Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая спроса (D) показывает связь, выражаемую этим законом, на рынке отдельного товара




Спрос, предложение и их динамика.

Характеризуя рыночную экономику, мы выяснили, что функционирование рынка определяется свойственными ему экономическими законами, к которым, как было сказано, относят такие, как законы спроса, предложения и конкуренции.

В этой связи нам предстоит подробнее познакомиться с тем, как спрос, предложение и конкуренция воздействуют на экономические процессы.

Что такое спрос?

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители могут и хотят купить при сложившейся цене в данный период.

Что же определяет количество товара, на которое предъявляется спрос? 1/ цена товара или услуги; 2/ вкусы покупателей; 3/ доходы потребителей; 4/ распределение дохода между домохозяйствами; 5/ цена на товары-заменители; 6/ общее число покупателей данного вида товара; 7/ инфляционные ожидания.

Каждый из этих факторов играет ту или иную роль, но главное воздействие на спрос оказывает цена – “Р”.

Закон спроса

Зависимость между ценой и спросом носит обратный характер, а поскольку эта зависимость является устойчивой, существенной, внутренней, она формулируется как закон спроса: чем выше цена товара, тем ниже спрос на него (если другие факторы остаются неизменными).

 

Кривая спроса

 

P D

 

P1

P2

P3 D

P4

 

0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q

 

Спрос меняется и под влиянием неценовых факторов: доходы покупателей, их вкусы, мода, товары-заменители, послепродажное обслуживание, которые воздействуют на кривую спроса.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, а сдвиг кривой влево – уменьшение спроса.

В этой связи в экономической теории известны эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос вследствие изменения цен./Понижение цены повышает реальный доход, расширяет и разнообразит спрос, перемещает его на более качественные товары/.

Эффект замещения

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемов спроса потребителей. /Снижение цен на один товар вызывает перемещение спроса на него с других товаров и наоборот/.

Предло-жение

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.

Предложение товаров на рынке – это количество товаров, которые производители готовы продать по определенной цене в данный период.

Состав предложения формируется из пяти групп товаров:

1) сырья; 2) товаров производственного назначения /оборудования/; 3) труда /наемного/; 4) капитала /производительного и денежного/; 5) услуг /действий, в которых достигается полезный эффект/.

Закон предложения

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество /при прочих равных условиях/ будет произведено и предложено к реализаций и наоборот. В этом состоит закон предложения. Его действие опирается на цены, в результате смещения которых происходит увеличение или снижение производства, перемещение ресурсов в те виды производства и отрасли, где цены удовлетворяют производителей.

 

Он иллюстрируется кривой предложения:

P

P1 S

 

 

P2 S

 

Q2 Q1 Q

Кривая предложенияэто кривая, показывающая зависимость между количеством предлагаемого товара и его ценой при неизменных неценовых факторах, влияющих на предложение.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, они привлекают в данную отрасль производителей, с другой стороны, в этих условиях предприниматели получают высокую прибыль и имеют возможность расширять производство.

Но это происходит до известного предела, поскольку высокий уровень дохода снижает стимулирование роста производства, а также по той причине, что предприниматель опасается перенасыщенности рынка товарами с последующим снижением цен.

На предложение воздействуют и следующие неценовые факторы: 1/ наличие взаимозамещающих товаров производственного назначения; 2/ уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров; 3/ налоги и субсидии; 4/ качество ресурсов и факторов производства; 5/ конкуренция на рынке одноименных товаров; 6/ условия продажи (реклама, маркетинг и др.).

Все это влияет на издержки производства данного товара и его предложение.

Равновесная цена

Итак, рыночным процессом ценообразования управляют спрос и предложение.

Но на каком уровне должна устанавливаться цена?

Она устанавливается под влиянием многообразных рыночных сил, как цена равновесия, которая формируется в результате уравновешивания спроса и предложения, происходящего под влиянием конкурентной рыночной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.