Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности муниципальной службы




Муниципальная служба в Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Регулируется ФЗ № 25-ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ»

Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

1. муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);

2. должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечнию исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. Их статус законом о муниципальной службе не определяется.

Кроме того, в органах местного самоуправления (или избирательных комиссиях муниципальных образований) могут работать лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности этих органов, которые также не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы:

1) основные квалификационные требования, ограничения и обязательства муниципальной службы и государственной гражданской службы едины;

3) требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих едины;

4) стаж муниципальной службы учитывается при исчислении стажа государственной гражданской службы и наоборот;

5) основные условия оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих соотносительны.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1. высшие должности муниципальной службы;

2. главные должности муниципальной службы;

3. ведущие должности муниципальной службы;

4. старшие должности муниципальной службы;

5. младшие должности муниципальной службы.

Законами субъектов РФ утверждаются реестры должностей муниципальной службы.

Существуют квалификационные требования:

- к уровню профессионального образования,

- стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности,

- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальным служащим может быть гражданин иностранного государства, в случае, если данное государство - участник международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 ФЗ. Заключению трудового договора может предшествовать конкурс.

Аттестация муниципального служащего проводится раз в три года в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Тенденции развития и направления реформирования института государственной службы в России

Государственная служба в России имеет глубокие исторические традиции; отмечается преемственность в законодательном регулировании государственной службы на всем протяжении ее существования. Вместе с тем, тенденции развития государственной службы в России противоречивы.

С одной стороны, нынешнее развитие законодательства свидетельствует о расширении сферы государственной службы, увеличении круга госслужащих. С другой стороны, постоянно звучат предложения о значительном сокращении их количества.

Специалисты выделяет следующие управленческие аномалии, присущие системе государственной службы современной России:

1. Бюрократизм вызывает отклонения в служебных отношениях, касающихся выполнения должностных обязанностей.

2. Коррупция - занимает второе место среди негативных явлений в государственной службе. У населения России растет уверенность в том, что правительство коррумпировано и действует в первую очередь в собственных интересах.

Сегодня одной из самых острых проблем является правовое регулирование организации системы управления госслужбой.

Специалисты рекомендуют проведение некоторых практических мероприятий по реформированию государственной службы:

1. Поддержка на высшем политическом уровне концепции административной реформы, признание работы по ее подготовке и проведению одним из государственных приоритетов и принятие всех необходимых мер по ее обеспечению.

2. Подготовка нормативных документов о системе управления в сфере кадровой политики, закрепляющих следующие меры: включение в состав кадровых органов и подразделений аналитических служб; образование комиссий по отбору и аттестации кадров;

3. Целенаправленное проведение политики обновления аппарата, в частности, за счет ротации кадров по "спирали" регионы — центр — регионы, а также привлечения на людей из сфер бизнеса, производства, науки, молодых специалистов с управленческим образованием.

4. Организация системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров.

5. Коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.

6. Значительное сокращение кадрового состава госслужбы за счет выведения из нее технических и других обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет" с элементами конкурсного отбора,

7. Проведение аттестации всех профессиональных служащих на основе единых разработанных критериев.

8. Обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении; создание апелляционных комиссий, создание комиссии по служебной этике государственного служащего.

Важную роль для повышения эффективности государственной службы могло бы сыграть создание федерального органа исполнительной власти, обладающего распорядительными, контрольными и иными полномочиями.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой государственная гражданская служба, каковы ее принципы?

2. Каковы основные виды государственной службы? Опишите классификацию должностей государственной гражданской службы.

3. Каковы особенности приема на государственную гражданскую службу в России, особенности прохождения и увольнения с гражданской службы?

4. Каковы основные права, обязанности, ограничения и запреты государственного гражданского служащего в России?

5. Опишите особенности военной и правоохранительной государственной службы в России.

6. Каковы основные особенности муниципальной службы в России?

7. Охарактеризуйте тенденции развития и направления реформирования государственной службы в России.

Тема 12: «Понятие и структура процесса государственного управления»

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы рассмотрим государственное управление как процесс, выявим содержание и основные характеристики этого процесс, его свойства и виды. Мы изучим организацию процесса государственного управления, установим формы, методы, средства государственного регулирующего воздействия. Также мы определим центральные и региональные органы государственного регулирования и контроля. Основные понятия и термины: процесс управления, метод управления, государственная политика.

Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Управление как процесс -совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

1. Сбор и обработка информации.

2. Анализ, систематизация, синтез.

3. Постановка на этой основе целей. Выбор метода управления, прогноз.

4. Внедрение выбранного метода управления.

Процессгосударственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений.

Содержание процесса управления определяется характером решаемых проблем и представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам.

Содержание процесса управления может быть:

• методологическим — предполагает этапы, отражающие как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого процесс управления можно представить как последовательность четырех основных этапов: целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы, управленческого решения;

• функциональным — проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь выделяют этапы планирования, организации, контроля и регулирования.

• экономическим — охватывает этапы установления экономических потребностей, оценки наличия ресурсов, распределения и использования ресурсов;

• социальным — раскрывает роль человека в осуществлении процесса управления, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является человек;

• организационным — проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия; этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;

• информационным — предполагает последовательное выполнение информационных работ: этапы поиска, комплектования, обработки и передачи информации.

Процесс управления обладает специфическими свойствами:

- изменчивостью (процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управления):

- устойчивостью (проявляется в возникновении и закреплении связей процесса управления между осуществляющими его звеньями);

- непрерывностью (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управления);

-последовательностью (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение);

- цикличностью (повторяемость процессов управления во все новых и новых циклах).

В различных условиях процесс управления может быть построен различными способами при сохранении всех его специфических свойств.

Это позволяет выделить наиболее типичные виды процессов управления:

линейный (характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т. д.);

корректируемый (предполагает необходимость дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа);

разветвленный (заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах);

ситуационный (характеризуется тем, что возникает как бы в зависимости от ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения);

поисковый (исходит из полной ясности цели воздействия, но при этом невозможно оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабатывается на основе цели и наиболее общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация).

Процесс управления теснейшим образом связан со структурой управления. Эта связь состоит в их взаимном влиянии.

Структура отражает стабильные формы разделения управленческого труда, процесс — последовательность выполнения различных видов управленческих действий. Опосредованно эта связь проявляется в принципах, функциях, механизме и методах менеджмента, которые в равной мере отражают и статику, и динамику управления.

Организация процесса управления — это его целесообразное построение во времени и в пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социальной системе и задачами повышения эффективности менеджмента. В конкретном выражении проявляется в распределении работ по этапам, установлении последовательности и временной протяженности их выполнения, обеспечении тех или иных звеньев системы управления в проведении этих работ.

Ключевое понятие управления — воздействие. Воздействие, которое осуществляется в социальных системах, понимается как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Результатом управляющего воздействия является управленческое решение.

Виды управляющего воздействия:

1. Внутреннее, т. е. исходящим от одного из элементов самой управляемой системы. В таком случае управление называют внутренним управлением, или самоуправлением. Примеры: управление кафедрой со стороны заведующего кафедрой и т.п.

2. Внешнее - управляющее воздействие оказывается на систему извне, другой системой. В этом случае орган управления является элементом управляющей системы более высокого ранга или большего масштаба. Примеры: управление кафедрой со стороны декана факультета и т.п.

Внешнее управление и самоуправление всегда сочетаются между собой в различных пропорциях. Чем больше роль самоуправления, чем меньше внешних управляющих воздействий - тем больше автономность управления, а следовательно, и автономность управляемой системы.

Государственное управление – 1) целенаправленная властная преобразовательная деятельность государственных органов и учреждений по реализации политики; 2) процесс реализации функций государственного управления; 3) научная дисциплина, исследующая и развивающая практику государственного управления.

Государственное регулирование - целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и др. нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.

Формы регулирующего воздействия государства:

1. Стимулирование - используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений в таком направлении, которое государство считает необходимым, одна из форм «мягкого» государственного руководства. Формами стимулирования являются льготы, премии, государственные гранты, награды и т.д.

2. Дозволение -характеризует нейтральную, но благожелательную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, видам деятельности. Государство не поощряет их, но и не запрещает — граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности.

3. Метод охраны - используется прежде всего для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительная деятельность государства осуществляется специализированным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.)

4. Требование- выражает активную заинтересованность государства в определенных действиях. В данном случае воля государства проявляется более отчетливо и в жестких формах. Он используется в конституционном праве (требование информации от должностного лица в «час вопросов» в парламенте), административном (требование регистрации общественного объединения для получения прав юридического лица), налоговом (платить налоги) и других отраслях права.

5. Запреты— форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форме запретов государство исключает вредную, нежелательную для него общества, человека деятельность. Пример: запрет пропаганды религиозной нетерпимости, запрет посягательства на жизнь человека, запрет торговли частных лиц ядами и т.д.

6. Метод установления ответственности предостережение государства о вредных последствиях, которые могут последовать для лица, организации, иного субъекта при несоблюдении требований илизапретов государственных органов, должностных лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.