Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы ценообразования на факторы производства




Библиографический список

Основные понятия

Несовершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, показатель монопольной власти Лернера, индекс Херфиндаля – Хиршмана, закрытая монополия, открытая монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация, модель Курно, ценовое лидерство, ломаная кривая спроса олигополиста, теория игр, методы неценовой конкуренции.

Введение в рыночную экономику: учеб. пособие / под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М., 1994. Ч. 11. Гл. 12.

Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 8, 9.

Ильяшенко, В. В. Микроэкономика: учеб. пособие. 2-е изд., доп. / В. В. Ильяшенко. Екатеринбург, 2004. Темы 7,8.

Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2001. Гл. 7.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003. Гл. 24, 25, 32.

Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. М., 1999. Темы 7, 8, 9.

Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс / Н. Г. Мэнкью. СПб., 1999. Ч. 5.

Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. М., 2001. Гл. 8.

Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М., 1992. Гл. 10, 11, 12.

Самуэльсон, П. А. Экономика / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхауз. М., 1997. Гл. 9, 10.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2001. Гл. 11, 14.

Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. М., 1996. Гл. 6.


Глава 11

Основы теории ценообразования
на факторы производства.
Рынки экономических ресурсов

В настоящее время в экономической теории принято выделять четыре вида экономических ресурсов (факторов производства): природные ресурсы (земля), труд, капитал (инвестиционные ресурсы), предпринимательские способности. Наиболее распространенным и популярным среди современных экономистов является анализ ценообразования на экономические ресурсы, основанный на теории спроса и предложения и теории предельной производительности. Чтобы произвести товары и услуги, фирмам необходимо приобрести факторы производства на рынке ресурсов, на которых на стороне предложения выступают домохозяйства – владельцы ресурсов, а на стороне спроса – фирмы (производители продукции). Для фирм цены на ресурсы являются издержками, а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.

На рынках труда, земли, капитала и предпринимательских способностей формируются такие виды доходов на факторы производства, как заработная плата, рента, ссудный процент и прибыль.

Цены на ресурсы определяют их распределение между отраслями и фирмами и воздействуют на их соотношение в производственном процессе.

Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовую продукцию, изготовленную с помощью данных ресурсов. Изменение спроса на ресурсы зависит от изменения спроса на соответствующие товары и услуги. Таким образом, спрос на ресурс будет зависеть от производительности ресурса и цены товара, который производится с его использованием.

Рассматривая спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности, делаем допущение, что фирма покупает ресурс на конкурентном рынке и продает свой товар тоже на конкурентном рынке. Предельный продукт ресурса МР – это добавочный продукт, полученный в результате увеличения ресурса на одну единицу при неизменной величине остальных факторов. Предельный продукт в денежном выражении MRP – прирост общего дохода в результате применения дополнительной единицы переменного ресурса. MRP будет зависеть от производительности ресурса и цены его единицы.

Величина прироста издержек на ресурсы при использовании каждой дополнительной единицы ресурса называется предельными издержками на ресурс MRC. Фирме выгодно увеличивать ресурс до той точки, в которой MRP = MRC.

График спроса на данный ресурс – это график предельного продукта ресурса в денежном выражении MRP. В результате действия закона убывающей отдачи (доходности) кривая спроса на ресурс понижается (рис. 11.1).

 
 

 

 


Рис. 11.1. Спрос на ресурс в условиях конкурентного рынка

Поскольку на конкурентном рынке цена продукта Р = MR, то цена на ресурсы также равна предельным издержкам на ресурс. В частности, на конкурентном рынке труда ставка заработной платы и MRC равны, следовательно, фирма будет нанимать рабочих, пока MRC (ставка заработной платы) не станет равной MRP. Если фирма продает продукцию на рынке несовершенной конкуренции, то кривая спроса на ресурс MRP менее эластична, чем в условиях чистой конкуренции. В этом случае производитель менее склонен к тому, чтобы производить больше продукции при снижении цен на ресурс и, соответственно, использовать больше ресурсов, так как увеличение объема выпуска требует снижения цены продукта.

Кривую рыночного спроса на ресурс можно получить, суммируя кривые спроса всех фирм-потребителей этого ресурса.

Колебания спроса на ресурс (сдвиг кривой спроса) обусловливаются изменениями: спроса на продукт, производимый с помощью данного ресурса; цены на продукт; производительности ресурса; цен на другие ресурсы. В свою очередь, производительность ресурса может изменяться в результате повышения его качества или роста количества и качества применяемых вместе с ним ресурсов.

Реакция фирм-производителей на изменение цены ресурса (эластичность спроса на ресурс) будет тем меньше, чем меньше коэффициент снижения предельного продукта данного ресурса, больше число ресурсозаменителей, выше эластичность спроса на продукт, больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства. Изменения в ценах на один ресурс могут вызвать колебания спроса на другие ресурсы в зависимости от их дополняемости или заменяемости.

В отношении ресурсозаменителей действуют эффект замещения и эффект выпуска продукции. Если эффект замещения перевешивает эффект выпуска продукции, то изменение в цене ресурсозаменителя вызовет однонаправленное изменение в спросе на ресурс. В противном случае изменения будут разнонаправленными. В отношении взаимодополняемых ресурсов действует только эффект выпуска продукции, поэтому изменение в цене взаимодополняемого ресурса приведет к противоположному изменению спроса на данный ресурс (снижение издержек за счет падения цены ресурса позволяет наращивать выпуск продукции, что вызывает рост спроса на ресурсы).

Фирма-производитель стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль, приобретая ресурсы и определяя их оптимальное соотношение. Наименьшие издержки будут соответствовать такому соотношению ресурсов, при котором предельный продукт на единицу цены каждого вводимого ресурса один и тот же:

В свою очередь, максимальная прибыль обеспечивается таким соотношением ресурсов, при котором цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении:

Так как на рынках несовершенной конкуренции МRС > Р, то для всех рынков правило максимизации прибыли можно представить как

где – предельная доходность труда;

– предельная доходность капитала;

– предельные издержки на труд;

– предельные издержки на капитал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.