Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не является 1 страница




Ситуационный

Системный

Процессный

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

Административная или классическая школа управления

Школа научного управления

По функциональным областям деятельности организации

По отдельным задачам

По отдельным исполнителям

По отдельным объектам

Качественными показателями

Количественными показателями

Словесной формулировкой

Желаемый результат деятельности работника организации

60. В каком виде могут быть представлены цели организации?

2. Формулами

5. «Деревом целей»

61. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?

62. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

63. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?

1. Школа научного управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

64. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

4. Школа науки управления или математическая школа управления

65. Какие существуют подходы к менеджменту?

4. Динамический

66. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?

1. Метод «Дельфы»

2. Метод «Альпы»

3. Метод «дерева целей»

67. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?

1. Является

 

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.

 

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

 

Школа классического научного управления.

 

Школа неоклассицизма и человеческих отношений.

 

Школа количественного и системного подходов.

 

Школа системного и инновационного подходов.

 

Менеджмент – это управление социально техническими и социально экономическими системами т.е. организациями, целью которого является получение больших результатов при наименьших затратах в условиях рыночной конкурентной среды.

 

Сущность любого явления – это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

 

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

 

При этом к задачам менеджмента также относятся:

 

· переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

 

· стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

 

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

 

· разработка стратегии развития организации и реализация;

 

· определение конкретных целей развития организации;

 

· постоянный поиск и освоение новых рынков;

 

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

 

· осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

 

Функции. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

 

- планирование;

 

- организовывание;

 

- мотивация;

 

- контроль;

 

- координация.

 

Необходимо отметить, что функции менеджмента реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов, а именно: организационные, административные, экономические, социально-психологические.

 

Главным принципом в международной практике считается принцип – научность, в сочетании с элементами искусства. Следуя этому принципу, менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук и в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

 

Другим принципом менеджмента должна быть функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающий его специфику.

 

Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого.

 

Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

 

Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.

 

Системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения

 

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

 

Субъект управления – это тот, кто (что) управляет. Это может быть как одушевленный субъект (президент, менеджер, бригадир и т.п.), так и неодушевленный (менеджмент, министерство, администрация, правительство и пр.)

 

Объект управления – это тот, кем (чем) управляют. Это также может быть как одушевленный объект (рабочий, специалист, служащий и др.), так и неодушевленный (бригада, цех, завод и др.).

 

Между субъектом и объектом управления обязательно существует связь. Связь бывает двух видов: прямая и обратная.

 

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта управления к объекту управления. Прямая связь может выражаться посредством приказа, распоряжения, указания, совета, наставления, пожелания и т. и. и т. д.

 

Обратная связь – это информация, поступающая от объекта управления к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления. Обратная связь может выражаться посредством отчета, сообщения и др.

 

Если связь нарушается или искажается, то управление теряет свою эффективность. Менеджер должен всячески стремиться к тому, чтобы информация, поступающая по обеим видам связи была как можно более достоверной.

 

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

 

Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые призваны решать разнообразные задачи.

 

По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.

 

Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента.

 

В современной теории менеджмента выделяются две формы организации: механистическая и органическая.

 

Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Органическая модель организационного проектирования резко отличается от механистической модели, поскольку их организационные характеристики являются результатом различных критериев эффективности. В то время как механистическая модель стремится к максимальной эффективности и производительности, органическая модель стремится к максимальным удовлетворенности, гибкости и развитию.

 

Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала. Менеджеры поощряются за практические достижения, что способствует росту персонала и повышению его ответственности. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Такие действия направлены на улучшение существа органической модели: организация будет эффективна в той степени, в какой ее структура «обеспечивает максимальные возможности работнику во всех взаимодействиях и во всех отношениях с организацией; каждый член, с учетом его прошлого опыта, ценностей, устремлений и ожиданий, считает подход благоприятным и способствующим созданию и поддержанию чувства личного достоинства и значимости».

 

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

 

Различают связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

 

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная (каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности); функциональная (реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления); линейно-функциональная (линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления); матричная (характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления); дивизиональная (дивизионы или филиалы выделяются или по области деятельности или географически); множественная (объединяет различные структуры на разных ступенях управления, например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная).

 

Эффективность управления фирмой во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений. Поэтому скелет управления – его организационная структура – должен обрастать «мускулатурой управления». Этому способствуют следующие нормативные документы: положения об отделах и службах; должностные инструкции.

 

Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.

 

В настоящее время известны 4 подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

 

I. Подход с позиции выделения различных школ, который заключает в себя фактически 4 разных подхода:

 

1. Школа научного управления;

 

2. Административная или классическая школа;

 

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;

 

4. Школа науки управления или математическая школа управления.

 

II. Процессный подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (основными функциями менеджмента являются: организация, мотивация, планирование, контроль).

 

III. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

IV. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса ускорением научно – технического процесса. Все выше указанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

 

Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений, примеры.

 

Методология в буквальном значении есть учение о методах познания. Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Конкретными основами методологии менеджмента являются: – экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие; – системный подход, который является методологией общей теории систем.

 

Ситуационный подход. Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Поскольку существует множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует единый “лучший” способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. При ситуационном подходе внимание сосредоточивается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. В связи с этим следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

 

Системный подход. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход применяется сравнительно недавно, тем не менее, уже сейчас его влияние велико и в дальнейшем будет расти. На системной основе, вероятно, можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться в будущем. Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

 

Процессный подход. Этот подход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

 

Инфраструктура менеджмента. Организация – как объект управления. Основные признаки организации.

 

Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

 

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.[1]

 

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем

 

Организация – это группа людей деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.

 

Обязательные требования для организации:

 

1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

 

2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

 

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

 

Организации бывают:

 

- формальные – это организация созданная по воле руководства;

 

- неформальные – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно;

 

- простые – это организация которая имеет одну или несколько целей;

 

- сложные – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.

 

Цели всякой организации включают в себя преобразование ресурсов для достижения результата.

 

Ресурсы используемые организацией:

 

- люди;

 

- капитал;

 

- материальные ресурсы;

 

- технологии и информация.

 

Разделение труда в организации происходит по горизонтали и по вертикали.

 

Если минимум два человека работают вместе – они должны делить работу между собой, при этом разделение работы на составные элементы является горизонтальным разделением труда. Но поскольку работа в организации разделена на составные элементы, кто-то должен координировать работу группы чтобы она была успешной. Отделение работы по координации действий от самих действий и есть вертикальное разделение труда.

 

Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри самой организации.

 

Основных переменных организаций пять:

 

Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

 

Задача организации отражается в таких целях как рентабельность и производительность.

 

Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

 

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

 

Люди – это важный элемент внутренней среды и как человеческая переменная включает в себя три аспекта:

 

-поведение отдельных людей;

 

-поведение людей в группах;

 

- поведение человека в роли руководителя.

 

Выделяются шесть основных признаков организации:

 

■ Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.

 

■ Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.

 

■ Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.

 

■ Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.

 

■ Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

 

■ Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.

 

Управление социально-экономическими системами (организациями).

 

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

 

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.

 

Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что обуславливает необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

 

Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.

 

Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:

 

1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;

 

2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления.

 

С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

 

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:

 

1) сбор первичной (начальной) информации;

 

2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;

 

3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;

 

4) предоставление синтетической информации субъекту управления;

 

5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;

 

6) принятие субъектом управленческого решения;

 

7) документальное оформление решения;

 

8) архивизация документов;

 

9) доведение решения до исполнителей.

 

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

 

В условиях рыночной экономики успешность предприятий зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности, конкурентоспособности организаций, которые определяются уровнем менеджмента. Конкуренция – ключевое понятие для любых наук, дисциплин, связанных с деятельностью социально-экономических систем. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Это состязательность, соперничество, борьба юридических и физических лиц за покупателя, за выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса “вымывания” с рынка некачественных товаров и услуг.

 

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

 

Внешняя и внутренняя среда организации.

 

Все организации функционируют во внешней среде. Любое действие организации возможно только в том случае, если его осуществление допускает среда, в которой она функционирует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.