Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Панамский кризис и интервенция США в Панаме 2 страница




Были предприняты попытки укрепить престиж сальвадорского режима приданием ему облика представительной демократии. В марте 1982 г. состоялись всеобщие выборы, после которых военно-гражданская хунта была заменена конституционным коалиционным правительством, в котором преобладание получили правые партии» После выборов 1984 г. к власти уже в качестве избранного президента вернулся лидер центристской ХДП Н. Дуарте (1984– 1989), получивший в первом туре более 43% голосов, а во втором туре–54%. Н. Дуарте вновь попытался продолжить реформы. Но в условиях гражданской войны эти попытки не очень удавались, армия сохраняла роль решающего фактора власти, продолжался террор «эскадронов смерти», усилились правонационалистические партии. Гражданская война в Сальвадоре затянулась на долгие годы, принеся большие беды и лишения стране и населению. 75 тыс. человек погибли, около миллиона эмигрировали, сотни тысяч бежали из зон боевых действий.

С конца 70-х годов активизировалось партизанское движение против реакционного военно-авторитарного режима в Гватемале, В первой половине 80-х годов оно приняло значительные размеры. В вооруженной борьбе участвовали леворадикальные революционные организации и Гватемальская партия труда (ГПТ) – коммунисты. В 1981 г. было создано Национальное революционное единство Гватемалы (НРЕГ), в рамках которого установилось сотрудничество всех вооруженных революционных организаций. В боевых действиях участвовали крестьяне-индейцы, студенты, рабочие. Численность повстанческих отрядов достигла 3,5 тыс. человек (при наличии в стране почти 50-тысячной армии). Предпринимались попытки партизанских акций и в Гондурасе, но здесь они не получили заметного распространения.

Революционные события перекинулись и в, зону Карибского бассейна, где 13 марта 1979 г. победила революция в маленькой островной стране Гренаде (площадь 344 км2, население 110 тыс.


человек). Властью овладела группа революционеров во главе с Морисом Бишопом, поддержанная населением. На острове начались преобразования. Ведущие позиции в экономике занял государственный сектор, получила развитие производственная кооперация в сельском хозяйстве. Началось осуществление планов экономического развития, строился современный аэропорт, что должно было стимулировать и приток иностранных туристов. Прирост ВВП увеличился с 2,1% в 1979 г. до 5,5% в 1982 г. Безработица сократилась за те же годы с 49% ЭАН до 14%. Проводились широкие социальные мероприятия, ликвидировалась неграмотность.

Гренада вступила в Движение неприсоединения, развивала отношения с западноевропейскими странами, установила тесное сотрудничество с Кубой и Советским Союзом. Правящая партия Гренады («Новое движение ДЖУЭЛ») примкнула к Социнтерну. Революционные преобразования на Гренаде, вместе с событиями в Центральной Америке, курс Гренады на сближение с Кубой и СССР обеспокоили правительства соседних островных карибских государств и Вашингтон, отношения которых с Гренадой осложнились.

США расширили военную помощь не только противникам никарагуанской революции и сальвадорскому режиму, но и другим центральноамериканским правительствам, стремясь укрепить их и совместно с ними противостоять революционным силам на перешейке. Общая военно-экономическая помощь США правительствам Сальвадора, Гватемалы и Гондураса за 1981–1986 гг. составила 4,5 млрд. долл. Численность вооруженных сил этих трех стран увеличилась с 43,5 тыс. человек в 1981 г. до 149 тыс. в 1985 г.

Правительство президента Рональда Рейгана в США (1981–1989) усматривало в событиях в Центральной Америке и на Гренаде проявление глобального противоборства западного «свободного мира», возглавляемого США, с экспансией международного коммунизма в лице СССР и Кубы, к которым примкнули сандинистская Никарагуа и Гренада. Советский Союз и Куба, со своей стороны, видели в центральноамериканских событиях развитие одного из очагов противоборства мировых революционных сил с силами реакции и империализма. Это вело к опасной эскалации регионального конфликта.

Первое время правительство Рейгана делало ставку преимущественно на силовые методы ликвидации возникших революционных очагов. Проще оказалось разделаться с крошечной Гренадой, против которой США подготовили прямую военную интервенцию. Чтобы придать ей видимость коллективной акции, Вашингтон заручился поддержкой и символическим участием в интервенции правительств нескольких соседних карибских стран от имени Организации восточнокарибских государств. В качестве предлога для вмешательства США использовали возникший в октябре 1983 г. раскол в


революционном руководстве Гренады, отстранение его экстремистским крылом от власти, а затем и убийство лидера Гренадской революции Мориса Бишопа. 25 октября 1983 г. при поддержке морских и военно-воздушных сил США на острове высадились 1900 американских морских пехотинцев и 300 солдат, посланных правительствами Ямайки, Барбадоса и некоторых других карибских стран. Гренадские революционеры и работавшие на острове кубинские строители оказали сопротивление, но долго продержаться не смогли. В начале ноября оккупационные войска на Гренаде достигли 6 тыс. человек. В условиях оккупации у власти было поставлено угодное США правительство, революционные преобразования отменены. В дальнейшем на острове был восстановлен юридически конституционный режим. Экономическое и социальное положение на Гренаде в последующие годы было сложным. К 1986 г. безработица вновь поднялась до 40% ЭАН. После подавления Гренадской революции в Карибском бассейне укрепились позиции США и местных консервативных сил, возросло экономическое и военно-политическое сотрудничество ряда карибских стран с США.

Предпринять «гренадский вариант» в Никарагуа и Сальвадоре было гораздо сложнее, и правительство Рейгана не решилось на это, хотя и усилило военное вмешательство в Центральной Америке и необъявленную войну против Никарагуа с помощью контрас. Акции, предпринятые США, осложнили развитие революционной борьбы в Центральной Америке, локализовали ее, но не смогли привести к поражению революционных сил. Становилось очевидным, что конфликт в субрегионе не может быть решен военным путем.

Поиски мирного урегулирования. Интервенционистская политика США в Центральной Америке вызвала не только противодействие социалистических государств, протесты левых сил разных стран, но и обеспокоенность многих правительств латиноамериканских республик, опасавшихся разрастания конфликта и угрозы со стороны США суверенитету стран региона, хотя революционный режим Никарагуа не внушал им симпатий. Курс Вашингтона осудили Движение неприсоединения, Социнтерн, Ватикан. Страны Западной Европы, кроме Великобритании и ФРГ, а также Япония отмеже-вались от поддержки интервенционистских акций США в Центральной Америке.

Инициатором поисков мирного урегулирования в соседнем с нею субрегионе выступила в 1981 г. Мексика. В августе 1981 г. в совместном заявлении президента Мексики Лопеса Портильо и президента Франции Франсуа Миттерана РДФ и ФНОФМ в Сальвадоре признавались представительной политической силой. Был высказан призыв к решению конфликтной ситуации в Центральной Америке с помощью переговоров. В феврале 1982 г. Лопес Портильо, посетив Никарагуа, заявил, что вооруженное вмешательство США


в Центральной Америке было бы огромной исторической ошибкой. Он выдвинул план мирного урегулирования конфликтной ситуации в субрегионе на основе отказа США от применения силы, сокращения вооружений в центральноамериканских странах и заключения ими между собой пактов о ненападении.

Вскоре к усилиям Мексики присоединились Венесуэла, а затем Колумбия и Панама. В январе 1983 г. министры иностранных дел этих стран провели встречу на панамском островке Контадора, создав Контадорскую группу в составе 4 государств – участников встречи. Они призвали центральноамериканские страны к диалогу и поискам взаимоприемлемого мирного решения конфликта на основе невмешательства, предложив свое содействие. В сентябре 1984 г. Контадорская группа представила проект Акт мира и сотрудничества в Центральной Америке, подготовленный ею. Это был план урегулирования конфликта политическими средствами. Акт предусматривал ликвидацию иностранных военных баз в субрегионе, высылку иностранных военных советников, прекращение поставок оружия и иной помощи антиправительственным группировкам. Однако страны Центральной Америки, не отвергая прямо предложенного Акта, но высказывая все новые поправки к нему, так и не подписали его.

В сентябре 1985 г. Бразилия, Аргентина, Перу и Уругвай образовали Группу поддержки Контадоры, присоединившись к усилиям Контадорской группы. Контадорская инициатива и ее широкая международная поддержка (со стороны большинства стран Латинской Америки, многих европейских государств, социалистических стран, Движения неприсоединения, Социнтерна, ООН) сыграли немаловажную роль в том, что правительство Рейгана так и не решилось на прямое военное вторжение в Никарагуа. К тому же в самих США имелась значительная оппозиция планам эскалации военного вмешательства США, особенно среди демократов.

Приход к власти в январе 1986 г. в Гватемале и Гондурасе гражданских конституционных правительств создал более благоприятную обстановку для поисков соглашения. В мае 1986 г. в городе Эскипулас в Гватемале состоялось совещание глав пяти центральноамериканских республик – Никарагуа, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Коста-Рики. Оно высказалось за мирное урегулирование в субрегионе, но разногласия между Никарагуа и остальными республиками не позволили достичь конкретных решений.

С новой инициативой выступил пришедший к власти в мае 1986 г. президент Коста-Рики Оскар Ариас (1986–1990), выдвинутый на этот пост ведущей в стране Партией национального освобождения (социал-демократической ориентации). В феврале 1987 г. он предложил План мира, предусматривавший прекращение


огня и амнистию в странах субрегиона, демократизацию, прекращение военной помощи других стран любым вооруженным группировкам в Центральной Америке, запрещение использования территории государств субрегиона для поддержки мятежных формирований. План Ариаса лег в основу соглашения, подписанного на втором совещании в г. Эскипуласе (Гватемала) президентов Никарагуа, Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики и Сальвадора 7 августа 1987 г. Это был первый реальный шаг по пути мирного политического урегулирования, имевший международный резонанс. О. Ариасу была присуждена Нобелевская премия мира за 1987 г.

К концу 80-х годов стало очевидным поражение контрас. Стремление к мирному урегулированию в субрегионе усилилось. Все более тяготились присутствием лагерей контрас на территории Гондураса власти этой республики. Правительства Сальвадора и Гватемалы надеялись использовать соглашение для прекращения повстанческой борьбы в своих странах. Оказала влияние и общая тенденция к спаду напряженности на международной арене, к прекращению конфронтации и развитию сотрудничества между СССР и США и другими государствами, к разоружению, к политическому решению региональных конфликтов на компромиссной основе с учетом интересов всех стран. Готовность к компромиссу наметилась со стороны никарагуанского правительства. В этих условиях правительство США также стало склоняться к отказу от интервенционистских планов и ставки на контрас. Оно надеялось, что усиление давления на Никарагуа, с тем чтобы добиться расширения позиций противников сандинистов в политической жизни республики, в обстановке экономической разрухи и роста недовольства приведет к утрате власти сандинистами и без прямой интервенции. Несмотря на реальность подобной перспективы, сандинистское руководство Никарагуа пошло на существенные уступки своим оппонентам внутри вне страны, чтобы добиться прекращения разорительной необъявленной войны, переключить усилия на мирное развитие, укрепить международные позиции республики.

На совещании президентов пяти стран в Коста-дель-Соль Сальвадор) в феврале 1989 г. Д. Ортега обещал осуществить самую широкую демократизацию, провести досрочно всеобщие выборы, не позднее февраля 1990 г. (по конституции они предстояли в ноябре 1990 г.), предоставить полную свободу и равные права для всех оппозиционных партий в избирательной кампании под контролем Верховного избирательного совета с участием в нем представителей оппозиции и наблюдателей от ООН и ОАГ. Со своей стороны, остальные участники совещания обязались вместе с Никарагуа выработать и осуществить до выборов совместный план демобилизации и репатриации контрас, добиться прекращения им военной помощи. Совещание обратилось ко всем повстанческим силам


в субрегионе, в том числе в Сальвадоре, с призывом включиться в конституционные политические процессы. Была достигнута договоренность создать Центральноамериканский парламент и совместную комиссию по окружающей среде и развитию. Совещание призвало международное сообщество оказать поддержку восстановлению экономики и интеграции стран Центральной Америки.

Правительство Никарагуа выполнило взятые обязательства, хотя контрас так и не разоружились в намеченные сроки. В стране развернулась избирательная кампания под наблюдением тысяч представителей от разных стран, от ООН и ОАГ. СФНО и его кандидат в президенты на следующий срок Д. Ортега предлагали программу мира, восстановления и развития страны на основе примирения и сотрудничества разных слоев и групп населения. Сандинисты заявили о готовности вернуться к своим первоначально провозглашенным целям: политический плюрализм (демократический конституционный режим при наличии многопартийности), смешанная рыночная экономика с признанием важной роли частного сектора, неприсоединение и миролюбивая внешняя политика. Это создавало определенные предпосылки для сближения сандинистов со сторонниками демократического социализма и социал-демократии.

На всеобщих выборах сандинистам противостоял единый, хотя и пестрый блок – Национальный союз оппозиции (НСО) в составе 14 партий–от сторонников контрас до коммунистов (НСП и КП). Влиятельные позиции в блоке занимали Либерально-реформистские партии и течения. Кандидатом в президенты от НСО была. выдвинута Виолетта Барриос де Чаморро, вдова убитого агентами диктатуры Сомосы в 1978 г. либерального деятеля П. Х. Чаморро. После победы революции в 1979–1980 гг. она входила в руководство республики, затем перешла в оппозицию. НСО обвинил сандинистов в измене первоначальным целям революции, в монополизации власти и подавлении демократии, в развале экономики и коррупции. В. Чаморро обещала полностью восстановить демократию и законность, разоружить контрас, резко сократить вооруженные силы, утвердить мир на никарагуанской земле, снизить государственные расходы, в кратчайшие сроки преодолеть инфляцию, возродить экономику, вернуть землю тем, у кого она была отобрана с нарушением закона.

Всеобщие выборы состоялись 25 февраля 1990 г. В них участвовало 86,3% избирателей. НСО победил, получив 54,7% голосов и абсолютное большинство мест в Национальной ассамблее (51 из 92). За СФНО проголосовали 40,8% участников выборов, и он приобрел 39 мест в парламенте. Сандинисты получили наибольшую поддержку среди служащих и рабочих госсектора, студентов, военных. Оппозицию поддержали предприниматели; мелкие собственники, значительная часть трудящихся частного сектора, лиц, потерявших работу, крестьян. Сандинисты сохранили роль влиятель-


ной массовой политической силы, успешно противостоять которой остальные партии на выборах смогли лишь вместе. СФНО подтвердил свое обещание уважать итоги выборов и заявил, что будет отстаивать завоевания революции в рамках закона. 25 апреля 1990 г. Даниэль Ортега передал президентские полномочия Виолете Барриос де Чаморро.

После почти 11 лет пребывания у власти СФНО перешел в оппозицию, но сохранил влиятельнейшие позиции в стране. Армия осталась сандинистской, полиция, администрация государственных учреждений и предприятий, крупнейший профцентр, ряд других массовых организаций также оставались оплотом сандинистов. Это делало власть нового правительства довольно эфемерной. Умиротворение и нормализация обстановки в республике были невозможны без участия СФНО, что понимали В. Чаморро и ее окружение. Еще в марте было достигнуто соглашение между В. Чаморро и руководством СФНО об укреплении мира и демократического процесса в республике на основе взаимопонимания, с учетом осуществленных преобразований. Силы обороны и охраны порядка обязались подчиняться новому президенту. В. Чаморро, став президентом, взяла на себя функции министра обороны, но главнокомандующим армией оставила сандиниста Умберто Ортегу, несмотря на недовольство контрас и консервативного крыла НСО. Это должно было обеспечить сотрудничество нового правительства с сандинистской армией и национальное согласие.

В мае 1990 г. по настоянию В. Чаморро и сандинистов наконец началось разоружение контрас, завершившееся 29 июня их полной демобилизацией. Всего были разоружены 22 тыс. человек, которые трудоустраивались, получали право на приобретение земельных участков и политическую деятельность. Армия Никарагуа была сокращена с 96 тыс. до 28 тыс. человек к концу 1990 г. Были восстановлены нормальные торгово-экономические связи с США и другими западными странами, оказавшими финансовую помощь Никарагуа.

Новое правительство старалось поощрить частное предпринимательство. Заявляя о признании в основном итогов аграрной реформы, оно расширило передачу земель в индивидуальную собственность крестьянским семьям за счет государственного и кооперативного секторов. Часть земель, экспроприированных, по мнению новых властей, незаконно, правительство намеревалось вернуть прежним хозяевам.

С первых же дней правительство В. Чаморро приступило к осуществлению своего плана ликвидации бюджетного дефицита и гиперинфляции и стабилизации экономики путем резкого сокращения государственных расходов. С этой целью оно попыталось провести массовые увольнения работников государственных учреждений и


предприятий, провести широкую приватизацию государственной собственности. Были отменены субсидии на транспорт, в несколько раз повышены цены на коммунальные услуги.

Экономическая политика властей была воспринята сандинистами как наступление на завоевания революции и встретила их резкое противодействие. Трудящиеся государственного сектора в мае и июле 1990 г. дважды предприняли массовые забастовки с участием до 100 тыс. человек против социально-экономического курса правительства и намеченных увольнений, за обеспечение прав и стабильной занятости государственных рабочих и служащих и повышение зарплаты вслед за ростом цен. Не работали министерства и другие государственные учреждения, общественный транспорт, связь, банки, которые были заняты стачечниками. Улицы столицы и других городов покрылись баррикадами. Забастовки приобрели характер политического противоборства сандинистов с правительственным блоком НСО. Против бастовавших выступили мелкие собственники, предприниматели, трудящиеся частного сектора. Правое крыло НСО обвинило правительство В. Чаморро в бездействии. На улицах происходили вооруженные столкновения сандинистов и их противников, сопровождавшиеся жертвами. Республика оказалась в состоянии раскола и на грани гражданской войны. Армия и полиция, контролировавшиеся сандинистами, отказывались выступать против бастующих. В конце концов В. Чаморро согласилась повысить зарплату государственным рабочим и служащим и пообещала, что не будет массовых увольнений и впредь все конфликты будут решаться с помощью диалога.

Забастовки мая–июля 1990 г. и удовлетворение требований трудящихся госсектора еще больше Осложнили экономическое положение. Правительственный план стабилизации экономики потерпел неудачу. Вновь возродилась гиперинфляция, составившая за 1990 год 13500%. Торговый дефицит превысил 400 млн. долл. Производство в 1990 г. сократилось еще на 5%. Полная и частичная безработица достигала 50% рабочей силы, в нищете пребывало 80% населения. Не оправдались надежды на получение новых займов и кредитов из США и других стран, ибо обстановка в Никарагуа отпугивала иностранных кредиторов.

В. Чаморро и ее правительство предприняли усилия по налаживанию диалога и сотрудничества с СФНО в поисках совместного решения проблем республики. В октябре 1990 г. правительством, организациями трудящихся и предпринимателей было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в нормализации социальной и экономической обстановки в стране. Предусматривалось сочетание борьбы против инфляции и бюджетного дефицита, политики оздоровления и оживления экономики с сохранением социальных завоеваний трудящихся (коллективный трудовой договор, право на


забастовку) и отказом от массовых увольнений в госсекторе. Предполагалось повышение минимума заработной платы в связи с ростом цен. Начав частичную приватизацию, правительство отказалось вернуть прежним владельцам всю собственность, экспроприированную сандинистами, предпочитая выдачу им компенсации или акций приватизируемых предприятий. Десятки тысяч крестьянских семей, получивших землю при сандинистском режиме, сохранили свои участки. В марте 1991 г. было объявлено о замораживании стремительно растущих цен. Расходы на оборону к 1993 г. были урезаны в 5 раз по сравнению с 1989 г. (со 182 до 36 млн. долл.) Правительство добилось отсрочки и льготных условий выплаты внешней задолженности и списания части долгов. В конце 1992 г. было списано 80% трехмиллиардного долга Никарагуа России. Республика стала больше получать иностранной помощи, займов и кредитов (всего за 1990–1993 гг. более 2 млрд. долл.).

С помощью подобных мер удалось улучшить состояние финансов и практически покончить с инфляцией (2% в 1992 г.). В 1992 г. наконец прекратилось дальнейшее падение производства, которое, однако, оставалось на очень низком уровне. Валовой внутренний продукт на душу населения за этот год составил всего 347 долл.– в 2,5 раза меньше, чем в 1987 г. По этому показателю Никарагуа оказалась на последнем месте в Латинской Америке, отстав даже от Гаити. Глубокий кризис переживало сельское хозяйство, пострадавшее от военных действий, социальной нестабильности и падения мировых цен на традиционную аграрную продукцию Никарагуа. Выручка от экспорта в 1992 г. оказалась в 5,5 раза меньше, чем в дореволюционном 1977 г.

По-прежнему крайне остро стояли социальные проблемы. В 1992 г. 54% экономически активного населения не имело работы. 80% никарагуанцев жили в нищете. Отчаянное положение обездоленных масс питало лево- и правоэкстремистские настроения. К тому же правительство оказалось не в состоянии в короткие сроки выполнить свое обещание наделить землей бывших контрас и демобилизованных бойцов Сандинистской народной армии, десятки тысяч которых оказались без средств к существованию. Часть из них вновь стала браться за оружие и нападать на сельскохозяйственные фермы и кооперативы, банки, частные дома, полицейские посты, блокировать дороги, грабить жителей, вступать в вооруженные стычки с посланными на их усмирение воинскими частями.

Развитие сотрудничества СФНО и правительства оказалось единственной возможностью предотвратить раскол страны на два непримиримых лагеря. Но компромисс давался нелегко и встречал противодействие справа и слева. Часть сандинистов выражала недовольство «примиренческим» курсом руководства СФНО и усилением социал-демократических тенденций в партии, усматривая


в этом отход от революционных позиций. С другой стороны, партии правящей коалиции, в том числе основная часть парламентариев от НСО во главе с председателем Национальной ассамблеи Никарагуа Альфредо Сесаром, требовали от правительства жесткой линии в отношении сандинистов, смещения Умберто Ортеги с поста командующего Сандинистской народной армии, чистки от сандинистов вооруженных сил, полиции, администрации, возврата всем прежним хозяевам отобранной у них в годы революции собственности. В. Чаморро отказалась пойти на это.

Обострение конфликта между сандинистами и их противниками из НСО в Национальной ассамблее привело к тому, что в сентябре 1992 г. все 39 депутатов-сандинистов, а вслед за ними и отколовшиеся от фракции НСО 8 депутатов – сторонников В. Чаморро покинули зал заседаний парламента. А. Сесар и оставшиеся депутаты от НСО продолжали заседать как высший законодательный орган республики, несмотря на отсутствие кворума (ушли 47 из 92 депутатов) и протест Верховного суда. В декабре по распоряжению президента В. Чаморро неправомочная сессия парламентского меньшинства была закрыта. 9 января 1993 г. открылась новая сессия Национальной ассамблеи с участием сандинистов и фракции В. Чаморро. В правительство В. Чаморро вошли три министра-сандиниста. НСО отказался участвовать в заседаниях парламента и перешел в открытую оппозицию левоцентристскому правительству. Участники НСО объявили о самороспуске коалиции и создании вместо нее Оппозиционного политического альянса. Однако обстановка в Никарагуа осталась напряженной, в дальнейшем отношения сандинистов со сторонниками В. Чаморро вновь осложнились. Среди самих сандинистов обострились разногласия между умеренным и более радикальным крылом.

Если в Никарагуа с разоружением контрас необъявленная война в 1990 г. закончилась, то в Сальвадоре гражданская война из-за непримиримости сторон продолжалась. Попытки христианско-демократического правительства Н. Дуарте в 1984 г. вступить в переговоры с повстанцами были сорваны реакционным армейским руководством. На всеобщих выборах в марте 1989 г. в Сальвадоре победил и с июня стал президентом лидер правой партии Националистический республиканский союз (НРС) А. Кристиани, получивший более 50% поданных голосов. Христианские демократы приобрели 37% голосов. Большинство левых сил бойкотировало выборы, в которых в условиях войны участвовала половина зарегистрированных избирателей. Новый президент постарался отмежеваться от экстремистского крыла правых, высказавшись за конституционные свободы и в поддержку решений, принятых совещаниями президентов центральноамериканских стран, за переговоры с повстанцами. В сентябре и октябре 1989 г. состоялись предварительные встречи представителей обеих сторон, но в ноябре в ответ на очередную террористическую акцию правых ФНОФМ


развернул широкомасштабные ожесточенные сражения по стране и в самой столице, с тем чтобы таким способом оказать давление на власти и побудить их к большей уступчивости. Бои привели к большим жертвам среди населения.

В апреле 1990 г. переговоры возобновились, затянувшись надолго. Правительство требовало от повстанцев сложить оружие и «включиться в демократический процесс». ФНОФМ соглашался на это только при условии чистки правительственной армии от реакционных элементов, наказания военных, виновных в нарушении прав человека, ликвидации карательных частей и осуществлении ряда других мер по демократизации республики. В 1991 г. в ходе переговоров при посредничестве ООН мучительно трудно, но все же стали намечаться с обеих сторон поиски компромиссных решений.

Наконец 16 января 1992 г. в Мехико было подписано соглашение о мире, положившее конец почти 12-летней гражданской войне, которая унесла 75 тыс. жизней. Боевые действия прекращались. В течение 9 месяцев повстанцы должны были разоружиться. Им гарантировались все гражданские и политические права. ФНОФМ преобразовался в легальную политическую партию. Вооруженные силы Сальвадора подлежали сокращению с 63 тыс. человек вдвое в течение двух лет и переходили под контроль гражданских властей. Репрессивные службы полиции и специальные карательные подраз-деления армии ликвидировались. Распускались военизированные гражданские организации. Предусматривалось создание национальной гражданской полиции с участием бывших бойцов ФНОФМ. Новая доктрина национальной безопасности должна была обеспечить невмешательство армии в политику и ограничить ее функции защитой суверенитета и территориальной целостности республики. Демократизировались избирательная и судебная системы. Правительство обязалось провести аграрную реформу, наделить землей крестьян и бывших бойцов ФНОФМ. Наблюдать за выполнением условий соглашения поручалось специальной миссии ООН.

Соглашение, таким образом, предусматривало демилитаризацию •и глубокие демократические преобразования в Сальвадоре на основе широкого национального согласия и означало поражение правоэкст-ремистских сил. Это явилось важнейшим результатом гражданской войны 1980–1992 гг.

17 декабря 1992 г. в столице Сальвадора в присутствии Генерального секретаря ООН Бутроса Гали состоялась торжественная церемония национального примирения, констатировавшая завершение выполнения основных положений о мире. Получив легальный статус в качестве политической партии, ФНОФМ определил себя как «революционная и демократическая» партия, которая намерена мирными средствами бороться за демократические преобразования и


социальную справедливость, имея конечной целью построение социализма. В марте 1994 г. состоялись всеобщие выборы, на которых победил правящий Националистический республиканский союз.

В Гватемале в начале 90-х годов все еще тлел очаг партизанской борьбы, которая велась с 1960 г., но так и не переросла в широкомасштабное движение. Тем не менее в результате карательной деятельности армии и военизированных организаций, вооруженных столкновений, террористических акций, действий репрессивных служб за 30 с небольшим лет в стране с 9-миллионным населением погибло свыше 150 тыс. человек, еще десятки тысяч пропали без вести, 1 млн. граждан стали беженцами. Были стерты с лица земли 440 населенных пунктов. Контроль гражданского правительства над всесильными вооруженными силами был довольно эфемерным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.