Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Что такое продуктогенный фактор?




Структура фактора «мотивации обучения», выраженная через продуктогенные причины

 

 

 

№ п/п Продуктогенные причины Мотивация
положительная отрицательная
  Побуждение причины «Хочу», «могу» «Должен», «обязан»
  Характеристики целей Привлекательные, положительные Отталкивающие, не­гативные
  Возможность уклонения Нет, слабо выра­женная и недли­тельная Сильная, частая и устойчивая
  Ограничение деятель­ности Не требуется Необходимо
  Темп Оживленный, быстрый Медленный, вялый
  Длительность Значительная Незначительная
  Отвратимость Слабая Сильная
  Богатство фантазии Значительное Незначительное
  Интеллектуальная гиб­кость Доступность и лег­кость переходов от одних мыслитель­ных действий к другим Неподвижность, ри­гидность мышления
  Когнитивная организа­ция Осмысленная, рассчитанная Механическая
  Наблюдательность Высокая Низкая
  Эмоциональная окраска и настроение Позитивный на­строй, удовлетво­ренность Угнетенность
  Потребность в усилиях Незначительная Значительная
  Тип педагогической си­туации Влечение к цели Оказание давления

I. Что называется дидактическим фактором? |

1. Это любая причина, влияющая на течение и результа-'
тивность учебного процесса.

2. Дидактический фактор — это веская причина, образо­
ванная, как минимум, из двух дидактических переменных
(конкретных причин).

3. Это переменная, выделенная в ходе анализа дидакти­
ческого процесса.

4. Факторы обучения образуются из совокупности общих,
частных и генеральных причин.

5. Это специфическая причина учебного процесса.

1. Это отдельная элементарная причина, влияющая на
продуктивность учебного процесса.

2. Это любая причина, влияющая на течение учебного
процесса.

3. Это фактор дидактического процесса.

4. Это специфический фактор обучения.

5. Это объединение нескольких элементарных причин.

Факторный анализ в дидактике [

Что бы вы сказали про агронома, врача или инженера, ко­торые не знали бы и не могли вам объяснить, от чего зависит урожайность сахарной свеклы, возникновение мигрени или прочность моста? То же самое мы должны будем сказать и об учителе, слабо представляющем себе продуктогенные дидакти­ческие причины. Вне всякого сомнения, знание их составляет сердцевину педагогической подготовки.

Исследование этих причин, конструирование из них дидак­тических факторов носит название факторного анализа. Совре­менный факторный анализ — развитая математическая дисцип­лина. Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы, во-первых, разработать способы непротиворечивого выделения продукто-генных причин, во-вторых, раскрыть механизм конструирова­ния из них факторов и, в-третьих, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт, уста­новить иерархию (соподчиненность) между ними. По мере на­копления новых знаний с помощью факторного анализа мож-


но приступать к решению более сложных задач — устанои нию межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пр слов действия педагогических закономерностей.

Главное положение факторного анализа в дидактике ос ни вывается на том, что дидактические причины, несмотря на м>, разнородность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследоин ны объективными методами, сведены к относительно неболь шому числу общих, комплексных и генеральных факторов.

Пути решения поставленных задач могут быть различными Можно, например, выдвинуть гипотезу о системе продуктоген ных причин и для ее проверки организовать масштабный и длительный эксперимент. Можно действовать и по-другому: отказаться от гипотез и ограничиться сбором максимального количества фактов о влиянии различных причин, чтобы затем конструировать факторы. Оба пути сегодня интенсивно ис­пользуются исследователями.

О том, что между всеми дидактическими причинами суще­ствуют связи, известно давно. Но такое знание мало что дает: опираясь на него, невозможно ни предвидеть, ни проектиро­вать наступление будущих событий. Необходимо иметь точную характеристику взаимосвязи — ее количественное значение и характер. Количественное выражение связи между различными причинами называется коэффициентом корреляции, а характер взаимосвязи иллюстрируется с помощью кривой. Если в каче­стве базисного фактора выступает продуктивность обучения, то коэффициент корреляции показывает, как связаны все другие причины с этим базисом (т. е. как они влияют на продуктив­ность учебного процесса). На основе установленных коэффи­циентов корреляции, собственно, и осуществляется факторный анализ, определяющий, как причины одного порядка, места и времени действия объединяются в группы факторов.

Факторный анализ в педагогике опирается на соответству­ющий раздел математики, где разработана процедура вычлене­ния факторов из многообразия причин (переменных). Один из, основателей факторного анализа — Л.Терстоун подчеркивал,) что факторный анализ выполняет роль общего инструмента? моделирования. На первых этапах его применения не так важ­но иметь точные коэффициенты корреляции или их стандарт­ные отклонения, сколько вычленить сами факторы, понять их соподчинение в общей системе. Когда намечаются лишь кон-


новых закономерностей, скрытых или доступных непо-

I пенному восприятию, цель исследований состоит в выра-

стратегических концепций, для подкрепления которых

жны длительные, кропотливые расчеты, а достаточно лишь

мое приближение.

е развитые науки начинали с факторного анализа. По-1ий может иметь не только количественный, но и более ой — качественный характер. Традиционная дидактика т.шала предпочтение качественному анализу, эта тенденция нхраняется. Односторонность тормозит развитие теории и I (а к гики: очень уж произвольно и приблизительно очерчива-м систему факторов исследователи и практики, не владеющие > оличественным анализом. Путаница в подходах, существую­щих здесь, проистекает от того, что одни и те же факторы оп-Iоделяются и рассматриваются по-разному. Объективные зако­номерности не могут быть установлены до тех пор, пока не ус­ыновим, какие причины (факторы) принимают участие в со-ы.пиях. Очень часто оказывается, что, избрав для изучения причины на основе собственной интуиции, исследователи вы­ходят на те, которые по сути являются не чем иным, как тер­минологическими модификациями одного и того же фактора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.