Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок обобщения и систематизации знаний




Идея структурирования элементов физического знания является основной методической идеей разработки содержания современного урока физики.

Обобщение знаний – переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, связей, отношений и т.д.), объектов и явлений.

Систематизация (С) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа или признака. При этом активизируются следующие операции мышления.

· анализ и синтез, в результате которых устанавливаются:

– причинно – следственные связи между компонентами;

– структурные связи между элементами физического знания;

§ сравнение, в результате которой учащиеся выделяют сходство и различие между объектами.

Методологическая основа систематизации знаний учащихся – системный подход, позволяющий:

1) Выделить объект из среды - совокупности других объектов и представить его как целостность;

2) Разделить его на компоненты, установить связи между ними;

3) Определить иерархическую принадлежность данного объекта в системе – его место в структуре другой, более сложной системы.

Систематизация знаний осуществляется на разных уровнях:

§ уровень научных фактов (явлений, процессов)

§ уровень физических понятий, в том числе физических величин;

§ уровень физических теорий;

§ уровень общенаучных методологических принципов

§ уровень физической картины мира (ФКМ).

Систематизация организуется в форме самостоятельной работы с учебником дома или в классе Примеры систематизации фактического и теоретического учебного материала на разных уровнях в табулированном виде (табл. 2).

Таблица. 2. Физические характеристики планет Солнечной системы

(систематизация на уровне фактов) (Гурина, Соколова, 2005, с.57)

  № Наз- вание плане ты Химии- ческий состав атмос- феры, % Состав почвы %   Темпера тура Параметры: диаметр плотность масса в Мз Название спутников Поверх- ность: название морей, гор. Осо-бен-ности  
                 
Сравнительный анализ:

Таблица. 3 Виды взаимодействий

(систематизация на уровне физических теорий) (Гурина, Соколова, 2005, с.58)

Грави- тационное Электро- статическое Маг- нитное Сравни- тельный анализ
Закон, лежащий в основе взаимодействия, его формулировка        
Константа пропорциональности, её физический смысл.        
Физические характеристики полей        
Влияние среды на взаимодействие        
Изображение полей        
Выводы:  

 

Таблица 4. Физические величины

(систематизация на уровне физических понятий

Название Обозна-чение   Опреде-ляющая фор-мула Определение Наименование единицы измерения Единица измере-ния Прибор, способ измере-ния  
Пример: Давление   Р   Р= F S Ф.в., равная силе, действующей на единичную перпендикулярную площадку Паскаль Па = Н/м2 1 Па = 1Н / 1м2 Манометр
И т.д.            
             

Классификация – это вид систематизации, при котором объединение объектов происходит на базе определенных существенных признаков, при этом выделяется:

v существенное, общее, что объединяет объекты в систему (родовые признаки);

v их специфические различия (видовые признаки).

Пример систематизации знаний о механическом движении представлен на рис. 6 (Теория и методика, 2000).

 

 


Родовой признак (общее) Родовой признак

       
   

 


Видовые (специфические) признаки Видовые признаки

       
   
 

 


Рис. 6. Классификация механического движения по видам.

 

Структурирование – это вид систематизации при котором из текста параграфа, раздела выделяются все элементы знаний (фактических, теоретических), разделяются на блоки и представляются в схемном или табулированном виде. Пример структурирования темы «Стороение атома» на элементы знаний представлено в табл. 5.

 

 

Табл. 5. Структурирование содержания темы «Строение атома»

Предпосылки исследования строения атома Модели атома и их сущность и недостатки Теория Бора Атом водорода по Бору Теоретические следствия   Эксперименты, их сущность и их значение
Радиоактивность……………… Модель Томпсона ………. Планетарная модель Резерфорда ………..   Постулаты, матем. выражение и смысл: 1……… 2…….. 3……….. 1. 1.Радиус орбиты 2. 2. скорость электрона 3. 3. Энергия 4. …….. Объяснение стабильности атомов. Объяснение спектральных закономерностей. Длина волны излучения атома водорода ……….. Опыт Резерфорда по рассеянию частиц:……   Опыт Франка и Герца:…….  

 

Структурирование у чебного материала по элементам знаний – вид систематизации, при котором учебная информация параграфа, главы, раздела, учебника группируется по элементам знаний: явления, процессы, законы, физические величины, постулаты, гипотезы, эксперименты, приборы, исторический материал




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.