Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрашивать должен ученик




Немецкий педагог Г. Гаудинг (1860—1923) утверждал, что беседы представляют собой искусственный, типично шко­лярский метод. Правильно ли, спрашивает он, что вопросы задает тот, кто знает на них ответы, — учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, а отвечал учи­тель? Не тормозится ли в этих условиях развитие самостоя­тельности учеников?

А что вы думаете по этому поводу?

| Лекция от других методов словесного изложения отличает­ся: а) более строгой структурой; б) логикой изложения учебно­го материала; в) обилием сообщаемой информации; г) систем­ным характером освещения знаний. Предметом школьной лек­ции является преимущественно описание сложных систем, яв­лений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного харак­тера. Из этого вытекает, что лекция применима только в стар­ших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготов­ки. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спа­ренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, вы­растая из объяснений, бесед.


Условиями эффективности школьной лекции являются:

• составление учителем детального плана лекции;

• сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой,
целью и задачами лекции;

• логически стройное и последовательное изложение всех
пунктов плана;

• краткие обобщающие выводы после освещения каждого
пункта плана;

• логические связи при переходе от одной части лекции к
другой;

• проблемность и эмоциональность изложения;

• живой язык, своевременное включение примеров, сравне­
ний, ярких фактов;

• контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной
деятельностью учащихся;

• многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

• оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся
записать основные положения лекции;

• выделение (задиктовка) того, что следует записать;

• использование наглядности (демонстрации, иллюстрации,
видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых по­
ложений;

• сочетание лекций с семинарскими, практическими заня­
тиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные поло­
жения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наибо­лее эффективных методов по показателю восприятия содержа­ния информации, который в зависимости от ряда условий мо­жет колебаться от 20 до 50%.

Учебная дискуссия среди других методов постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Смысл дан­ного метода состоит в обмене взглядами по конкретной про­блеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаи­вать. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями яв­ляются обучающая, развивающая, воспитывающая и контроль-но-коррекционная.


Одно из важнейших условий эффективности учебной дис­куссии — предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отноше­нии. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а фор­мальная — в выборе формы изложения этих знаний. Без зна­ний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонен­тов — лишенной привлекательности, запутанной и противоре­чивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у уча­щихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т. д.

Ошибочным является мнение, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин — истории, об­ществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, пе­дагогики. С не меньшим успехом данный метод может быть использован и при изучении физики, химии, биологии, других предметов. В этом случае учебная дискуссия приобретает ха­рактер управляемого познавательного (научного) спора. Школь­никам предлагается сравнить, например, различные подходы к классификации элементарных частиц в физике, разные кон­цепции происхождения явления акселерации в биологии, под­держать или опровергнуть мнения относительно причин изме­нения климата на Земле в географии и т. д. Естественно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение от­носительно справедливости той или иной точки зрения. Но спор всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, жела­ние глубже в ней разобраться.

Дискуссии обогащают содержание уже известного учащим­ся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Учителю они несут надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспита­тельном значении. С их помощью не только легко диагности­руются особенности характера, темперамента, памяти, мышле­ния, но и исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т. д.).

Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метод используется в старших клас­сах. Учащихся учат искусству ведения дискуссии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.