Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение




На рынке со спросом взаимодействует предложение. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Оно определяется производством, но не совпадает с ним. При одном и том же объеме производства в зависимости от цен на товары и услуги предложение изменяется.

График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже.

Построим график предложения пшеницы, предположив, что все остальные факторы, влияющие на предложение, кроме цены данного товара, остаются неизменными (цены на ресурсы, налоги и т.д.). Для построения графика используем гипотетические данные, представленные в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Данные для графика предложения пшеницы

Номер положения Цена за 1 т, р. Р Объем предложения в месяц, млн т Qs
  4 200 5,1
  3 600 4,6
  3 000 4,0
  2 400 3,3
  1 800 2,6
  1 200 1,6
    0,0

Из табл. 6.2 видно, что при более высокой цене количество товара, которое производители желали бы предложить к продаже, увеличивается, так как более выгодным становится выпуск данного продукта, большее количество фирм может покрыть свои издержки и получить прибыль.

На основании данных табл. 6.2 построим график предложения пшеницы (рис. 6.3).

На графике видно, что в отличие от снижающейся кривой спроса кривая предложения имеет восходящий вид. Таблица и график показывают, что между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара на конкурентном рынке существует прямая связь, которая называется законом предложения: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то объем их предложения увеличивается.

 
 

 


Рис. 6.3. График предложения пшеницы

При высокой цене на пшеницу сельскохозяйственные работники будут освобождать часть земли из-под посевов ржи, кукурузы или других культур и использовать ее для выращивания пшеницы. Кроме того, каждое коллективное или фермерское хозяйство будет в состоянии при более высоких ценах на пшеницу покупать больше удобрений, применять более производительные машины, нанимать больше рабочих. Они могут выращивать пшеницу на менее плодородных участках. Поэтому на конкурентном рынке при росте цен на продукцию действует тенденция к увеличению ее производства и предложения.

Вместе с тем прямая зависимость объема предложения от цены товара на практике бывает менее выраженной, чем обратная зависимость объема спроса от цены. Это объясняется тем, что возможности увеличения производства продукции при более высоких ценах на нее не являются беспредельными. Они связаны с чрезмерной интенсификацией производства, ограниченной производительностью техники, увеличением рабочего времени. Поэтому при определенном уровне цен дальнейший их рост уже не приводит к тому, что производители станут наращивать дальнейший выпуск продукции.

При построении кривой предложения мы исходили из того, что цена данного товара является главным фактором, определяющим величину его предложения на рынке. При этом предполагалось, что все остальные неценовые факторы остаются постоянными. Однако в действительности изменение неценовых факторов влияет на положение кривой предложения и смещает ее вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

К основным неценовым факторам предложения относятся:

цены на ресурсы;

технология производства;

цены на другие товары;

ожидания изменения цен;

налоги и дотации;

число продавцов на рынке.

Рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. График предложения при этом смещается влево от первоначального положения. Снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения и смещает кривую предложения вправо.

Совершенствование технологии позволяет более эффективно, с меньшими издержками на единицу продукции осуществлять производство и увеличивать предложение. График предложения смещается вправо.

Увеличение налогов при тех же ценах уменьшает прибыль производителей и ведет к сокращению предложения товаров на рынке и сдвигу кривой предложения влево. Рост дотаций, напротив, способствует увеличению предложения, так как субсидии государства означают, что оно берет на себя покрытие части издержек производителей и позволяет им выпускать больше продукции. График предложения при этом смещается вправо. Снижение налогов или дотаций ведет к противоположным изменениям предложения.

Рост цен на один товар при прочих равных условиях способствует снижению предложения другого товара, который является его заменителем, так как производить первый товар становится относительно выгоднее. График предложения второго товара сместится влево. Увеличение цен на один товар повлияет на увеличение предложения другого, сопутствующего товара, что приведет к сдвигу кривой предложения второго товара вправо.

Ожидания повышения цен обычно сдерживают текущее предложение данного товара с целью последующей его продажи по более высокой цене. График предложения сместится влево.

Увеличение количества продавцов при данном объеме производства каждой фирмы ведет к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

Различают понятия «изменение объема (величины) предложения» и «изменение предложения».

Изменение объема (величины) предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения, т.е. является переходом от одной комбинации «цена – количество товара» к другой на том же графике предложения.

Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

Изменение объема предложения означает перемещение по кривой предложения. Изменение предложения подразумевает смещение кривой предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.