Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации МСУ на особых территориях




4 типа особых территорий: города федерального значения; ЗАТО, наукограды, приграничные территории.

Города федерального значения (ГФЗ) – Москва, Санкт-Петербург.

Проблемам организации МСУ в городах федерального значения посвящена ст.79 ФЗ №131-ФЗ.

Основные ее положения:

1. МСУ в ГФЗ осуществляется на внутригородских территориях, установление и изменение границ которых осуществляется законами субъектов с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

2. перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских МО определяются законами субъектов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

3. состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами субъектов в соответствии с закрепленным в ФЗ списком имущества, и исходя из перечня вопросов местного значения, установленного для этих внутригородских МО законами субъектов.

ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) – территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.

Особенности функционирования МСУ:

1. ЗАТО в обязательном порядке наделяется статусом городского округа.

2. Решение о создании (упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ на основании предложения Правительства РФ по согласованию с субъектом РФ

3. При принятии решения об упразднении ЗАТО с учетом предложений органов МСУ и государственной власти субъекта определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования, а также изменения административно-территориального деления.

4. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим вопросам: установления административной подчиненности, границ образования и земель, отводимых предприятиям и объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов в отношении указанного образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Все решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ.

5. Устанавливаются ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом

6. В бюджет ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории. Правительство РФ принимает решение о покрытии дефицита бюджета ЗАТО.

7. Земли ЗАТО находятся в ведении муниципальных образований, за исключением земель федеральной собственности

8. Компетенция органов МСУ расширена по следующим вопросам: обеспечение безопасности граждан, безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций, проблемы соблюдения особого режима территорий, вопросы соблюдения особого режима территорий.

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины и принципы регионализации государственного управления?

2. Каковы принципы и особенности современного российского федерализма, их законодательное выражение? Какие основные этапы прошла федерация?

3. Опишите систему и структуру органов государственной власти субъектов РФ.

4. Каковы основные принципы местного самоуправления?

5. В чем состоят правовые основы местного самоуправления в России?

6. Каковы территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления в России?

7. Опишите основные модели местного самоуправления.

 

Тема 8: «Понятие государственной службы, ее виды и системы»

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы рассмотрим государственную службу как социально-политический институт, ее специфику и место в системе государственных институтов. Мы выявим содержание и особые условия государственной службы как вида профессиональной деятельности. Также мы изучим специфику государственных служащих в современном демократическом государстве как социальной группы, права и обязанности, гарантии, льготы и ограничения государственного служащего.

Основные понятия и термины: государственная служба как институт, принципы государственной службы.

Государственная служба нередко понимается в широком смысле слова: сюда относят службу в любых учреждениях, оплачиваемых из средств (бюджета) государства. С позиций такого подхода государственным служащим является главный врач государственной больницы, директор государственного музея, профессор государственного университета и т.д. В более узкой трактовке — это профессиональная деятельность лиц, имеющих соответствующие ранги, чины, звания только в государственных органах.

Государственная власть помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали внутри себя функционально делится еще на две части — известный принцип дихотомии государственной власти: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или гражданскую службу

Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функ­ций государства посредством исполнения обязанностей и полномо­чий по государственной должности, определенной в конкретном го­сударственном органе.

Можно выделить следующие признаки государственной службы:

- во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

- во-вторых, в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

- в-третьих, эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

- в-четвертых, такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности.

- наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Специфика госслужбы заключается в следующих ее чертах:

1. Сервисность (от англ. service — обслуживание). Основное ее назначение заключается в обеспечении (т.е. обслуживании) исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов. Также эта черта объясняется тем, что оказываются услуги населению.

2. Безличность. Выполнение работы в соответствии с предписанными правилами, без произвола и предпочтений.

3. Субординационный характер. Каждое должностное лицо здесь обладает четко определенной компетенцией внутри иерархического разделения труда и ответственно за свою деятельность перед вышестоящим должностным лицом.

4. Стабильность. Штат госслужащих в большинстве стран комплектуется преимущественно на основе принципа пожизненного найма.

Гражданские служащие в любой стране несут ответственную нагрузку, составляя основу исполнительного механизма при осуществлении государственной политики. Поэтому наряду с необходимостью существования особого законодательства о государственной службе как социального института требуются законодательная защита гражданских служащих, установление их правового и социального статусов.

Государственная служба как институт – совокупность согласованных нормативных явлений, оформляющих в праве организацию и функционирование государственной службы.

Везде цели государственной службы рассматриваются как упоря­дочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управле­ния, а также соединение ответственности за исполнение государ­ственной должности с социально-экономическими гарантиями го­сударственной службы.

Общепризнанным является подразделение государственной службы на два вида:

- гражданскую (управленческую) государственную службу

- милитаризованную

Гражданская служба может быть:

- общефункциональной - осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в министерствах);

- специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала (например, деятельность в аппарате судов, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте).

Госслужба может быть по уровням:

- федеральной государ­ственной службой,

- государственной службой субъектов Россий­ской Федерации

Гражданская служба – вид государственной службы (в РФ), представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственный служащий — лицо, находящееся на государственной службе и профессионально занимающееся деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов. Он работает в органе государства. Это особый вид общественно полезной деятельности, которая отличается своим государственным, публичным характером. Она регулируется в значительной мере не трудовым, а административным правом.

Представляется обоснованным говорить о двух составных частях персонала государ­ственного управления:

-должностных лицах

-обслуживаю­щих работниках.

Государственная должность есть юридическое установление опре­деленных управленческих функций и властных полномочий, кото­рые подлежат исполнению теми, кто ее занимает. Должностное лицо осуществляет полномочия как представитель государственной власти. В законах и иных актах дается исчерпывающий перечень должностных лиц. Властные полномочия должностных лиц при осуществлении служебной компетенции распространяются на граждан и юридических лиц не подчиненных им по службе. Они имеют также право на совершение юридически значимых действий и, в частности, административных актов.

Должностные лица подразделяются на:

- руководителей го­сударственных органов и органов МСУ;

- испол­нительский состав;

- специально уполномоченных представи­телей власти.

В обслуживающий состав входят работники, выполняющие вспо­могательные материально-технические и иные операции, действия по обеспечению исполнения государственных должностей. Их работа не носит непосредственно управленческого харак­тера.

В числе особенностей труда госслужащих можно выделить следующие:

а) их труд выражается в обосновании це­лей и направлений общественного развития, в конкретной органи­зации и регулировании сознания, поведения и деятельности людей;

б) их труд интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный;

в) во всех их усилиях проявля­ется государственная власть,

г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духов­но-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность и эффективность общественных отношений;

д) их труд является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из исполнителей жесткие требования в смысле подго­товки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.

Замещение должности на классифицированной государственной службе происходит следующими путями:

- назначенияпо усмотрению вышестоящего органа или должностного лица (это всегда относится к высшим должностям),

- аттестациилиц, уже занимающих должность (в федеральной государственной службе России аттестация проходит один раз в два года),

- конкурса (для вакантных должностей).

К общим обязанностям государственных служащих относятся:

- соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства;

- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

- соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций;

- неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов.

Права государственного служащего - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил для государственного служащего.

Права государственного служащего можно поделить на три группы:

- права, которые обеспечивают понимание служащими своего правового статуса и его правовая защита;

- права, которые способствуют непосредственному исполнению служебных обязанностей;

- права, которые способствуют усилению должностного активности государственного служащего, реализации его конституционных прав и свобод, обеспечивают социальные гарантии государственного служащего.

Поступающий на государственную службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты и ограничения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.