Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические причины и факторы




Контрольный тест

1. Что собой представляет процесс обучения?

2. Какие признаки характерны для понятия процесса обучения?

3. Что называется дидактикой?

ззо


Щ1 Литература для самообразования

Беспаль/со В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. —

М., 1991.

Брайан С. Общество и образование. — М., 1989.

Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. — М., 1989.

Георгиева Т.О. Высшая школа США на современном эта­пе. — М., 1989.

Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищу-ка. — Киев, 1987.

Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.


Михайлов Ф.И., Казакова Е.И. Школа — взгляд на мир. — Л., 1989.

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики — М 1984.

Теоретические основы содержания общего среднего об­разования / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — М 1983.

Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества — М., 1990.


ТЕМА 2


ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ


 


I—.—

|339

I—•—

|343

|——

|353


Дидактические причины и факторы

Факторный анализ в дидактике

Комплексное влияние факторов

Кривые обучения


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Минимально необходимое время (в минутах)

изучения материала темы (МНВ)................................................................................. 40


Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................


0,80


 


Время (в минутах), необходимое для полно­
ценного усвоения знаний....................................


.240


I


На течение и результаты дидактического процесса влияет большое количество разнообразных причин. Их так много, они настолько многообразны и часто завуалированы сопутствую­щими, что невольно закрадывается сомнение, а можно ли во­обще разобраться в этом невообразимо сложном переплетении влияний. Не зря обучение называют искусством. Только хоро­шо развитая педагогическая интуиция, натренированное учи­тельское чутье позволяют лучшим из наших коллег, мастеров педагогического труда правильно угадать направленность и действие главных причин и, опираясь на их учет, достигать на­меченных результатов. Если же дидактический процесс разви­вается по непонятному для педагога сценарию, то он ведет к непредвиденным, часто нежелательным последствиям.

Научной теории, которая позволяла бы объективно анали­зировать влияние всех причин обучения, пока нет, как нет у дидактики и иного пути, чем постепенно, шаг за шагом пре­одолевая бесконечные препятствия, приближаться к созданию непротиворечивой картины комплексного влияния всех при­чин на протекание и результативность дидактических процес­сов. А поэтому если педагоги стремятся научиться управлять процессом обучения, достичь заданного уровня обученности в установленные сроки, то они должны в полном объеме овла­деть знаниями всех тех причин, от которых зависят конечные результаты. Иного пути принципиально не существует.

В нашей нынешней педагогической терминологии причи­ны, влияющие на течение и результаты дидактического про­цесса, принято называть факторами. Но любая ли причина яв­ляется фактором? Рассмотрим пример. Ученик потерял интерес к алгебре, что привело к снижению его успеваемости по этому предмету. Как оказалось, толчком стала бестактность учителя, выразившаяся в постоянных придирках, ограничениях, сниже­нии оценок. Что считать причиной снижения результатов —


снижение интереса или бестактность учителя? Какая из них

нижнее?

К сожалению, педагоги редко размышляют над подобными «опросами. Влияние всех причин априори признается одинако-ным, а значение полученных выводов определяется лишь логи­кой и обоснованностью доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания в дидактике уделялось ныделению и ранжированию причин. Не отсюда ли проистекает лукавое заключение — в обучении мелочей нет? Вместе с тем практика не подтверждает равнозначности всех воздействий. Представьте себе, писал Я. Корчак, что художник нарисовал картину, на которой все предметы одинакового размера и все на переднем плане, и человек, и дом, и хвост у белки — все одина­кового размера. Что бы вы сказали о таком художнике? А что мы должны будем сказать об учителе, который или вообще ни­чего не знает об этих причинах (в предыдущих дидактиках фак­торы никогда еще не изучались), или отождествляет мотивацию обучения с оформлением классной комнаты?

Чтобы определить понятие дидактического фактора, важ­ность того или иного фактора, необходимо иметь общую осно­ву (базис) для сравнения всех причин, которые выделяются по отношению к ней. Совершенно очевидно, что основание (ба­зис) необходимо искать в назначении обучения, в том, ради чего оно осуществляется, — результативности, успешности обучения. Наиболее емким и определенным является понятие продуктивности дидактического процесса. Продуктивность, на­ходящая свое выражение в продуктах процесса обучения, ха­рактеризуется изменением (приращением) обученности. Имен­но к этому понятию и следует «привязывать» факторы, кото­рые в этом случае будут называться продуктообразующими, продуктогенными (от лат. ген — «рождающий»). Дидактичес­кий продукт, как мы уже знаем, имеет сложную структуру, ко­торую образуют и конкретные знания, умения, навыки, и такие обобщенные качества, как миропонимание, эрудиция, умственные (ментальные) качества, умение учиться, професси­ональная направленность и др. Сколько и какого качества про­дукта «производится» в дидактическом процессе, каким будет его продуктивность, целиком и полностью зависит от конкрет­ных условий, т. е. от комплекса причин, от того, какие факто­ры и как переплетутся во взаимодействии, едином трудовом процессе тех, кто обучает, и тех, кто обучается.



Т х, Тх,... Т х, Т

Переменные (продуктивные причины)

Рис. 20

В психолого-педагогической литературе встречаются ра личные обозначения продуктогенных причин — «влияние» «действие», «причина», «фактор», «переменная», «параметр»! «функциональная единица», «показатель» и т. д. В дальнейше» мы будем употреблять термин продуктогенная причина, содер­жание которого аналогично применяемому в международной дидактике термину «переменная дидактического процесса».

Под продуктогенной причиной будем понимать сколь угод­но малую, но обязательно отдельную причину, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без поте­ри смысла. Такую продуктогенную причину целесообразно рассматривать как элементарную. Продуктогенные причины могут изменяться в ходе дидактического процесса, приобретать различные значения, интенсивность их влияния не остается неизменной.

От понятия «продуктогенная причина» легко совершается логически непротиворечивый переход к другим понятиям. На­глядное представление об их образовании получим, если пред­ставим Продуктогенные причины в виде отдельных стрелок (векторов), направление которых указывает на вхождение в бо­лее крупные объединения, а длина может быть отождествлена с интенсивностью (величиной) влияния (рис. 20).

Итак, фактор — это значительная причина, образованная
как минимум из двух продуктогенных причин одной группы.
Из объединений единичных факторов образуются общие. Об­
щий дидактический фактор,
как правило, впитывает в себя зна­
чительное количество продуктогенных причин и может содер­
жать несколько дидактических факторов. При дальнейшем
объединении общих факторов образуются комплексные, объеди­
няющие в себе значительное количество продуктогенных при­
чин, а также факторов и общих факторов. На вершине иерар­
хии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исклю­
чения Продуктогенные причины определенной группы, предва­
рительно сведенные в комплексные, общие и единичные фак­
торы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы,
которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной
продуктогенной причине или включить в состав общего или
комплексного фактора. Очень часто специфический означает
«неповторимый», «особенный».,


Выделением продуктогенных причин и факторов достигает­ся одновременное и эффективное разрешение многих дидакти­ческих проблем. Но все же главный смысл их выделения со­стоит в обеспечении перспективной возможности познания связи каждого фактора с продуктивностью обучения. Это от­крывает путь к созданию подлинно научной теории обучения, способной обеспечивать диагностирование, прогнозирование дидактического процесса на основе знаний о влиянии каждой отдельной причины и их комплексных объединений.

 

Из продуктогенных причин конструируются факторы обу­чения (как именно это делается, расскажем ниже). Большин­ство факторов имеет весьма сложную внутреннюю структу­ру. Для примера рассмотрим «внутреннее строение» очень важного дидактического фактора — мотивации обучения.


I





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.