Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории этикета




НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

ЛЕКЦИЯ 15. Понятие речевого этикета. Основные понятия теории этикета

План:

1.1 Понятие речевого этикета

1.2 Основные понятия теории этикета

Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используются слова регламентация и словосочетание дипломатический протокол.

Этикет – это установленный порядок поведения в обществе. Различают общий и речевой этикет. Правила речевого поведения занимают ведущее место в этикетных нормах, однако очень значимы и неречевые средства: осанка, жесты, мимика, одежда, украшения и т.п. А.П. Чудинов в работе «Практическая риторика» выделяет следующие функции этикета [Чудинов 1998].

Основная функция этикета – антиконфликтная. Если человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, то он тем самым уменьшает вероятность конфликтов с окружающими.

Вторая функция этикета – создание атмосферы взаимного комфорта.

Третья функция этикета – сигнализация о принадлежности к определенной социальной и культурной среде. Место человека в обществе легко определяется по используемым им этикетным формулам.

Четвертая функция этикета – коммуникативная. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.

Основа всех этикетных правил – это требования соответствия поведения собеседников их этикетным ролям, этикетной ситуации, этикетному жанру, выбор этикетной темы беседы, правильное использование этикетных формул и сигналов.

Этикетная роль – это положение по отношению к собеседнику. Различают отношения между равными собеседниками и отношения между старшим и младшим. Старшинство этикетной роли определяется по таким критериям, как возраст, служебное положение, пол; в определенных ситуациях могут учитываться воинские, почетные и научные звания, ученые степени и т.д.

Этикетные роли противопоставляются не только по старшинству, но и с точки зрения «близости», например, этикетные роли «родственника», «друга», «приятеля», «коллеги», «соседа», «знакомого и незнакомого человека».

Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение. Эти условия могут зависеть от формы общения: непосредственное устное общение и общение на расстоянии (письменное, по телефону и т.п.). Многое зависит от официального или неофициального характера разговора.

Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Наиболее распространенные этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент.

Для наиболее распространенных этикетных жанров существуют специальные этикетные формулы – слова и их сочетания, постоянно используемые говорящими в соответствующих жанру ситуациях: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «извините», «будьте здоровы».

Арсенал этикетных формул достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых детально разработанных национальных этикетов.

Этикетные формулы часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: «Прошу любить и жаловать». Уезжающий говорит: «Счастливо оставаться! Не поминайте лихом!». Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.

Этикетные сигналы призваны указывать на этикетные роли говорящего и адресата, на специфику этикетной ситуации и другие особенности общения. В русской речи в качестве этикетных сигналов особенно активно используется форма обозначения собеседника. Например, выбор местоимения: сигналом значительных возрастных различий часто служит то, что они используют по отношению друг к другу различные местоимения: к старшему по возрасту обращаются на «Вы», к младшему – на «ты».

Взаимное обращение по имени и отчеству обычно воспринимается как этикетный сигнал официальной ситуации, но молодые собеседники этот сигнал обычно не используют. Другие сигналы официальной ситуации – обращение по должности и званию («товарищ полковник», «господин профессор»), обращение по фамилии («господин Петров») и добавление слов («уважаемый», «дорогой», «многоуважаемый») и т.п.

Этикетная тема беседы – это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или, по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.

Вопросы:

1. Признаки умелого (талантливого) и неумелого (бездарного) собеседника.

2. Речевой этикет.

3. Основные понятия теории этикета.

4. Приемы активизации беседы.

ЛЕКЦИЯ 16. Обстановка общения и этикетные формулы Ты - и Вы - общение

План:

1.1 Обстановка общения

1.2 Этикетные формулы

В одной ситуации уместным будет прощание: «Пока!», а в другой – «Всего хорошего!», «До свидания». Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение)

В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. Оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться.

Деловые люди при знакомстве часто обмениваются визитными карточками.

Знакомство с помощью посредника более характерно для официально-делового общения. Оно имеет свои преимущества. Посредник может не только представить, но и охарактеризовать сотрудника, дать ему рекомендации с учетом целей установления контакта. Кроме фамилии (имени –отчества) в этой ситуации называют должность, организацию, которую представляет человек, ученую степень (если есть), звание (если есть).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают:

• пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;

• надежду на новую встречу: До вечера (завтра, пятницы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;

• сомнение в возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощайте. Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; презентация и т.д.

К любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.