Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство радиаторов и термостатов




Радиатор состоит из верхнего 2 (рис. 165, а) и нижнего 11 баков,
сердцевины 1 и деталей крепления. Обычно применяют трубчатые серд-
цевины, представляющие собой несколько рядов вертикальных круглых
или овальных (рис, 165,6) латунных трубок
13. Для увеличения поверх-

Рис. 165. Радиатор и его детали:

а —радиатор: / — сердцевина водяного радиатора; 2 —верхний бак; 3 — тяга управления жалюзи;
4 — крышка заливной горловины; 5, 8 — неподвижные планки; 6 — система рычагов; 7 — подвижная
планка;
9 — строрка; 10 — краник; // — нижний бак; 12 — масляный радиатор; б —трубчатая серд-
цевина:
13 — трубка; 14 — пластины; в — крышка горловины радиатора с паровоздушным клапаном:
1 — пароотводная трубка; 2 — паровой клапан; 3 — пружина парового клапана; 4 — запорная пру-
жина; 5 —корпус крышки; 6 — горловина радиатора; 7, в —резиновые прокладки;
9 — воздушный
клапан;
10 — пружина воздушного клапана; 11 — седло воздушного клапана.

ности охлаждения трубок и повышения их жесткости на трубки надеты
и припаяны к ним тонкие латунные пластины
14. Верхние и нижние ба-
ки радиаторов и боковины, которые скрепляют их, отлиты из чугуна или
сделаны из латуни. Верхний бак
2 (рис. 165, а) радиатора имеет горло-
вину, плотно закрывающуюся крышкой 4, а нижний 11 — краник
10 или
пробку для слива воды из системы. У сердцевин некоторых радиаторов
концы трубок немного выступают над крайними пластинами — так на-
зываемыми трубными досками, которые сделаны из более толстого, чем
пластины
14, листового металла.

На большинстве тракторных двигателей верхний и нижний баки
крепятся болтами к трубным доскам. Между сердцевиной и баками
устанавливаются прокладки. Для придания радиатору необходимой
прочности его верхний и нижний баки скрепляются стальными (Д-50 и
А-41) или латунными (Д-240, ГАЗ-52) боковинами (стойками). Радиа-
торы двигателей ГАЭ-53 изготовлены из алюминиевого сплава.

У двигателей ЗИЛ-130, Д-240 и некоторых других для смягчения
колебаний, передаваемых от рамы к радиатору, в местах соединения
радиатора с рамой устанавливают резиновые прокладки.

Для регулирования интенсивности обдува водяного радиатора пе-
ред ним устанавливается шторка
12 (рис. 163) или жалюзи (рис. 165 а).

Жалюзи радиатора двигателя ГАЭ-53 состоят из горизонтальных
створок
9 (рис. 166, а и б), шарнирно закрепленных в каркасе 10 и на
подвижной планке
11. Системой рычагов и тяг 13 подвижная планка И
связана с рукояткой 14 управления жалюзи, размещенной в кабине. При
помощи рукоятки
14 створки могут быть полностью открыты, закрыты
или поставлены в промежуточное положение. В зависимости от степени
открытия створок через радиатор проходит большее или меньшее коли-
чество воздуха. Устройство жалюзи других двигателей мало отличает-
ся от рассмотренного выше.

Радиаторы тракторных и комбайновых двигателей спереди закрыты
облицовкой с предохранительной сеткой.

При повышении давления внутри системы охлаждения или при об-
разовании разрежения в ней систему охлаждения необходимо соединять
с атмосферой. Эту функцию выполняют паровой и воздушный клапаны.

Принцип работы и устройство этих клапанов у всех двигателей оди-
наковы. Обычно они расположены в крышке
4 (рис. 165, а) горловины
радиатора.

Паровой клапан 2 (рис. 165, в) открывается в случае избыточ-
ного давления в системе, равного 0,03—0,04 МПа, и пар из системы ох-
лаждения выходит по трубке 1 в атмосферу. При таком давлении тем-
пература незакипевшей воды в радиаторе может достигнуть 109—111° С,
вследствие чего представляется возможность несколько повысить тепло-
вой режим двигателя.

Рис. 166. Устройство и управление жалюзи радиатора двигателя ГАЗ-53: а — радиатор с жалюзи; б — жалюзи и их привод; / — верхний бак; 2— пароот- водная трубка; 3— датчик контрольной лампы; 4— крышка наливной горловины; о — трубка". 6— охлаждающая пластина; 7 — краник для елнва воды; 8 —ниж- ний бак; 9 —створка; 10— каркас; // — подвижная планка; 12— трос; 13 —си- стема рычагов и тяг управления жалюзи; 14 —рукоятка.

 

Воздушный клапан 9 служит
для предотвращения деформации
трубок радиатора, когда при осты-
вании воды в системе охлажде-
ния образуется разрежение. Он
открывается, если разрежение
достигает 0,001—0,01 МПа, и тог-
да в систему охлаждения двига-
теля по трубке 1 поступает воз-
дух.

Патрубки радиатора, головки
цилиндров и блок-картера обыч-
но соединяются гибкими шлан-
гами, которые зажимают на па-
трубках специальными хомути-
ками.

Радиатор дизелей ЯМЗ сое-
динен с расширительным баком.
Расширительный бак дизелей
ЯМЗ различных модификаций и
некоторых других оборудован па-
ровоздушным клапаном.

Термостат служит для ускорения прогрева воды при запуске
двигателя и автоматического поддержания ее температуры в опреде-
ленных пределах.

На дизелях Д-50, Д-240, ГАЗ-52, ЯМЭ-238НБ используются жид-
костные термостаты с двумя клапанами (рис. 167), а у двигателей
ГАЭ-53 применен термостат с одним клапаном.

Рассмотрим устройство и работу двухклапанного жидкостного тер-
мостата. Главная часть термостата — гофрированный баллон (силь-
фон) 1 — изготовлен из тонкой листовой латуни и частично заполнен
легко испаряющейся жидкостью. Нижней тарелкой сильфон припаян к
кронштейну
9, укрепленному в корпусе 3 термостата. К верхней тарел-
ке сильфона припаян вспомогательный клапан
4 и шток 11 с основным
клапаном 7. Термостат устанавливают в патрубке, отводящем воду из
головки цилиндров в радиатор, или в специальном корпусе (двигатель
Д-50) так, чтобы сильфон был обращен в сторону водяной рубашки.
На конической боковой поверхности корпуса 3 термостата имеется два
окна
5. В тарелке основного клапана 7 сделано небольшое отверстие 8
для выпуска воздуха при заполнении системы охлаждения водой.

При температуре воды ниже 68°С основной клапан 7 (рис. 168, а)
плотно прижат к седлу, и вода из головки цилиндров через окна
5 по-
ступает по патрубку
2 в насос 8, а затем в водяную рубашку блок-кар-
тера. Это малый круг циркуляции воды. Количество воды, циркулирую-
щей в этот период работы двигателя, невелико, и, так как вода не про-
ходит через радиатор 6, она быстро нагревается.

С повышением температуры воды жидкость в сильфоне начинает
переходить в насыщенный пар, и давление в сильфоне увеличивается.
Вследствие этого при температуре воды от 68 до 72° С основной кла-
пан 7 постепенно открывается, а вспомогательный клапан
4 прикрыва-
ет окна 5. При этом одна часть воды будет проходить по малому кругу,
а другая — через радиатор по большому кругу циркуляции (водяная ру-
башка головки цилиндров—термостат—радиатор—насос—водяная ру-
башка блок-картера). Чем больше открывается основной клапан, тем
больше воды циркулирует через радиатор.

Рис. 167. Термостат с двумя клапанами: 1— гофрированный баллон (сильфон); 2, 6 — прокладки; 3— корпус термостата; 4 —вспо- могательный клапаи; 5 —окна; 7 —основной клапан; S —отверстие для выпуска воздуха;9 —кронштейн; 10— направляющая штока; И — шток; 12— патрубок.

Когда температура воды достигнет 86° С, основной клапан пол-
ностью откроется (рис. 168,6), а вспомогательный клапан полностью
закроется, и вся вода будет циркулировать через радиатор.


14 А. ГЛ. Гуреввч, Е. М. Сорокин
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.