Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Панамский кризис и интервенция США в Панаме 3 страница




В апреле 1991 г. начались переговоры о прекращении вооруженной борьбы между повстанческими организациями и правительством. Однако они шли вяло и затянулись надолго без ощутимого прогресса из-за жесткой позиции армейского руководства, требовавшего одностороннего разоружения повстанцев, в то время как те настаивали на гарантиях своей легальной деятельности, мерах по демократизации страны, на реальном подчинении вооруженных сил гражданским властям и наказании виновных в преступлениях против прав человека.

С развязыванием главного узла центральноамериканского конфликта в Никарагуа процесс нормализации обстановки в субрегионе значительно продвинулся. Характерной чертой стали частые встречи президентов республик Центральной Америки. С 1990 г. в них участвовала и Панама. Совещание президентов в июне 1990 г. в г. Антигуа (Гватемала) констатировало, что насилие в субрегионе уходит в прошлое и на первый план встают задачи экономического развития и интеграции. В Антигуа президенты подписали План развития для Центральной Америки, предусматривавший совместные усилия в области научно-технического прогресса, в развитии инфраструктуры, в решении проблемы внешнего долга, координацию внешней торговли. Совещание высказалось за сокращение вооруженных сил стран-участниц, в поддержку конституционных форм правления и прав человека. В декабре 1990 г. были обсуждены планы соглашений о свободной торговле стран Центральной Америки с США и Мексикой. В рамках этих планов в январе 1991 г. президентами пяти центральноамериканских республик и Мексики принято решение об их экономической интеграции и создании к концу 1996 г. совместной зоны свободной торговли. Соответствующее соглашение было подписано в августе 1992 г. С этим связывались надежды на ускоренную модернизацию и достижение странами субрегиона достойного места в мирохозяйственном комплексе при сотрудничестве с Мексикой, а в перспективе и с США.


На совещании в Тегусигальпе в декабре 1991 г. президенты центральноамериканских республик высказали убеждение в том, что для превращения Центральной Америки в стабильную зону мира, свободы, демократии и развития необходимо добиваться ликвидации социального неравенства и решения острых социальных проблем, породивших конфликтную ситуацию в субрегионе. На этом совещании было решено создать Центральноамериканскую систему интеграции (ЦАСИ) в составе 6 стран перешейка (с Панамой). В июне 1992 г. созданы координирующие органы ЦАСИ с участием министров иностранных дел и экономических ведомств, принята программа действий по либерализации внутризональной торговли, введению общего внешнего таможенного тарифа, а также по реализации совместных проектов развития. Осуществление достигнутых договоренностей началось в 1993 г.

28 октября 1991 г. в столице Гватемалы торжественно открылась первая сессия Центральноамериканского парламента. На нее прибыли 68 депутатов от основных парламентских партий Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Никарагуа и Коста-Рика, подписавшие договор о Центральноамериканском парламенте, медлили с участием в его работе.

Более активно добивались всесторонней, в том числе политической, интеграции три республики «северного треугольника» на перешейке–Гватемала, Гондурас и Сальвадор. В октябре 1992 г. президенты трех республик выдвинули идею политического союза и создания Центральноамериканской федерации. В феврале 1993 г. они решили уже со следующего месяца приступить к ликвидации взаимных таможенных барьеров, осуществлению единой таможенной политики и интеграции финансовых систем. Определенный интерес к планам трех республик проявила Никарагуа, хотя ей мешали сложные внутренние проблемы. Коста-Рика поддержала лишь идею экономической интеграции. Панама же вообще скептически отнеслась к идее «единения в бедности» малых государств перешейка, соглашаясь на их интеграцию лишь как промежуточный этап к совместному сотрудничеству с США и Мексикой. Тем не менее, несмотря на некоторые расхождения и разные темпы, процессы интеграции стран перешейка друг с другом и развития их интеграционных связей с Мексикой и США обрели реальные очертания..

Новые условия в субрегионе способствовали росту притока сюда иностранных капиталов (в 1990 г.–2,1 млрд. долл., в 1991 г.–2,7 млрд.). Стала улучшаться экономическая ситуация, ежегодный прирост ВВП в среднем по странам Центральной Америки в 1990–1992 гг. составил 2–4%, выросла внутризональная торговля.


После гибели генерала Омара Торрихоса (1981) усилился отход панамского правительства и ведущей партии правящего блока – Революционно-демократической (РДП) от начатого им курса преобразований. Конституционная реформа 1983 г. заменила Национальное собрание народных представителей обычным парламентом – Законодательной ассамблеей. Формально в стране существовал многопартийный конституционный режим, но на деле реальная власть оказалась в руках генерала Мануэля Норьеги, занявшего в 1983 г, пост командующего Национальной гвардией Панамы (в 1984 г. преобразована в Силы национальной обороны). М. Норьега в прошлом был известен как сотрудник О. Торрихоса и старался представить себя продолжателем его дела. Он высказался в защиту суверенитета и за неукоснительное осуществление договора 1977 г. о канале. Панама выступала против вмешательства США в центральноамериканский конфликт, за мирное решение его и стала одним из инициаторов и участников Контадорской группы. В то же время Норьега все более подчинял своему контролю гражданское правительство и фактически утвердил режим личной диктатуры при опоре на Силы национальной обороны. В социально-экономической политике панамских властей произошла определенная переориентация на передачу ряда государственных предприятий частному капиталу и расформирование крестьянских производственных кооперативов, ограничение прав и завоеваний трудящихся, закрепленных в трудовом кодексе, что вызвало рост их недовольства.

С другой стороны, активизировалась оппозиция режиму отстраненных от власти в 1968 г. традиционных партий и других политических группировок, требовавших ликвидации особой роли вооруженных сил в политической жизни, ухода Норьеги с поста командующего, демократизации республики, оздоровления экономики путем сотрудничества с иностранным капиталом и поощрения частной инициативы, дальнейшего сокращения государственной собственности и государственных расходов. Оппозиция обвиняла Норьегу и возглавляемое им военное и гражданское руководство в диктатуре и коррупции, в нарушении прав человека. Оппозиция опиралась на большинство предпринимателей, мелкобуржуазные слои, либеральную интеллигенцию, часть трудящихся. Правящий блок во главе с РДП поддерживали, помимо военных, ряд националистических, реформистских и левых партий, в том числе Народная партия Панамы (коммунисты), влиятельные профсоюзы, которые критиковали отдельные аспекты социальной политики и авторитарные тенденции режима, но видели в Норьеге защитника национального суверенитета от империалистического вмешательства США и выступали против возврата к власти старых партий.


Оппозиция развернула кампанию забастовок, демонстраций, митингов. На улицах вспыхивали беспорядки. Сторонники властей предпринимали ответные действия. Общество раскололось, обстановка в Панаме накалялась.

По мере приближения срока полной передачи канала панамскому правительству и ликвидации американских военных баз в Панаме (конец 1999 г.) в США усиливались требования в пользу изменения договора, которое позволило бы сохранить в той или иной форме присутствие Вашингтона в зоне канала и после окончания этого срока. Норьега же занимал в этом вопросе твердую позицию. Осложнение внутриполитической обстановки в Панаме побудило США выступить с обвинениями Норьеги в нарушении демократических свобод и прав человека, в коррупции и в причастности к международной торговле наркотиками. В связи с этими обвинениями сенат США в июне 1987 г. потребовал отставки Норьеги. ОАГ осудила это решение как вмешательство в дела Панамы.

В феврале 1988 г. президент Панамы Э. Дельвалье попытался освободиться от опеки Норьеги и объявил о его смещении с поста командующего Силами национальной обороны. Нарьега отказался подчиниться и настоял на решении Законодательной ассамблеи об отставке Дельвалье и назначении другого президента. Дельвалье бежал в США в поисках поддержки. Вашингтон не признал нового президента, ввел экономические санкции против Панамы и блокировал панамские вклады в американских банках. В Панаме начались спад деловой активности, бегство капиталов из страны, усилились антиправительственные забастовки. Многие латиноамериканские правительства осудили действия Норьеги и присоединились к обвинениям в его адрес. Но одновременно они выступали против вмешательства в дела Панамы внешних сил, призывали к решению конфликта в Панаме между оппозицией и властями самими панамцами с помощью диалога.

Острая политическая борьба развернулась в Панаме в преддверии всеобщих выборов 7 мая 1989 г., на которых правительственной Коалиции национального освобождения противостоял Гражданский демократический альянс оппозиции. Выборы проходили в присутствии иностранных наблюдателей и увенчались победой оппозиции и ее кандидата Гильермо Эндары. Однако правительство объявило о победе с небольшим перевесом правительственной коалиции, что вызвало бурные протесты оппозиции, переросшие в уличные беспорядки и столкновения с силами порядка. Тогда 10 мая власти аннулировали итоги выборов как сопровождавшиеся нарушениями и спорные и заявили о необходимости повторных выборов. Но это не успокоило оппозицию, ряды которой ширились по мере ужесточения режима Норьеги и роста произвола с его стороны. США усилили обвинения


в адрес панамских властей, угрожая применить силу для смещения и захвата Норьеги. ОАГ признала, что в ходе выборов правительство Панамы и его сторонники допустили нарушения, но в то же время вновь высказалась против вмешательства извне в дела Панамы. Попытки ОАГ организовать переговоры противоборствующих сторон в Панаме при своем посредничестве не увенчались успехом. Оппозиция настаивала на признании своей победы, смещении Норьеги и отстранении Сил национальной обороны от участия в политической жизни.

Положение в Панаме продолжало обостряться. Было раскрыто несколько заговоров против Норьеги. 3 октября 1989 г. группа военных подняла восстание с требованиями отставки диктатора, но оно было подавлено. Руководители и организаторы восстания были тут же расстреляны. 11 октября Норьега был провозглашен «координатором народной власти», а 14 декабря – главой правительства, чем были закреплены его неограниченные полномочия. Норьега обвинил Вашингтон в причастности к попыткам его свержения и в подготовке интервенции против Панамы. 15 декабря в Панаме было объявлено «военное положение для сопротивления американской агрессии».

В ночь на 20 декабря 1989 г. американские войска численностью свыше 20 тыс. человек атаковали позиции Сил национальной обороны Панамы в густонаселенных кварталах столицы. Целями вторжения были объявлены свержение диктатуры Норьеги, его захват для передачи судебным органам США, восстановление демократии и защита проживающих в Панаме американских граждан. Силы национальной обороны оказали сопротивление, но войска США, имевшие подавляющее преимущество, в течение 20 декабря овладели основными стратегическими позициями в столице. 25 декабря Норьега явился в представительство Ватикана в Панаме. В начале января по настоянию Вашингтона он был выдан американцам и отправлен под арест в США. Там началась подготовка суда над ним по обвинению в нарушении прав человека, коррупции и причастности к контрабанде наркотиков в США.

21 декабря конституционным президентом Панамы был провозглашен победивший на аннулированных Норьегой майских выборах кандидат Гражданского демократического альянса оппозиции Гильер-мо Эндара, сформировавший новое правительство республики. К середине февраля 1990 г. американские войска были выведены из Панамы, кроме 13,5 тыс. человек, постоянно находившихся на военных базах США в зоне Панамского канала.

Вторжение войск США в Панаму было осуществлено под благовидным предлогом устранения коррумпированного преступного диктатора, связанного с наркомафией, восстановления демократии и передачи власти законно избранному панамцами президенту. Но в


любом случае это было грубейшим нарушением норм международного права, прямой вооруженной интервенцией, показавшей, что и в новых условиях Вашингтон не отказался от рецидивов имперской политики в Латинской Америке. От бомбардировок, артобстрела и военных операций погибли несколько сотен панамцев и свыше 4 тыс. человек, преимущественно гражданское население, были ранены. В столице значительно пострадали жилые кварталы. США добились замены неугодного им режима на дружественный в стратегически важном для них районе Панамского канала. Многие латиноамериканские правительства и парламенты, ОАГ, Генеральная Ассамблея ООН выразили осуждение интервенции США в Панаме.

В сентябре 1991 г. в Майами в США наконец начался долго готовившийся американскими судебными органами процесс над Норьегой. В апреле 1992 г. он был признан виновным в причастности к контрабанде наркотиков и в других злоупотреблениях и приговорен к 40 годам заключения.

Правительство Гильермо Эндары восстановило конституционный режим, подвергло чистке Силы национальной обороны и подчинило их контролю гражданских властей. Были смещены и преданы суду по обвинению в коррупции и нарушении прав человека многие чиновники прежней администрации. Правительство высказалось за соблюдение условий договора 1977 г. о канале, за развитие сотрудничества с латиноамериканскими государствами и с США. В преддверии передачи канала Панаме в феврале 1993 г. был издан закон о создании панамского управления межокеанской зоны. После некоторых колебаний страны региона признали новое правительство Панамы, хотя высказывались и сомнения в законности полномочий Эндары без повторных выборов.

Программа правительства Эндары предусматривала сокращение госаппарата и государственных расходов, приватизацию госсектора, снижение таможенных пошлин на импорт и другие меры в духе рекомендаций международных финансовых организаций. В 1990– 1991 гг. США предоставили Панаме 1 млрд. долл. в виде безвозмездной помощи и кредитов. Такая политика и помощь США содействовали стабилизации финансовой системы и экономическому росту (на 8% в 1992 г.), но увольнения в госсекторе, снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, беззащитность национальных мелких и средних предпринимателей перед экспансией иностранных товаров и капиталов вызвали нарастание недовольства в стране и падение авторитета правительства Эндары. Контрабанда наркотиков, коррупция и злоупотребления властей процветали и при новом правительстве. Активизировалась оппозиция. Революционно-демократическая партия, скомпрометированная сотрудничеством с Норьегой, постаралась отмежеваться от своего недавнего прошлого и вновь обратиться к наследию Торрихоса, стоявшего у истоков этой

311 '


партии. РДП имела 11 из 68 мандатов в парламенте. В 1991 г. в ряды оппозиции перешла Христианско-демократическая партия – крупнейший до того участник правительственного блока. В ноябре 1992 г. референдум по предложенным правительством Эндары поправкам к конституции, позволявшим, в частности, ликвидировать в стране по примеру Коста-Рики вооруженные силы, послужил поводом для выражения массового протеста против правительства Эндары и его политики. 60% избирателей не явились на референдум, а 2/3 проголосовавших высказались против предложений правительства. На президентских выборах 8 мая 1994 г. победил кандидат оппозиционной РДП Эрнесто Перес Бальядарес.

Центральноамериканский конфликт в 80-е годы был опасным очагом международной напряженности. Но в начале 90-х годов он был в основном урегулирован. Центральная Америка перестала быть объектом конфронтации между США и СССР с их союзниками. Прекратилась необъявленная война против Никарагуа, разоружены контрас, достигнуто мирное урегулирование в Сальвадоре, реализованы многие согласованные решения центральноамериканских республик. Реальные очертания приобрело сотрудничество государств, активизировались интеграционные усилия. На смену диктаторам пришли конституционные режимы, хотя в Гватемале и Гондурасе сохранялось значительное влияние в политической жизни вооруженных сил, имели место нарушения прав человека.

Ход событий в Центральной Америке в 80-е годы выявил бесперспективность в новых условиях дальнейшей революционной вооруженной борьбы в странах региона. Ее продолжение вело к новым человеческим жертвам, разрушению и дезорганизации экономики, усугублявшим бедствия населения, к встречной эскалации насилия справа, к опасному разрастанию и затяжке вооруженных конфликтов без явных шансов на решающий успех. Ситуация сложилась не в пользу революционной альтернативы, которая в итоге уступила место эволюционным процессам. Но революционный подъем, и в первую очередь Никарагуанская революция, а также борьба левых сил Сальвадора выполнили ближайшую историческую задачу, устранив накопившиеся на пути прогресса и демократизации преграды и ускорив позитивные перемены в субрегионе, дали стимул борьбе против диктатур в других странах Латинской Америки.

Сандинистская революция в Никарагуа потерпела неудачу в попытке найти быстрый и радикальный путь к созданию альтернативного капитализму общества социальной справедливости. Революционеры ушли от власти. Но непосредственные, ближайшие цели революции были достигнуты: свергнута многолетняя мрачная диктатура, в Никарагуа установился в итоге конституционный режим,

312
хотя путь к нему оказался нелегким. Политический плюрализм, аграрная реформа, смешанная экономика, неприсоединение во внешней политике – эти программные лозунги СФНО стали реальностью и в основном сохранились при новом правительстве. Было нанесено военное поражение вооруженной контрреволюции. Сандинисты остались влиятельнейшей силой в общественно-политической жизни республики, гарантом революционных завоеваний.

В развитии Никарагуанской революции было много общего с происшедшей на 20 лет ранее Кубинской революцией. Это проявилось и на стадии антидиктаторской борьбы, и в свержении диктатуры, и во многих революционных преобразованиях, и в эволюции самого революционного режима вплоть до середины 80-х годов, и в нараставшем противоборстве с контрреволюцией и с США. Никарагуанская революция как бы замкнула цикл латиноамериканских революций, начатый Мексикой в 1910 г. Общими чертами этих революций были систематические насильственные вооруженные формы борьбы, острые проявления классового антагонизма, быстрая радикализация социальных и политических преобразований и перерастание революционной власти в диктатуру. Но одновременно Никарагуанская революция несла в себе новые черты, особенно проявившиеся к концу пребывания у власти сандинистов, которые сближали ее, как и Чилийскую революцию 1970–1973 гг., с позднейшими поисками левыми силами новых путей преобразования общества на основе конституционного развития, демократизации, политического плюрализма и смешанной экономики. В этом также проявилось историческое значение Никарагуанской революции и ее опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.