Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние устного языка и метаязыковых навыков 13 страница




Приложение 2

СПИСКИ СЛОГОВ И СЛОВ ДЛЯ «ТЕСТА ОПЕРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЧТЕНИЯ» (ТОПЕЧ)

Список А

          U71UCI УК Л        
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Список № 1

л т к О д я ф ш в Е   Ы Ж
ц в А э ч с ю П г Щ и к О
т   л я П я в л и н к д Ц
ю л ж Е к У   в X Е р А Б
ф т и М г ы ж щ э   А Р У
н к Б О л в ы М Е Ч И Б Е
щ о П X ф и Б ц д я Ж Ю В
ш в М ш ч н А д          

Список № 2

ки РО ом ДА СУ BE ИС ги РА МБ
  ИЛ АШ ду жи НЕ ОК им РЫ ОМ
BE ял ДИ ЕМ пы ЛЮ AM СЕ ИК РУ
ВО юн СИ ня ЕЛ ША ЧУ ЮР ЩУ ЯК
БЫ ин ля ЮМ ИМ ВУ ЖО ДЕ ИХ ЦУ
АР юс КА ДО сы ОТ РИ УК НЕ ЧА
АХ ФО АЛ ЦА ДЫ ОЛ ЯН РИ НЯ УС
ОШ ХУ ЧИ ТЕ ЗА ЭХ ЖУ AT ПЕ ОЧ
ХИ БЕ УФ ИХ ТЫ БЯ го УЧ ШО ФА
ЯР юш ЛЫ мя ЕС ЗЫ ню ТУ ИГ ДО

Список JV8 3

ЛАМ ДИП СИН ВУР ШОМ РУС КУЦ вин
ЛЯД ЖАН КОС РЕС ЛЯН ДИМ СУН ЧОР
ВИС ВОК ЛЫК РАН КУЛ мош лип СЕР
вын БУЛ ДЬШ РОН ВУЛ НУС ДИЛ нял
син КИЛ ШОР ЧУМ хил мын ДАЦ ХУР
МАП ЦИК лих ВАН ДЫР вис ныш нял
СУР МАИ лын СУШ хим ЧАЛ РЫС НУЛ
ШАЛ ВУР пис РЕС ГАК НЕМ хит кич
ШОМ ХАТ РИК ЛОС ЦАХ лык ЖУР ЛАП
ЦАР МУФ ЧЕС МАЦ КУС зим ляс дих
ЖЕР ДЫМ ФЕХ БАЦ ЛЯР вим НЕС чим
НАК РОШ НЫР СУН лих чик шим хил
ЦУК ЛАХ НАМ КИР        

Список № 4

ПРИ ACT КНУ ИСТ СПУ ТРА глю ВЗА
ОРХ ЦВЕ АХТ СТИ ХРУ ДМЕ МЛА ПРЫ
ХРО ШЛИ онк ЕСТ гли СТА кно ОЛС
ФРЕ ШТИ APT КПИ мля СНУ ело УСТ
ШКА пти УКС БЛА иск ВСЮ ЖМА ГРЯ
БЛЕ олп ихт ПЧЕ ГЛЕ КРЮ АНТ слы
ПРЯ жни плю КНЯ пси КРЫ БЛА иле
ФРУ ВЛЕ ОРШ ШХУ БРЫ МНУ ПЧЕ АПТ
СЛЕ ХВА ВРА СФЕ ЧТИ олк ОЛП КЛЕ
ФЛЕ ТРЯ ЧМЕ КНЯ ТРЮ ПЧЕ КВА АСК
ЯРП КСИ ТВО мло ВРУ ВТО НРА ЯХТ
взя ски ПРУ СВЕ КРЯ отс ЯМК СТЫ
сви УКС КРЕ ТЛЯ        

Список Л«5

МАК РИС моль дым пол ВЕСЬ нил КУЛЬ  
ШИК РОТ МАТЬ ДУХ лов РЫСЬ ШУМ САД  
ХОРЬ сон топь РОК вонь лом РЕВ ШАЛЬ  
ВЕЛ МОХ СЕТЬ нос воль нить СУК ДАР  
ТОК ПУТЬ ТИР вынь РОЖЬ нюх толь сок  
ДЕНЬ ЖАЛ СИНЬ МЕЛ тик РУЛЬ кит СЕВ  
ШАРЬ ПОТ СЫР дочь ХАН вить ШАР ЛУК  
МЫШЬ ЛОСЬ дол сыпь мол соль кинь СУШЬ  
ДАМ ЖАЛЬ ХОР ЛАНЬ конь дом НЕС киль  
ЩИТ ДАНЬ РОС хоть ЛАРЬ СОР ТЕМЬ ЛУНЬ  
САМ НОЛЬ МЕЛ РОЛЬ сом ЖУТЬ кол ШУТ  
РАНЬ МОР СУП РОМ ТЕНЬ ТУР ШУТ СУХ  
ШЕЛ РАД кот ДАЛЬ          
                               

Список № 6

ЛИСТ ПРИЗ КЛИН РАНГ СТУЛ БРАНЬ СТУК
СМЕХ ШЕСТЬ ТРОС ШКАФ РИНГ МАСТЬ ствол ПАСТЬ ПЛОТ ЦИРК ГРАЧ КРУГ ДИСК КЛУБ СТОЛ ПЛАЧ ЗНАК БИНТ ВАНТ ДРАНЬ ШМЕЛЬ
КВАЧ ШИПР звон ХРУСТ жизнь ФОРС ПЛАН
СВИСТ ТРОН ДЛАНЬ ПЛАТ КЛЕН ЗНАТЬ ГОНГ КАНТ кость стон БОРТ ШТИЛЬ ПУСК ПАРК
ТРАП ЧЕСТЬ ПОРТ СТАЛЬ МРАК ПАКТ БАНК
СЛОН ГРАНЬ ТОРТ МОСТ СНЕГ СТОК ВИНТ
КРАЛ КЛЕСТ КОРТ ШЕСТ писк СРОК СТЕР
ВАНТ ЗОНТ ДОЖДЬ БРОНЬ КРАН СКОТ РОСТ ХВАТ вождь ВЛАСТЬ ШРАМ КЛАН БРАТ ДРУГ ДУСТ КИСТЬ пост НАСТ шпон стиль КОСТЬ ШПРИЦ КРИК ЗРАК КРОТ КРЕСТ СВАТ ТРЕК
СОРТ ПИРС          

Приложение 3 МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД)

Данную методику целесообразно использовать в ходе массо­вых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занима­ет около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансери­зации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, лого­педы).

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по по­рядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допус­тима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не со­держащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни, на один во­прос — 3 балла.

П. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого одно­кратно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — 1!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выпол­нено верно, то переходят к более сложному; если допущено боль­ше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы —!!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполне­ния такой же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного за­дания — 3 балла.

III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд после­довательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок вос­произвести эту последовательность. Если ребенок нарушил после­довательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не счита­ется). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация об­разца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведе­ние после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попыт­ки — 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демон­страций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.

IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назо­ву тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» По­сле этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называ­ет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном вос­произведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При вер­ном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в

наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является пред­варительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с кон­ца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых то­чек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обсле­дования и фиксирования результатов такая же, как в первой по­ловине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины за­дания.

ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ
Прямой счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2 № 4 3-4-1-7 6-1-5-8 № 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
Обратный счет:
№ 2 2-5 6-3 № 3 5-7-4 2-5-9 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов, 2) итого­вый результат равен 6 — 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла.

V. Ориентировка в «право — лево»:

1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, ес­ли нет — прекращают.

2. Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за ле­вое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла; 3) не выполнено ни од­ного задания — 3 балла.

VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъ­является рассказ в 2 картинках (удобен для использования рас­сказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изобра­жены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и

 

249 лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянув­шись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а чет­вертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован малень­кий рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рас­сказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно за­дать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рас­сказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черны­ми?» Оценки выставляют в два этапа.

1. Оценивается качество построения рассказа — связность, пол­нота изложения, правильность описания, последовательность со­бытий: а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — 0 баллов; б) рассказ составлен только по наводя­щим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть расска­за, нарушена последовательность событий) — 2 балла; в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла; г) ре­бенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла.

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей: а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в крас­ке) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объ­яснения совсем не было — 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой па­тологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасполо­женности к дислексии.

2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у де­тей.— М.: Просвещение, 1964.

Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982.

Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977.

Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995.

Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогатель­ной школы.— М.: Педагогика, 1974.

Выготский Л. С. Собр. сочинений, т. 2. М., 1982.

Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. М., 1983.

Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школьников со стой­кими нарушениями успеваемости//Клиническое и психолого-педаго­гическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.— М., 1976.

Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Левши М., 1994.

Егоров Т. Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения// Изв. АПН РСФСР.— 1945.— Вып. 1.— С. 89-124.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

Ермолина Л. А. Перспективы применения препаратов метаболического действия при лечении детей с интеллектуальной недостаточностью// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 166-177.

Жирмунская Е. А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека//Клиническая нейрофизиология.— Л., 1972.— С. 224-254.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание до­школьников.— М., 1963.— С. 213-227.

Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987.

Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977.

Исаев Д. Н., Ефремов К. Д., Пукшанская С. М. Легкая детская энцефало­патия как причина дислексии и дисграфии//Тез. Первой Всесоюз. конф. по неврологии и психиатрии.— М., 1974.— С. 120-121.

Исаев Д. Н., Карпова А. Н., Карпов Б. А. Патогенетический анализ меха­низмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результа­там регистрации движений глаз//Проблемы общего психического не­доразвития.— Л., 1976.— С. 122-123.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л.: Медицина, 1982.

Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— Л.: Медицина,

1984.

/ Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфиче-ских ошибок у детей с недоразвитием речи//Вестн. Моск. ун-та.— 1980.— Сер. 14, № 3.— С. 51-52.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1979.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.— М.: Медицина, 1985.

Ковшиков В. А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у де­тей с временной задержкой психического развития и астенической формой олигофрении//ХХШ Герценовские чтения: Дефектология.— Л., 1970.— С. 65-67.

Корпев А. Н. Пейропсихологический и психометрический анализ синдро­ма дислексии у детей с задержкой психического развития//Нейро-психологические исследования в неврологии, нейрохирургии и пси­хиатрии.— Л., 1981.— С. 126-129.

Корпев А. Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изо­бразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития//Дефектология.— 1983.— № 4.— С. 10-15.

Корпев А. Н.. Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексии у детей//Выяв-ление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у де­тей.— Л., 1985.— С. 155-161.

Корпев А. Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации//Изучение и коррекция речевых расстройств.— Л., 1986.— С. 96-102.

Корпев А. Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распростра­ненность и клиническую симптоматику некоторых форм резидуаль-но-органических поражений головного мозга у детей//Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии/Под ред. Д. Н. Исаева.— Л., 1986.— С. 69-73.

Корпев А. Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подро­стков с речевыми нарушениями//Психопатические расстройства у под­ростков.— Л., 1987.— С. 59-64.

Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследованиях/Психодиагно­стические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991. С. 48-73.

Краснопольский Э., Столпова М. К вопросу об изучении детского письма по тексту Кортиса//Вестн. просвещения.— 1927.— М» 1.— С. 79-84.

Красовская О. А О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы меди­цинской психологии. М., 1980. С. 79-88.

Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.— М.: Просвещение, 1983.

Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития//Актуальные проблемы диагностики задерж­ки психического развития детей/Под ред. К. С. Лебединской.— М., 1982.— С. 5-21.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.

Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская К. С., Фишман М. Н., Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «мини­мальной мозговой дисфункции»//А. Р. Лурия и современная психо­логия. М., 1982. С.62.

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей.— М.: Учпедгиз, 1940.

Леонтьев А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма//В кн.: Вопросы общего языкознания. М., 1964.

Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Лупандин В. М. Некоторые общие итоги комплексного изучения легких форм интеллектуальной недостаточности//Вопросы равней диагности­ки психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 224-227.

Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносо­ва, 1962.

Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений выс­ших психических функций у детей с аномалией психического разви-тия//Практикум по патопсихологии. МГУ, 1987. С.136-156.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропси-хологическая диагностика). М., 1994.

Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

Мну хин С. С. О врожденной алексии и аграфии//Сов. невропат., психиат. и психогигиена.— 1934.— Т. 3, вып. 2/3.— С. 193-203.

Мну хин С. С. О структуре, механизмах и локализации некоторых сенсор­ных нарушений у детей (Сообщение I) //Науч. деятельность психо­неврологического института им. В. М. Бехтерева за 1947 г. Л., 1948. С. 96-98.

Мну хин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме//Резидуальные нервно-пси­хические расстройства у детей.— Л., 1968.— С. 5-22.

Мнухин С. С., Клейман Е. В. К психопатологии субкортикальных пора­жений у детей //Сб. работ, посвященный Р. Я. Голант. Л., 1940. С. 309-323.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.— М.: Педагогика, 1981.

Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Вла­совой и др.— М.: Просвещение, 1981.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одарен­ности детей. Орехово-Зуево, 1923.

Ольхин А. В. Нарушения письма и их устранение у детей с недостатками артикуляции: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— Л., 1980.— 12 с.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной.— М.: Про­свещение, 1968.

Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC.— М.: Медицина. 1973.

Певзнер М. С., Явкин В. М. Результаты обследований неуспевающих уча­щихся начальных классов общеобразовательных школу/Дефектоло­гия.— 1977.— № 2.— С. 19-23.

Плотника И. М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нару­шением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащих­ся 1—2 классов вспомогательной школы// Психические и речевые на­рушения у детей и пути их коррекции.— Л., 1978.— С. 96-104.

Постоловский И. 3., Оморокова М. И. Обучающие тесты при чтении мол­ча. Пособие для чтения в 1 классе. Одесса, 1991.

Прокопова Е. Д. Об особой форме неравномерного психического недораз­вития у детей, ее клинико-экспериментальном анализе и обоснова­нии: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— Л., 1953.— 12 с.

Румянцева Л. И. О значении ритмико-слоговой структуры слов в процессе чтения. Изв. АПН СССР, 1952. С. 42-51.

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у млад­ших школьников.— М.: Просвещение, 1995.

Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва — Воронеж, 1996.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагности­ки «Лурия-90». М., 1991.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявле­ниям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология.— 1988.— № 5.— С. 3-9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.