Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экология как наука и история ее развития




Лекция №1

Лекционный комплекс

План:

1. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии

2. История развития экологии как науки

3. Значение экологического образования в настоящее время.

Ключевые слова: экология, биология, биогеоценоз, биоценоз, популяция, эксистема, синэкология, аутэкология, демэкология

 

В буквальном смысле слово «экология» означает науку о «доме» (от греч. «ойкос» — жилище, местообитание). Термин «экология» пред­ложил немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году, но наука экология воз­никла в начале нашего века, а в широкий обиход это слово вошло в 60-х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

Как часть биологического цикла, экология—наука о местооби­тании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т. е. до био­сферы в целом.

Основным содержанием современной экологии является исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение функционирования биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов, биосферы, их продуктивности и энергетики.

Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы) и их динамика во времени и пространстве.

Основные задачи экологии могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биоценозах и экосистемах.

Предмет экологии разделяется тремя способами. Во-первых, выделяют аутэкологию, которая исследует взаимодействие отдель­ных организмов и видов со средой, и синэкологию, которая изучает сообщество. Во-вторых, разделение идет по типам сред, или место­обитаний: отдельно рассматривается экология пресных вод, моря, суши, океана. В-третьих, экология разделяется на таксономические ветви — экологию растений, экологию насекомых, экологию позво­ночных и т. д. вплоть до экологии человека. Рассматриваются также различные области практического приложения экологии — природ­ные ресурсы, загрязнение среды и т. п.

Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития науки – накопление фактического материала и первый опыт его систематизации.

Известный английский химик Р. Бойль (1627- 1691) является первым ученным, осуществившим экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияние низкого атмосферного давления на различных животных.

Второй этап развития науки связан с крупномасштабным ботанико – географическими исследованиями в природе. Появления в начале Х1Х столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769-1859) опубликовавшего в 1807 году работу «Идеи о географии растений».

Победа эволюционного учения в биологии открыла, таким образом, третий этап в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. В этот период завершилось отделение экологии от других наук. Термин “экология” для новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э.Геккелем в 1866 году. Он относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, интересующимся всеми сторонами жизни биологических организмов. Термин “экология ” в дальнейшем получил всеобщее признание. Во второй половине ХІХ столетия содержанием экологии являлось главным образом изучение образа жизни животных и растений и их адаптации к климатическим условиям – температуре, световому режиму, влажности и.т.д.

В 1910 году на ІІІ Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей и экологию сообществ. По определению швейцарского ботаника К.Шретера экология особей была названа аутэкологией (от греч. «autos»- сам и «экология»), а эколгия сообществ – синэкологией (от греч. приставки «syn», обозначающей «вместе»). Такое деление вскоре было принято и в зооэкологии. Появились первые экологические сводки: руководство к изучению экологии животных Ч.Адамса (1913), книга Шелфорда о сообществах наземных животных (1913), С.А.Зернова по гидробиологии (1913) и др.

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих синтетических наук в связи с ее огромным значением для понимания взаимоотношений человечества с окружающей средой. Негативные экологические последствия научно-технического прогресса обусловлены часто ошибками в технической и экологической политике, связанными с недооценкой экологических последствий и экономического ущерба от антропогенных воздействий. Ответственность за решение проблемы гармонического взаимоотношения между природой и обществом ложится на специалистов с высшим образованием. Несомненно, чем выше интеллектуальный уровень всех членов общества в области окружающей среды, тем легче решать и предотвращать экологические проблемы современности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.