Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Личность как психологическое понятие




Теоретический материал по теме

 

В психологии существует множество определений личности. Б.Г.Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Рождаясь, человек является в большей степени носителем биологических признаков вида, поскольку его отношения с окружающим миром и обществом находятся в зачаточном состоянии. И хотя уже во внутриутробном периоде под влиянием внешних условий закладываются так называемые метапрограммы (определенные тенденции эмоциональных реакций и поведения), новорожденный скорее является объектом воздействия среды. Это означает, что его отношения с миром еще не приведены в систему, он еще не осознает себя как отдельное «Я», а потому является пока индивидом.

Постепенно ребенок включается в систему отношений с обществом и с окружающим миром в целом, исследует и познает закономерности взаимодействия с ним, начинает выделять себя из окружающей действительности, осознавая собственное «Я» и ощущая себя равноправным субъектом деятельности. Ощущать себя субъектом, - значит осознанно проявлять определенную активность. Причем важно отметить, что сознание формируется именно в процессе деятельности. Таким образом, на втором этапе своего развития человек становится субъектом деятельности.

Включаясь в систему общественных отношений, благодаря своим генетическим особенностям, развивающемуся сознанию и активной деятельности, человек постепенно становится личностью.

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

Таким образом, личность – это человек, рассматриваемый с учетом системы его устойчивых психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и определяют его поведение.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Для субъекта его личность осознается как его «Я» («образ Я», «Я-концепция») - система представлений о себе, проявляющаяся в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Рефлексия (соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни) позволяет личности изменить свое поведение и развиваться.

Личность представляет собой относительно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях может быть разнообразным. В отличие от врожденных свойств (темперамент, задатки), приобретенные свойства личности менее устойчивы, что позволяет ей адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Изменения взглядов, установок, ценностных ориентации и т.д. в таких условиях являются положительным свойством личности, показателем ее способности к развитию.

По точному выражению Леонтьева личность «рождается дважды». Первый этап приходится на период до 5-7 лет, когда ребенок усваивает нормы поведения и получает первые представления о жизненных ценностях. Поскольку в этом возрасте он еще не может глубоко осмыслить усвоенное, самоконтроль поведения и проблема выбора даются ему непросто. При отсутствии контроля со стороны многие дети склонны отступать от правил, если инстинктивные желания противоречат их выполнению. Но если ребенка приучают вести себя определенным образом, то вырабатываются привычки, которые облегчают ребенку трудности, связанные с необходимостью поступать в соответствии с общественными моральными и этическими нормами. Второй этап развития личности реализуется обычно в возрасте 12-17 лет, когда усвоенные ранее ценности начинают снова привлекать внимание подростка и переосмысливаются. При этом многие из них подвергаются сомнению и перепроверяются на практике. В норме подросток к 18 годам «присваивает» некоторые ценности, иные отвергает, в результате чего создает свою собственную иерархию ценностно-смысловых ориентаций, которая может отличаться от первоначальной. По завершении основного периода «присвоения» норм и ценностей человек начинает соблюдать нормы и правила не столько под страхом наказания, сколько под влиянием собственных убеждений. Если же какие-либо нормы не нашли себе значимого места в иерархии данной личности, они обычно нарушаются при любом удобном случае. Эта закономерность объясняет неспособность нашей законодательной системы перевоспитать преступников, а также справиться с мелкими административными и иными нарушениями в обществе. До тех пор, пока человек не испытывает потребности следовать определенным нормам, заставить его извне можно только силой, что не всегда осуществимо: всегда найдется ситуация, когда ему никто не помешает нарушать законы и правила. Важно также отметить, что этапы развития личности не всегда протекают гладко, поэтому некоторые субъекты «застревают» подростковом периоде личностного развития, так и не сумев переосмыслить жизненные ценности и не сформировав для себя четкую иерархию норм и ценностей. В этом случае мы можем констатировать, что личность остается «инфантильной». Под инфантильной личностью имеют в виду человека, не отдающего себе отчет в своих действиях и желаниях, непоследовательного в постановке целей. Но главное, принимая спонтанные решения, зачастую противоречащие по целям друг другу, человек не способен нести ответственность за свой выбор и поступки. Такая личность не способна к целенаправленному развитию и обречена на неуспешность в отсутствии посторонней помощи.

Неповторимая совокупность биологических, личностных и поведенческих особенностей человека называется индивидуальностью. Индивидуальность определяется всеми тремя перечисленными выше уровнями развития.

Поскольку понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых этапов развития человека, именно оно оказалось в центре внимания психологов, философов и других ученых. Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

Одной из наиболее распространенных является модель структуры личности по Ганзену, которая включает в себя: темперамент, направленность, характер, способности.

Особенности каждого из перечисленных свойств мы рассмотрим ниже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.