., 1983.

Петти, В. Экономические и статистические работы / В. Петти М., 1940.

Селигмен, Б. Основные течения современной экономической мысли / Б. Селигмен. М., 1968.

Усоскин, Л. Денежный мир / Л. Усоскин. М.: Фридмена. М., 1989.


Глава 2

Экономический образ мышления

Развитие человеческого общества сопровождалось формированием экономического мышления. Это одна из характеристик поведения человека, выделяющих его из мира живых существ. И для человека, и для животных всеобщим условием существования является природа: территория, воздух, вода, солнечный свет и т.д. Все живые существа находят экологическую нишу, вне которой животный или растительный вид погибает. Для человека такой «экологической нишей» стала планета Земля со всем разнообразием ее природных условий. Это было обусловлено двумя причинами: а) уникальным анатомическим, физиологическим, психологическим строением человека; б) возникновением искусственной (техногенной) среды обитания людей. Взаимодействие двух факторов породило третий, не встречающийся в природе, – особую форму взаимоотношений между людьми при помощи и на основе обмена материальными и духовными благами.

Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, дает экономика. По мнению А. Смита, человека отличают способность к труду и склонность к обмену.

На первый взгляд, все элементы процесса труда, которые есть у человека, можно найти и у животных; многие из них осмысленно преследуют свою цель, пользуются орудиями (даже каменными!), строят дома и прокладывают дороги. Но деятельность животных направлена только на удовлетворение непосредственных потребностей особи или на воспроизводство вида. Иное дело – человек. Продукты его трудовой деятельности имеют не только личный, но и всеобщий (общественный) характер. Например, зачем жителю средней полосы России тратить большие усилия на выращивание избытка овощей на своем садовом участке? Не лучше ли потратить время и средства на другие дела? Усилия, затраченные на выращивание «лишних» овощей, становятся целесообразными при условии обмена последних на иные продукты. Косвенный характер такой деятельности очевиден: производить для других, чтобы получать для себя. Путь от момента создания продукта до его потребления удлиняется. Ни одно животное не позволит себе подобной нерациональной траты сил.

Одновременно с формированием человека шел процесс развития общества, в котором при помощи обмена, удлинявшего путь каждого отдельного продукта, сокращалось время получения людьми всех созданных ими продуктов.

Возникновение косвенного способа приобретения продуктов при помощи обмена дало толчок развитию материального производства. Чем большее количество благ создавал отдельный человек, тем богаче становилось общество. Для этого в трудовую деятельность вовлекались все новые и новые ресурсы (производительные силы), интенсифицировались природные процессы. Человек больше не приспосабливается к природе, как это делает любое другое живое существо, а переделывает ее с целью максимально эффективного обмена веществ, энергий и информации. Чтобы производить многочисленные предметы, обменивать их, человеку нужно развивать определенные способности и, что не менее важно, потребности в подобных предметах.

Изменения в анатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировали постоянное возникновение новых потребностей. При этом следует говорить не о безграничности человеческих потребностей, а о постоянном их возрастании (возвышении) как условии сохранения и развития человечества. Противоречие между ограниченностью ресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постоянным возрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.

Процесс становления человека и общества – антропосоциогенез – охватывает, по данным антропологов, период около двух миллионов лет. За это время происходило формирование человека современного физического типа, возникли труд, элементы техники и техногенной среды, зачатки регулярного обмена, прототипы магии, религии, искусства.

Антропологи по-разному называют формирующегося человека, ориентируясь прежде всего на анатомические особенности. Напротив, мы попробуем выделить то, что свойственно человеку как субъекту процесса труда, лежащего в основе зарождающейся экономической деятельности. Нас будут интересовать не орудия труда (это предмет исследования археологов), а особенности экономического поведения формирующегося человека. Его цель – максимизация продуктов (благ), необходимых для удовлетворения растущих потребностей. Но каждому человеку нужны различные блага. Существует ли способ сведения их воедино, максимизации всей совокупности необходимых человечеству благ?

На поставленный вопрос нельзя ответить посредством количественной оценки, например, путем сравнения тысячи тонн (это лучше) и тонны какого-либо продукта (это хуже). Тысяча тонн удобрений, завезенная на участок, может стать источником загрязнения участка. Для того чтобы человек действовал экономически целесообразно, в его сознании с самого начала должен включиться механизм оценки производимых благ. Вот как он характеризуется в современной социологической (социально-психо­логической) литературе: «Человеку свойственно оценивать. Он дифференцирует, сортирует и упорядочивает все объекты, с которыми сталкивается. Он предпочитает большее количество благ, имеющих положительную оценку. Но любое фиксированное приращение положительного блага оценивается все ниже, по мере того, как растет его общее количество, доступное для индивида»[5]. Особенности поведения человека позволили дать следующую характеристику: «Максимизирующий человек признает, что все ресурсы, включая его собственное время, ограничены. Каковы бы ни были эти ресурсы, человек стремится обеспечить себе наилучшее положение при тех ограничениях, с которыми он сталкивается»[6].

Возвышение потребностей предполагает экономическое развитие общества. Прогресс связан с развитием материального производства, освоением новых ресурсов и сил природы. В своей основе – это локальный процесс, так как природные ресурсы расположены неравномерно. Появляется неравенство между различными хозяйственными общинами. Наиболее бедные из них мало что могут предложить в обмен. Возникает тенденция обособленного развития: та или иная община, стремясь все делать сама, превращается в замкнутый социально-экономический организм, где люди связаны друг с другом не столько обменом, сколько разделением и кооперацией труда в процессе производства, продукты которого делятся (распределяются) между членами общины. Такая форма организации производства и обмена называется натуральным хозяйством.

Сдерживая обмен, натуральное хозяйство устанавливает границы экономического развития. Однако у него есть и огромное историческое достоинство. На принципах натурального хозяйства в период первичного освоения человеком громадных пространств для нужд земледелия сформировались народы и страны (Древний Египет, Шумер, Древний Китай). Это дало возможность представлять население как экономическое целое.

Развитие натуральной формы хозяйства до размеров целой страны предполагает не только единство, но и определенную организацию населения. Этнографы и историки детально исследовали этот вопрос и пришли к выводу, что соответствующая социальная организация имеет форму пирамиды, на вершине которой находятся господствующие слои и классы. Между различными слоями населения возникают разделение и кооперация труда для достижения важных хозяйственных целей, например для создания ирригационных сооружений.

А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» описывает мануфактуру. Она представляет собой конвейер эпохи ремесленного производства. Если отдельный ремесленник делает все изделие, то в мануфактуре рядом посажены много человек, каждый из которых осуществляет свою операцию. Возникает разделение труда внутри производства. При этом от работников не требуются прежние навыки выполнения всех операций, достаточно быстро и хорошо делать что-то одно. Таким образом, предметы и орудия труда остаются теми же, работники – даже менее обученными, а эффективность труда повышается многократно.

Из внутренних закономерностей производства возникает тенденция его иерархической организации. Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способный экономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодного использования. Новой производительной силой выступают экономические отношения между людьми, воплощенные в разделении и кооперации труда. Но экономическое мышление индивида ограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос на необходимый, заранее известный товар. И наоборот, натуральный производитель не рассматривает рынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законы сферу деятельности.

2.2. Понятие «человек экономический»

Человек может выжить и комфортно существовать, когда он способен самообучаться, реагировать на условия окружающей среды и ориентироваться в ней. Однако в отличие от природных экосистем общественные системы чрезвычайно сложны и имеют опосредованную форму проявления. Вопрос о существовании у них внутреннего регулятора одним из первых поставил Т. Гоббс, считавший, что общество успешно справляется со своими проблемами потому, что имеет организующее начало, исходящее от верховной власти. Иной ответ дал А. Смит. Он предположил существование некоего «стихийного», т.е. объективного, действующего независимо от воли отдельных личностей, механизма общественной координации человеческих действий.

Для любого человека побудительным мотивом хозяйственной деятельности является своекорыстный интерес. По мнению А. Смита, преследовать такой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям. Люди, помогая друг другу, одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них – эгоист и печется только о своих интересах. «В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные цели, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это»[7].

Такого человека можно называть по-разному. Предшественник А. Смита – философ К.А. Гельвеций характеризовал его как естественного человека и утверждал идею природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Последователи А. Смита назвали такого индивида «homo economicus» («человек экономический»).

Представим себе строительство. В нем занято множество людей: каменщики кладут стены, плотники настилают полы, сантехники устанавливают оборудование. Каждый, казалось бы, преследует свои цели, но все вместе они возводят дом. Общественные цели производства (в нашем примере – строительство дома) не просто складываются из суммы личных желаний и стремлений – они существуют объективно и находят свое выражение в системе разделения и кооперации труда.

Правда, при этом встают два вопроса: а) как узнают участники разделения и кооперации труда об общих целях? б) что их стимулирует следовать этим целям?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, вновь обратимся к работе А. Смита. Он был одним из первых, кто задумался над тем, как существует современное общество, основанное на разделении труда: «Сколько разнообразного труда нужно для приготовления инструментов, которыми работает самый незначительный из рабочих, например ножницы, которыми пастух стрижет овец? Нужно, чтобы рудокоп, строитель горна, в котором плавится руда, дровосек, угольщик, доставляющий уголь для горна, кирпичник, каменщик, кузнец, ножовщик, – нужно, чтобы все эти представители различных ремесел соединились вместе для производства этих ножниц»[8]. Кто организует труд всех этих людей? Кто указывает им, что и сколько нужно произвести? Здесь командуют цены. Производители шерсти предъявляют спрос на ножницы. Под влиянием спроса и предложения образуется их рыночная цена. Сообразуясь с объемом своего предложения по этой цене, производители ножниц предъявляют спрос на металл и т.д. Если, допустим, спрос на ножницы повышается, то повышается и цена ножниц, в силу чего их производители смогут привлечь большее количество металла. Все участники этого процесса принимают решения самостоятельно, не получая никаких распоряжений из центральных органов, повинуясь лишь изменениям цен. Можно привести современный пример (заменив ножницы компьютерами) – в любом случае цена возникает не по чьей-то прихоти; она отражает взаимодействие объективных сил и выполняет важнейшие экономические функции.

Цена регулирует спрос покупателя, передавая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать. Цена же подсказывает производителю (продавцу), какое количество товара ему следует изготовить (доставить на рынок). В результате продавцы продают все, что они хотели бы продать по этой цене, а покупатели покупают все, что хотели бы по этой цене купить. Причем продавцы и покупатели заключают сделки добровольно, руководствуясь лишь собственными интересами, т.е. сделка выгодна для обеих сторон. «Не от благотворительности же, в самом деле, булочника или мясника ждем мы обеда, а от их стремления к своим же собственным интересам», – писал А. Смит[9].

Модели «человека экономического» соответствует гипотеза рациональности потребления, широко используемая в экономической теории. С точки зрения экономиста, поведение является рациональным, если субъект (потребитель) стремится получить на свои деньги максимум удовлетворения. Если назвать это удовлетворение словом «полезность», то гипотеза о рациональном поведении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Споры о справедливости рассматриваемой гипотезы ведутся по сей день. Действительно, в состоянии ли человек, подобно компьютеру, мгновенно сравнивать множество вариантов и выбрать оптимальный?

Представляется все же, что гипотеза рациональности отражает главное в поведении субъекта – желание израсходовать свои деньги самым эффективным способом. «Рациональность, пожалуй, является более важным компонентом гипотезы, нежели максимизирующее поведение. Рациональное поведение направлено на достижение некоторой цели, выраженной функцией полезности. Это, в частности, означает, что индивид не захочет сознательно пожертвовать той или иной целью в рамках множества своих возможностей. Ограниченные вычислительные возможности компьютеров и человеческого мозга, издержки сбора и анализа информации, а зачастую и широко распространенная неопределенность не позволяют выразить рациональное поведение непосредственно в терминах максимизации. Вместо этого рациональное поведение создает некоторый набор более или менее сознательных правил действия»[10].

Таким образом, поведение, соответствующее модели «homo economicus», означает максимизацию выгоды при минимуме затрат. В условиях товарообмена «человек экономический» стремится к максимизации своего денежного дохода в рамках рыночных правил и институтов. Если это продавец, то он должен снижать издержки, улучшать качество своего товара, идти на риск. Если это покупатель, то в рамках личного бюджета от стремится покупать дешевле и по той же цене приобретать товар более высокого качества.

А как быть с поговоркой «не обманешь – не продашь»? Является ли обман (обсчет, мошенничество, подделка купюр) элементом рыночного экономического поведения? Возникает проблема асимметричной информации. Действительно, возможны ситуации, когда информация между покупателем и продавцом распределяется неравномерно. Так, продавец знает о своем товаре все, а покупатель – далеко не все. Асимметричная информация порождает интерналии, когда выгоду или издержки, которые не были оговорены при заключении сделки (контракта), получает одна из сторон. Иными словами, экономическое поведение, т.е. следование своим частным интересам, может выражаться и в оппортунизме.

Этот термин в экономической теории означает экономическую недобросовестность, предоставление заведомо искаженной или неполной информации контрагентами обмена. Оппортунизм усложняет решение задач экономической организации и координацию действий людей из-за возрастания издержек на выявление и пресечение асимметричной информации. «Оппортунизм – это раздражающий источник “поведенческой” неопределенности, вызывающий немалые проблемы в экономических сделках. Эта неопределенность исчезла бы, если бы индивиды совершенно открыто стремились достичь для себя преимуществ или, напротив, если можно было бы предположить их полную субординацию, самоотречение и послушание»[11].

Итак, поведение экономических субъектов не исключает оппортунизма. Важно помнить: субъект рынка, стремящийся путем обмана получить прибыль, – это «игрок» в игре с краткосрочным временным горизонтом. В долгосрочном периоде его рано или поздно остановят, так как асимметричная информация, исходящая от него, будет прервана соответствующими институтами, функционирующими в рыночной экономике: государством в лице судебных органов, ассоциациями потребителей и т.п. В конечном счете оппортунистическое поведение может оказаться невыгодным для самого его носителя, так как цивилизованный рынок выводит из игры таких участников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.