Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Верно или неверно?




1. Оптимизация — это стремление получить максималь­ный результат.


 



См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983. — С. 237.


Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60.


2. Оптимизация — это достижение максимального резуль­
тата при минимальных затратах времени.

3. Оптимизация — это достижение требуемых результа­
тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.

4. Критерий оптимизации — ориентир достижений.

5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви­
тия учебно-воспитательного процесса.

6. Инновации должны быть сориентированы на достиже­
ние идеальных результатов обучения и воспитания.

7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв­
ляется инновацией.

8. Оптимизация направлена на снижение педагогических
требований.

9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе­
дагогической системы.

10. Оптимизация педагогической системы требует эконо­
мических инвестиций.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педа­гогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамичес­кими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т.д., а требует выбора именно оптимальной меры их приме­нения.

К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе­
му закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех
компонентов системы.

4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин­
новационного процесса со все более высокими задачами и бо­
лее совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется


начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогическо­го процесса, из которого рождается движущая сила его про­гресса.

Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оп­тимизация предполагает приспособление педагогического про­цесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает но­вые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Гут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, го это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успеш­ного течения процесса. Таково непреложное требование опти­мизации.

Практически оптимизация начинается с того, что по опре­деленным критериям оценивается достигнутый уровень обу-ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем про­ектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внед­ряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обес­печить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможны­ми, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклас­сную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, де­лается вывод о степени оптимизации.

Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8),
которая органически вытекает из закономерностей и принци­
пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон­
кретных мер. Способом оптимизации Ю.К. Бабанский называ­
ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников,
которая заранее ориентирована на получение максимально
возможной в данной ситуации эффективности обучения при
соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време­
ни (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и
учителей1.;

1 См.: Бабанский Ю.Х. Отптимизация процесса обучения. — М., 1977. —
С. 243..



Система способов оптимизации

Обеспе­чение условий

Комплек- сирование задач

Конкре­тизация задач

Выбор темпа

Диффе­ренциация обучения

Генерали­зация со­держания

Координа­ция содер­жания

Выбор структуры

Выбор варианта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.