Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный внутренний долг




ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Лекция 8

Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государ­ственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального Правительства. Возникновение этого вида ценных бумаг связано с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, состо­ящая из двух дополняющих друг друга подсистем: бюджетной и кредитной.

Бюджет современного государства, как правило, характеризу­ется превышением расходов над доходами, т. е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета следует рассматривать в свя­зи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он следствие войн, милитариза­ции экономики, снижения уровня национального производства, ошибок и просчетов правительства и т. п. Дефицит может быть позитивным, если он отражает активное участие государства в эко­номическом росте страны. В этом случае его преодоление встре­чает меньше трудностей. Вместе с тем бюджет, сбалансированный по доходам и расходам, всегда свидетельствует о пропорциональ­но развивающейся стабильной национальной экономике.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт (умень­шен) за счёт кредитов, полученных от Центрального банка РФ. По­добные банки во всех странах принадлежат государству. Если по­лучить кредит невозможно или он недостаточен, прибегают к де­нежным эмиссиям {они нежелательны, ибо ведут к инфляции) или к выпуску долговых обязательств государства. Выпуск последних во всех странах имеет тенденцию к возрастанию и ведёт к образо­ванию государственного долга.

Государственный долг — общая сумма задолженности госу­дарства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты насту­пает в текущем или ближайшем бюджетном году).

В условиях централизованной плановой экономики, основанной на безраздельном господстве общественной собственности и жёс­тком диктате государства в экономике и политике, государствен­ный долг перестаёт быть императивным, превращаясь в совокуп­ность обязательств, подверженных манипуляциям со стороны го­сударства. Об этом свидетельствует существовавшая в СССР до 1958 г. система ежегодных принудительных займов, не приносив­ших реальных доходов. Неоднократный отказ государства выпол­нять обязательства перед своими гражданами — свидетельство неэффективности и банкротства этой системы.

Рыночная экономика, основанная на законах, обязательных к исполнению, в частности на соблюдении имущественных обяза­тельств, предполагает наличие оформленных в виде государствен­ного долга долговых обязательств государства как перед юриди­ческими, так и перед физическими лицами.

Переход России к рыночной экономике потребовал вновь вер­нуться к определению понятия, состава государственного внутрен­него долга, принципов управления им и контроля за его состояни­ем, порядка его обслуживания. Всё это было изложено в Законе Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Рос­сийской Федерации» (1992 г.).

В Законе отмечено, что «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Прави­тельства Российской Федерации, выраженные в валюте Российс­кой Федерации... перед юридическими лицами, если иное не уста­новлено законодательными актами Российской Федерации». Государственный внутренний долг обеспечивается всеми актива­ми Российской Федерации.

Государственный внутренний долг России имеет следующие формы:

1) кредиты, полученные Правительством РФ;

2) государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ;

3) другие долговые обязательства, гарантированные Правитель­ством РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задол­женности прошлых лет и задолженности, вновь возникающей. В него включаются долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). РФ не несёт ответственности по долговым обязатель­ствам национально-государственных и административно-террито­риальных образований РФ, если они не были гарантированы Пра­вительством РФ.

Управление государственным внутренним долгом РФ произво­дится Правительством РФ на основе законодательных актов, при­нятых Государственной Думой и утверждённых Президентом РФ. Государственная Дума при утверждении республиканского бюдже­та РФ устанавливает верхний предел государственного внутренне­го долга и определяет политику по отношению к нему. Правитель­ство РФ определяет порядок, условия выпуска (выдачи) и разме­щения государственных долговых обязательств.

Обслуживание государственного долга производится Централь­ным банком РФ и его учреждениями (если иное не установлено Правительством РФ). Оно заключается в операциях по размеще­нию долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Все связанные с этим затра­ты производятся за счёт средств бюджета РФ.

Состояние государственного внутреннего долга РФ контроли­руется Государственной Думой. Правительство обязано ежегодно не позднее мая текущего года публиковать данные о состоянии государственного долга РФ за предыдущий финансовый год.

Покрытие государственного внутреннего долга происходит за счёт государственного бюджета. Оно предполагает погашение зай­мов по истечении срока погашения, а также выплату процентов (в том числе в купонной форме) и дисконтной разницы. В расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной стро­кой.

В мировую практику погашения государством своего долга вклю­чён выпуск новых ценных бумаг: государство строит «финансовую пирамиду», отличающуюся от подобных же «пирамид» частных фирм тем, что имеет более надёжное обеспечение (собственность госу­дарства, налоги и другие доходы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.