КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние устного языка и метаязыковых навыков 13 страница
Приложение 2 СПИСКИ СЛОГОВ И СЛОВ ДЛЯ «ТЕСТА ОПЕРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЧТЕНИЯ» (ТОПЕЧ) Список А
Список № 1
Список № 2
Список JV8 3
Список № 4
Список Л«5
Список № 6
Приложение 3 МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД) Данную методику целесообразно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансеризации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).
Описание методики и правила оценки выполнения заданий. I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления). Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни, на один вопрос — 3 балла. П. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: 1) простые ритмы — 1!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают; 2) сложные ритмы —!!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах. Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания — 3 балла. III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций. Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.
IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 — 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла. V. Ориентировка в «право — лево»: 1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2. Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания — 3 балла. VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и
249 лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее. Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам». Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?» Оценки выставляют в два этапа. 1. Оценивается качество построения рассказа — связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий: а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — 0 баллов; б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) — 2 балла; в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла; г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла. 2. Оценивается понимание причинно-следственных связей: а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объяснения совсем не было — 2 балла. Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения: 1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии. 2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.— М.: Просвещение, 1964. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982. Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977. Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1974. Выготский Л. С. Собр. сочинений, т. 2. М., 1982. Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. М., 1983. Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.— М., 1976. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Левши М., 1994. Егоров Т. Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения// Изв. АПН РСФСР.— 1945.— Вып. 1.— С. 89-124. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953. Ермолина Л. А. Перспективы применения препаратов метаболического действия при лечении детей с интеллектуальной недостаточностью// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 166-177. Жирмунская Е. А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека//Клиническая нейрофизиология.— Л., 1972.— С. 224-254. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников.— М., 1963.— С. 213-227. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977. Исаев Д. Н., Ефремов К. Д., Пукшанская С. М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии//Тез. Первой Всесоюз. конф. по неврологии и психиатрии.— М., 1974.— С. 120-121. Исаев Д. Н., Карпова А. Н., Карпов Б. А. Патогенетический анализ механизмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результатам регистрации движений глаз//Проблемы общего психического недоразвития.— Л., 1976.— С. 122-123. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л.: Медицина, 1982. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— Л.: Медицина, 1984. / Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфиче-ских ошибок у детей с недоразвитием речи//Вестн. Моск. ун-та.— 1980.— Сер. 14, № 3.— С. 51-52. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1979. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.— М.: Медицина, 1985. Ковшиков В. А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и астенической формой олигофрении//ХХШ Герценовские чтения: Дефектология.— Л., 1970.— С. 65-67. Корпев А. Н. Пейропсихологический и психометрический анализ синдрома дислексии у детей с задержкой психического развития//Нейро-психологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии.— Л., 1981.— С. 126-129. Корпев А. Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития//Дефектология.— 1983.— № 4.— С. 10-15. Корпев А. Н.. Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексии у детей//Выяв-ление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей.— Л., 1985.— С. 155-161. Корпев А. Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации//Изучение и коррекция речевых расстройств.— Л., 1986.— С. 96-102. Корпев А. Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распространенность и клиническую симптоматику некоторых форм резидуаль-но-органических поражений головного мозга у детей//Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии/Под ред. Д. Н. Исаева.— Л., 1986.— С. 69-73. Корпев А. Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями//Психопатические расстройства у подростков.— Л., 1987.— С. 59-64. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследованиях/Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991. С. 48-73. Краснопольский Э., Столпова М. К вопросу об изучении детского письма по тексту Кортиса//Вестн. просвещения.— 1927.— М» 1.— С. 79-84. Красовская О. А О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. М., 1980. С. 79-88. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.— М.: Просвещение, 1983. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития//Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К. С. Лебединской.— М., 1982.— С. 5-21. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985. Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская К. С., Фишман М. Н., Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»//А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982. С.62. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей.— М.: Учпедгиз, 1940. Леонтьев А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма//В кн.: Вопросы общего языкознания. М., 1964. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Лупандин В. М. Некоторые общие итоги комплексного изучения легких форм интеллектуальной недостаточности//Вопросы равней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 224-227. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1962. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического разви-тия//Практикум по патопсихологии. МГУ, 1987. С.136-156. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропси-хологическая диагностика). М., 1994. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994. Мну хин С. С. О врожденной алексии и аграфии//Сов. невропат., психиат. и психогигиена.— 1934.— Т. 3, вып. 2/3.— С. 193-203. Мну хин С. С. О структуре, механизмах и локализации некоторых сенсорных нарушений у детей (Сообщение I) //Науч. деятельность психоневрологического института им. В. М. Бехтерева за 1947 г. Л., 1948. С. 96-98. Мну хин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме//Резидуальные нервно-психические расстройства у детей.— Л., 1968.— С. 5-22. Мнухин С. С., Клейман Е. В. К психопатологии субкортикальных поражений у детей //Сб. работ, посвященный Р. Я. Голант. Л., 1940. С. 309-323. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.— М.: Педагогика, 1981. Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой и др.— М.: Просвещение, 1981. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923. Ольхин А. В. Нарушения письма и их устранение у детей с недостатками артикуляции: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— Л., 1980.— 12 с. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной.— М.: Просвещение, 1968. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC.— М.: Медицина. 1973. Певзнер М. С., Явкин В. М. Результаты обследований неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школу/Дефектология.— 1977.— № 2.— С. 19-23. Плотника И. М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 1—2 классов вспомогательной школы// Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции.— Л., 1978.— С. 96-104. Постоловский И. 3., Оморокова М. И. Обучающие тесты при чтении молча. Пособие для чтения в 1 классе. Одесса, 1991. Прокопова Е. Д. Об особой форме неравномерного психического недоразвития у детей, ее клинико-экспериментальном анализе и обосновании: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— Л., 1953.— 12 с. Румянцева Л. И. О значении ритмико-слоговой структуры слов в процессе чтения. Изв. АПН СССР, 1952. С. 42-51. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М.: Просвещение, 1995. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва — Воронеж, 1996. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М., 1991. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология.— 1988.— № 5.— С. 3-9.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |