Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская музыка XIX века




 

Во 2-ой четверти 19-го века русская музыка вступила в период своего расцвета. Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка.

Глинка Михаил Иванович. Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье помещика. Выдающиеся музыкальные способности проявились у Глинки во время его учебы в Благородном пансионе при Педагогическом училище в Петербурге. Окончив пансион, Глинка выехал для поправки здоровья сначала в деревню, а потом на Кавказ, где его особенно заинтересовала народная музыка, оказавшая впоследствии влияние на гармонию его произведений.

В 1824 году Глинка поступил на службу в канцелярию Совета путей сообщения, но главным занятием для него была музыка. своё музыкальное образование Глинка совершенствовал в Италии и в Берлине. Пробыв несколько лет за границей, Глинка в 1834 году вернулся в Россию, будучи к этому времени автором уже целого ряда музыкальных произведений. Он тут же приступил к осуществлению своего замысла – созданию русской национальной оперы.

Первая его опера – «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») – была поставлена в 1836 году, а следующая – «Руслан и Людмила» – в 1842 году. Но оперы не получили официального признания.

Последний период своей жизни Глинка вновь проводит в путешествиях – Испания, Франция, Польша. Умер он за границей, в Берлине.

Глинка создал ряд произведений для оркестра, в том числе две увертюры, фантазию «Камаринская», камерные и фортепианные произведения, песни и романсы.

Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота рельефных и выразительных мелодий, красочность и тонкость гармонии и инструментовки – ценнейшие качества музыки Глинки. Глинку считают родоначальником классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

Произведения:

оперы: «Иван Сусанин» (1836), «Руслан и Людмила» (1842);

«Симфония на две русские темы» (1834)

увертюры: «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1851);

«Вальс-фантазия» (первоначально для фортепиано – 1839, 1845 – оркестровка);

«Камаринская» (1848);

романсы, песни, арии (цикл «Прощание с Петербургом» – 1840);

фортепианные сочинения: ноктюрн «Разлука» (1839);

музыка к драматическим спектаклям.

Наиболее значимыми жанрами стали оперы, романсы, симфонии и камерно-инструментальная музыка.

Новый этап начался в 60-е годы. Основанное в 1859 году А. Рубинштейном русское музыкальное общество способствовало приобщению широких кругов слушателей к серьезной классической музыке. Создание консерваторий в 1862 году в Петербурге и в 1866 году в Москве положило начало подготовке профессиональных композиторов, педагогов, музыкальных критиков.

В 60-е и 70-е годы за решительное обновление русской музыки выступают композиторы "Могучей кучки" во главе с Балакиревым. Могучая кучка - название творческого содружества русских композиторов-реалистов, сложившегося в начале 60-х годов XIX века. В кружок входили А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был искусствовед и критик В. Стасов, давший название содружеству. Композиторы «Могучей кучки» стали наиболее яркими представителями русской национальной реалистической музыки середины XIX века.

Годы 80-е и 90-е, когда творчество многих композиторов достигает высокой зрелости, выдвигается новое поколение талантливых музыкантов. Беляевский кружок – объединение российских музыкантов в конце XIX - начале XX. Его организатором был известный петербургский меценат и музыкальный деятель М. П. Беляев (1836-1903). Идейным руководителем кружка был Н. Римский-Корсаков, являвшийся как бы связующим звеном между композиторами «Могучей кучки» и новым поколением музыкантов. В состав кружка входили А. Глазунов, А. Лядов и др.

Конец 19-го, начало 20-го века ознаменовались огромными историческими сдвигами. В этот период большое внимание в русской музыке уделяется таким направлением как символизм и романтизм, его называют,,серебряным веком” русской музыкальной культуры.

Скрябин Александр Николаевич. Родился в Москве в семье дипломата. Его мать была пианисткой. С самого детства родители поместили сына в кадетский корпус, где сразу же были замечены музыкальные способности будущего композитора.

В 1889 году он выдержал экзамен в Московскую консерваторию по двум классам: теории музыки и фортепиано. Закончив в 1892 году консерваторию, Скрябин отправляется на несколько лет в своё первое музыкальное турне по России и странам Западной Европы, во время которого он приобретает большую популярность не только как пианист, но и как композитор.

В начале 1896 года он даёт первые авторские концерты за границей (Париж, Брюссель, Берлин, Гаага, Амстердам, Кёльн).

В 1897 году за фортепианные пьесы Скрябину присуждается премия им. Глинки. В 1898-1903 гг. Скрябин является профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Он выступает с сольными концертами, исполняя свои собственные произведения, и занимается изданием своих музыкальных сочинений.

В 1904 году Скрябин отправляется в новое концертное турне: Швейцария, Италия, США, Франция – везде премьеры сочинений для оркестра и авторские концерты Скрябина-пианиста. Лишь в 1910 году Скрябин окончательно возвращается в Россию.

В 1911 году за поэму «Прометей» ему присуждают вторую премию им. Глинки. Скрябин совершил большую гастрольную поездку по России (Одесса, Минск, Вильнюс, Таганрог, Ростов-на-Дону).Умер Скрябин в Москве от заражения крови.

В первых произведениях Скрябина особенно сильно ощущается влияние Шопена. Но с 1902 года в музыке Скрябина всё сильнее проявляется его собственный композиторский стиль, всё большее место занимают элементы программной музыки. Его обогащённая до предела гармония не может уже уместиться в рамках тональной системы, и тогда композитор впервые прибегает к аккордным сочетаниям. Применяя на практике вагнеровские принципы, Скрябин обращается в некоторых своих произведениях к световым и цветовым эффектам.

Произведения:

3 симфонии: № 1 (1899-1900), № 2 (1901), № 3 «Божественная поэма» (1903-1904);

«Поэма экстаза» (1905-1907), «Прометей» (поэма огня, 1909-1910);

пьесы для симфонического оркестра: «Мечты» (1898), скерцо (1899); концерт для фортепиано с оркестром (1896-1897);

для фортепиано: 10 сонат-поэмы, среди них: «Трагическая» (1903), «Сатаническая» (1903), поэма-ноктюрн (1911-1912), «Маска» (1912), «Странность» (1912), «К пламени» (1914); 83 прелюдии, 21 мазурка, 3 вальса, 23 этюда, 8 экспромтов, циклы и группы пьес.

Рахманинов Сергей Васильевич. Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано – у Зверева (1891) с большой золотой медалью.

Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр.

В 1917 году он уезжает в Европу, и после нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, окончательно поселяется в Соединённых Штатах Америки. Умер в Беверли-Хиллс (Калифорния).

Рахманинов является автором трёх опер (в том числе «Алеко»), трёх симфоний, произведений для оркестра, четырёх концертов для фортепиано, рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений, многочисленных фортепианных произведений, песен и романсов. По стилю его творчество очень близко русской национальной школе, особенно – музыке Чайковского, с которым композитор был близко знаком. При этом Рахманинов использовал все достижения ХХ века в области музыки - и формальные, и чисто технические. Его произведения исключительно разнообразны и по своему характеру и по драматическому напряжению, а в партиях фортепиано он великолепно использовал все технические возможности этого инструмента. Песни и романсы Рахманинова отличаются глубоким лиризмом и точной музыкальной характеристикой образов.

Произведения:

оперы: «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь» (1904), «Франческа да Римини» (1904);

для солистов хора и оркестра: кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913);

для оркестра: 3 симфонии, фантазия «Утес» (1893), «Симфонические танцы» (1940), симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909);

для фортепиано:1 концерт (1890-1891), 2 концерт (1901), 3 концерт (1909), 4 концерт (1914-1926), «Рапсодия на тему Паганини» (1934);

камерно-инструментальные ансамбли: «Элегическое трио» («Памяти великого художника» - 1893);

для фортепиано: «Вариации на тему Корелли» (1931)‚ 6 музыкальных моментов (1896)‚ 25 прелюдий‚ 15 этюдов-картин;

для хора: «Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915);

72 романса, транскрипции и переложения для фортепиано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.