КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок обобщения и систематизации знанийИдея структурирования элементов физического знания является основной методической идеей разработки содержания современного урока физики. Обобщение знаний – переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, связей, отношений и т.д.), объектов и явлений. Систематизация (С) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа или признака. При этом активизируются следующие операции мышления. · анализ и синтез, в результате которых устанавливаются: – причинно – следственные связи между компонентами; – структурные связи между элементами физического знания; § сравнение, в результате которой учащиеся выделяют сходство и различие между объектами. Методологическая основа систематизации знаний учащихся – системный подход, позволяющий: 1) Выделить объект из среды - совокупности других объектов и представить его как целостность; 2) Разделить его на компоненты, установить связи между ними; 3) Определить иерархическую принадлежность данного объекта в системе – его место в структуре другой, более сложной системы. Систематизация знаний осуществляется на разных уровнях: § уровень научных фактов (явлений, процессов) § уровень физических понятий, в том числе физических величин; § уровень физических теорий; § уровень общенаучных методологических принципов § уровень физической картины мира (ФКМ). Систематизация организуется в форме самостоятельной работы с учебником дома или в классе Примеры систематизации фактического и теоретического учебного материала на разных уровнях в табулированном виде (табл. 2). Таблица. 2. Физические характеристики планет Солнечной системы (систематизация на уровне фактов) (Гурина, Соколова, 2005, с.57)
Таблица. 3 Виды взаимодействий (систематизация на уровне физических теорий) (Гурина, Соколова, 2005, с.58)
Таблица 4. Физические величины (систематизация на уровне физических понятий
Классификация – это вид систематизации, при котором объединение объектов происходит на базе определенных существенных признаков, при этом выделяется: v существенное, общее, что объединяет объекты в систему (родовые признаки); v их специфические различия (видовые признаки). Пример систематизации знаний о механическом движении представлен на рис. 6 (Теория и методика, 2000).
Родовой признак (общее) Родовой признак
Видовые (специфические) признаки Видовые признаки
Рис. 6. Классификация механического движения по видам.
Структурирование – это вид систематизации при котором из текста параграфа, раздела выделяются все элементы знаний (фактических, теоретических), разделяются на блоки и представляются в схемном или табулированном виде. Пример структурирования темы «Стороение атома» на элементы знаний представлено в табл. 5.
Табл. 5. Структурирование содержания темы «Строение атома»
Структурирование у чебного материала по элементам знаний – вид систематизации, при котором учебная информация параграфа, главы, раздела, учебника группируется по элементам знаний: явления, процессы, законы, физические величины, постулаты, гипотезы, эксперименты, приборы, исторический материал
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |